ВСЕ МЫ - ЛЮДИ

рассказ альтруиста

Она была маленькая, согбенная, морщинистая. В поношенной одежде. Сиротливый зуб виден во рту. Стоит и с печалью смотрит на людей, снующих перед ней, здесь, на железнодорожном вокзале.
Разве мог я выдержать? Нет. Я достал из кармана деньги и бросил в её кастрюльку. Старушка низко мне поклонилась, поблагодарила, пожелала хорошего здоровья.
А мне было досадно. И обидно. За державу. Социализму изменила; утащила общество за собой в рынок, капитализм, а да таких вот старых ей дела нет. Хоть ложись им и умирай.
Бабулька эта, как от неё узнал, живёт одна. Тяжко, в горечи. Пенсии едва на хлеб хватает  да первейшие потребности. Всегда ощущает голод. В продовольственный магазин боится заходить, потому что от вида колбасы просто млеет. Помощи ниоткуда уже не ждёт.
- Вот и приходится, милый, стоять здесь и просить у людей. Стыдно, конечно, да что сделаешь…
Я отошёл в сторону и смахнул с ока слезину. Доля, доля, что ты вытворяешь с людьми! Пусть бы как-то немного легче. Неужели это невозможно?!.
Вынул все деньги, что были у меня, и ещё раз подошёл к старой.
- Возьмите, пожалуйста. Для вас не жалко.
Бабулька удивлённо глянула на меня, потом взяла и снова хотела было мне поклониться. Но я остановил её.
- Не надо. Я же это не из выгоды делаю, а просто, по-человечески, сочувствую вам.
- Спасибо тебе, сыночек! Ой, спасибо! Пусть тебе божечко даст того, чего ты сам себе хочешь!..
- Ничего не говорите. Я же это от всей души. Люди должны помогать один одному.- Возьмите вот и куртку мою.
Однако бабуля не брала куртку, которую я с себя снял. Нерешительно она косилась на меня.
Она сомневалась в моих искренних чувствах! Искренних намерениях!
Быстро я тогда снял с себя всё остальное, кроме трусов, и протянул свёрток бабуле.
- Не отказывайтесь, очень вас прошу. Теперь это всё ваше.
Помедлив, бабуля вещи всё же приняла.
- Вот. И не смущайтесь,- сказал я.- Вы мне ничего не должны. Продайте, и у вас будут деньги.
На душе у меня росло и ширилось что-то невероятное. Что-то острое, щемящее.  Светлое, радостное. Давно не переживал я такого возвышенного настроения.
Вдруг я увидел, что бабулька как-то по- особенному смотрит на меня.
В её глазах я почувствовал упрёк.
Да, ясный, выразительный то был упрёк.
И этот упрёк… адресовался… мне!!
Я скинул с тела последнее, что ещё имел – трусы, и отдал бабушке. Она кивнула головой, взвалила на себя мои вещи, попросила меня подать ей кастрюльку, и не спеша затем подалась прочь.
Издали она очень была похожа на вьючного ослика.
Не стихала вокзальная суета. Дул пронзительный ветер. Тело моё посинело, покрылось гусиными пупырышками. Я прикрыл одной рукою свой сором, другую вытянул перед собой и, чтобы не замёрзнуть, стал подскакивать на месте.
Люди вокруг хорошие, обязательно помогут.

                Авторский перевод с белорусского 


Рецензии