Версальская версия универсума

       Смысловой пасьянс абсурда.
      
      "Определения конечного и бесконечного одинаково сталкиваются между собой, будем ли мы применять их к времени и пространству, к миру или они будут признаны определениями внутри духа, точно так же как черное и белое все равно образуют серое, смешаем ли мы их на стене или только на палитре."
                Гегель "Наука логики"    

       Светлые, невесомые идеи конденсируются в доктрины, те выпадают осадком идеологий, которые суть мифы -- расходный материал политики, коим она приводит в движение инертные исторические массы всегда готовые умирать и убивать за очередной  "-изм". Расхожий тезис: всё что делается ради человека -- благо, всё, что во имя чего-то -- зло.
       Да, но без идеалов люди начинают хрюкать, возразят некоторые.
       Согласен.
       Однако это же случается с людьми и под хрюкающие идеалы.
      "Дайте мне средства массовой информации и я из любого народа сделаю стадо свиней" Й.Геббельс
       Человек в центре мира одно время был доминирующей идеей, которая не раз превращала людей в скотов.
       Бог был в центре мира, но за право верить в Него на свой манер с тем же остервенением проламывали головы.
       Что не поставь на это "свято место", результат тот же.
       Как быть?
       Если диалектически поумничать, то можно сказать, что каждый раз требуется нестандартное решение -- локализировать ядерную мощь идей в реакторе здорового скепсиса ради...
       Ради чего?
       Может, ну его, это "центр мира", оставить его пустым или не обращать внимания?
       Не знаю... Вяловат сюжет выйдет у истории людей.
       То, что должно случиться -- случится.
       Существование драма ради ... Ммм... Ну, допустим, ради тех, кто эту драму наблюдает, в ней же и участвуя.
       Так и на этот раз.
    ...Мифы, как известно, не творятся, а являются, всплывают из коллективного бессознательного в пёстром кружении архетипов. В состоянии нерефлективного сна всё происходит сходным образом.            
       Сны, правда, бывают кошмарными.
       И те трагические события, которые мы наблюдаем сегодня результат макиавеллианской политики, отражающей коллективное бессознательное народа.
       А бессознательному не прикажешь -- приказывает оно.
      "Истинный лидер всегда ведом".
       В данном случае, он персонализированная обида на законы Истории -- концентрат желания восстановить "историческую справедливость" согласно сновидению, в которое погружена огромная страна. Именно этим ностальгическим переживанием реванша, перманентной неполноты, читай неполноценности, и собирались земли "Третьего Рима".
      Неспособный к качеству компенсирует количеством.
      Но много не значит хорошо. Психологи знают, богач может пребывать в психологии нищего. Хочется величия на голодный желудок, но это неутолимый голод к несбыточному величию.
      "Почему другим должно быть лучше, чем нам?!".
      "Кто не с нами, тот собакоголовый фашист. Любить Родину имеем право только мы. Чужой патриотизм это нацизм."
      "Мы духовны, потому что мы русские".
      "В чём сила, американец? Сила в правде."... нашей силой утверждённая.
       Оруэлл не фантазировал.
       Айсберги тают медленно, с грохотом разваливаясь на части.
      "Версальский синдром" 91-го на наших глазах сублимируется маленькой победоносной войной на руинах бывшей империи.
       Тихонечко пострелять не получиться, уже понятно.
       87% наивно полагают, что оживает порубленный на куски Илья Муромец, поливаемый "живой водой" праведного гнева на весь мир крючконосых басурман, на деле -- оживает Чудовище Франкенштейна.
       Уже такое было и плохо закончилось.
       Прозрачные исторические аналогии...
       Мучительное пробуждение целой нации неизбежно, как восход солнца. Но предрассветный сон самый крепкий.
       Будильник на взводе.
       Немцы до нюрнбергской "кастрации" тоже любили человечину, теперь любят людей.
       Поговаривают, даже евреев, цыган и гомосексуалистов.
       Но живописные поля, леса, долины Европы таят "культурный слой" -- пепел печей.
       Сведущему остаётся сохранять хладнокровие свидетеля Истории.

       Когда пахнет серой от разрядов мнений, выдаваемых за вечную истину -- о критериях не спорят, о них договариваются. Чего "носители истины", мыслящие в авторитарной парадигме "или-или" то есть "третьего не дано", а не в плюральной "и-и", понять не в состоянии. Надо, хотя бы в качестве рабочей версии на время отступить от своих "краеугольных" принципов, чтобы мирно решить проблему.
      Из смертных, каждый прав лишь в степени веры в свою правоту.
      Как показала история, в виду многообразия мнений об истине, прав тот, кто отвоевал право быть правым.
      Победителей не судят лишь до прихода нового победителя.
      В своё время, до этого гонимое христианство, став официальной религией Рима, само начало насаждать как картошку свои представления о Боге и мире. С чем новоявленные интерпретаторы Слова божьего, неистово борются и поныне. Но одержи они победу, станут с прежним азартом Иисуса Навина "зачищать" мир от инаковерующих до последнего младенца, мня себя дланью господней.
      Пауки в банке насыщаются друг другом до полного исчезновения.
      Последний, правда, умирает от голода.
      Тот кто за пределами банки, понимает, есть только мнения об Истине, но не она сама. Ни одним священным текстом, будь-то Библия, Коран, Бхагаватгита, Алмазная сутра или «Манифест коммунистической партии», истина не исчерпывается.
      И в этом великая надежда на то, что мы можем стать свободными от любых окончательных истин.
      
   ... Если бы у меня появился шанс создать мир по своей прихоти, я бы создал его компактным, но внутренне ёмким. Умирая, каждый в этом мире, тут же рождался в теле и обстоятельствах того, с кем он до этого имел непосредственную связь в жизни. Естественное знание, что любая обида, унижение или преступление против другого, кем неминуемо станешь ты, не требовало бы появления религии. И рай и ад одновременно присутствовали бы в реальности каждого воплощённого существа. Всякий живущий в такой модели был бы в роли и палача и жертвы. Наверное, не смотря на видимую справедливость, это был бы жестокий мир, не лучше посмертного мира мгновенного исполнения желаний, которым пугали еврейские мистики не владеющих культурой прав и запретов.
       Христианское сознание "одноразового" человека апокалиптично потому, что суд отдаётся на откуп Богу, некоему трансцендентному рефери. "Мне отмщение и Азм воздам". История рассматривается как история преступления перед Творцом, который волен казнить или миловать. Человечество боясь несправедливой ошибки, перепоручает суд идеальному Палачу, проекции потенциальной Жертвы, -- сказал бы какой-нибудь Фейербах. То есть кульминация драмы происходит за кулисами, а не на подмостках сцены. Чеховское ружьё стреляет в спину выходящему из зала, а не в третьем акте пьесы. И мы якобы живём в отсроченном во времени апокалиптическом будущем, которое никак не наступает.
   
   ...В постмодернистской фазе мир априори не может быть биполярным.
      Дуальная оппозиция нанайских мальчиков в мешке изжила себя не только в философии.
      Усложнившийся современный мир -- ризоматическая модель с плавающими центрами коннотативно зависящими друг от друга. Децентрация это не отсутствие чётко артикулированного центра, а глокализация разнородных цивилизационных центров, их disseminatio, где любой социально-культурный очаг имеет свойство одновременно универсального и уникального "холона". Мир вступает в бесполюсность -- хаос мистера Хааса.
      Проще говоря, надо будет договариваться ради равновесно-неравновесной устойчивости.
      Не договоримся окончательно и бесповоротно, природа сделает это за нас, но уже в Эдеме каменного века.


Рецензии