Ч. 40 Мне сверху видно всё

Предыдущая страница http://proza.ru/2014/08/31/2003

Топить беспощадно

Часть 40. Мне сверху видно всё

Отчаянные парни плавали на подводных лодках, но не менее смелые летали и на тогдашних самолётах над морем. Шансы на выживание и у тех, и у других, были минимальными. До 1917 года авиация не представляла серьёзной угрозы подводникам. Слишком слабыми были самолётные двигатели, чтобы летать над морем с бомбовой нагрузкой. К тому же, сесть на воду, а потом взлететь, могли только самые искусные пилоты, да и то, в зависимости от погоды.

Пока англичан, как говорится, не припекло, оно не уделяли большого внимания противолодочной авиации. С 1914 года, когда переход британских экспедиционных сил через Ламанш прикрывали дирижабли, и до 1917 года эти воздушные гиганты оставались главным средством борьбы с подводными лодками с воздуха.

Но по мере приобретения опыта и совершенствования воздухоплавательных аппаратов авиация становилась всё более опасной угрозой для подводных лодок. Командиры германских подводных лодок всё чаще стали объяснять свои неудачи в боевых походах присутствием вражеских самолётов и дирижаблей.

29-го июля 1917 года командир подводной лодки UC-16 обер-лейтенант Георг Раймарус записал в вахтенный журнал, что два британских самолёта атаковали лодку в районе Норт Хиндер. Подводная лодка шла на перископной глубине. С самолётов сбросили три бомбы, причинившие серьёзные повреждения. Их взрывами сорвало крышки торпедных аппаратов, выбило заклёпки в торпедном отсеке, и его затопило, повредило аккумуляторные батареи.

Командир приказал всплыть и открыть по самолётам ружейный и пулемётный огонь. Самолёты благополучно улетели восвояси, а подводной лодке из-за повреждений пришлось вернуться в базу Брюгге. Но от судьбы не уйдёшь. Экипаж подводной лодки, который потопил сорок три судна и шесть повредил, погиб 4-го октября 1917 года. Предполагается, что подлодка подорвалась на мине вблизи Зебрюгге. Погибли все двадцать семь человек.

26-го октября 1917 года тело одного из офицеров этой подводной лодки выбросило море на голландский берег близ Норвика.

Спустя шесть недель после атаки UC-16 три британских самолёта атаковали подводную лодку UB-12, которая шла в надводном положении. Командир лодки капитан-лейтенант Эрнст Штайндорф скомандовал: «Срочное погружение».

Лодка получила повреждения от бомбардировки глубинными бомбами с самолётов, но Штайндорф решил, что эти повреждения не столь значительны, чтобы возвращаться в базу, и продолжил выполнение задания.

Обер-лейтенант Эрнст Шёллер, последний командир UB-12, оказался менее удачливым. 19 августа 1918 года подводная лодка вышла из Зеебрюгге, и больше её никто не видел. По английским сведениям, подлодка погибла от взрыва мины вблизи острова Гельголанд. Из экипажа не спасся никто.

Английские лётчики, базировавшиеся на сухопутных аэродромах, при полётах над морем испытывали сильный стресс, потому что моторы самолётов были ненадёжными и часто выходили из строя. Дальше двадцати пяти миль от берега они не летали.

В последний год войны на вооружение поступили двухмоторные самолёты Блэкберн Кенгуру, DH-6 и DH-9, которые могли успешно атаковать подводные лодки на дальних расстояниях. Англичане пробовали установить на морские самолёты гидрофоны, но из этой затеи ничего путного не вышло.

Американцы создали самолёт, который мог и летать далеко, и нести большую бомбовую нагрузку. Они передали чертежи в Англию, где стали тоже их производить. Этот самолёт так и назывался «Большой американский морской самолёт». Но английские лётчики жаловались на то, что он был очень сложным в управлении, и они испытывали огромную усталость после постоянного напряжения в полёте.

Поэтому англичане предпочитали использовать дирижабли, над совершенствованием которых они тоже упорно работали. В ноябре 1918 года на вооружении противолодочных сил находились свыше ста дирижаблей, базировавшихся на двенадцати станциях и шестнадцати подстанциях.

США свою авиацию базировали во Франции.  Американские лётчики летали вместе с французскими, но немецкие подводники больше опасались англичан и меньше французских и итальянских авиаторов. Все лётчики, независимо от национальности несколько преувеличивали свои победы.

Не отрицая роли авиации в борьбе с подводными лодками, заметим, что потопить лодку удавалось только при взаимодействии с надводными кораблями. Кому принадлежала честь уничтожения противника, разобраться бывало непросто.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/11/1095


Рецензии
Теперь фиг им.
Ракетоносцы не всплывают.

Реймен   10.09.2014 22:24     Заявить о нарушении
Но подвсплывают на пятьдесят метров.

Владимир Врубель   11.09.2014 00:09   Заявить о нарушении
Бывало что и всплывали.
НАТОвские "Орионы" шарахались от них как от черта.

Реймен   11.09.2014 09:18   Заявить о нарушении
"Отчаянные парни ПЛАВАЛИ на подводных лодках..."
А я не отчаянный не ХОДИЛ...

Виталий Полищук   12.09.2014 22:28   Заявить о нарушении
Виталий,
информация для сведения: "ХОДИТЬ" стали только после революции, когда морская дворянская элита сменилась на детей рабочих и крестьян. А до этого ПЛАВАЛИ. Можешь в этом убедиться, взяв книгу любого современника-мариниста времени, о котором я пишу.
У меня сфера интересов только 19-й век и дореволюционный период.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   12.09.2014 23:56   Заявить о нарушении
Согласен. Не знал. Я тогда не плавал.

Виталий Полищук   15.09.2014 17:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.