Город

   Мы знакомы совсем недавно. Сначала он мне и не понравился: незаурядный, низкий, непривлекательный, одетый в потертую временем одежду. Простой. Я прошел мимо, когда нашим дорогам впервые довелось пересечься. Возможно, он меня вовсе не заметил. Обычная ситуация, будничное событие.
   Но время идет. Оно никогда не ходит с пустыми руками. Оно несет с собой самые неожиданные сюрпризы, повороты, вещи. Так случилось, что оно прошло мимо, когда мы снова могли увидеть друг друга, осенив нас обоих сдержанной, но все равно очень приятной улыбкой. Мы оглянулись вместе, завороженные. Невольно оказались заложниками одного момента, застыли, провожая взглядом величественно удаляющуюся фигурку. Тогда мы перекинулись парой словечек о времени. О грациозной походке, которой оно спешно удалялось от нас, о тонких, красивых руках, которыми оно салютовало всем вокруг. Люди глядели на идущее мимо время. Кто-то был рад, кто-то вешал голову, но ничто не влияло на уверенно движущееся время. Это были его люди. Все смотрели на время, а он был рядом со мной. Его люди были там, далеко, а он был рядом со мной. Это было странным, ведь я ему совершенно ни кем не являлся. Мы просто перекинулись парой словечек о времени. Этот короткий разговор стал причиной нашего знакомства. С того момента все пошло по-иному. Время преподнесло нам обоим сюрприз.
   Я поселился у него. Я не стал таким же, как те, его люди. Я был чужим, приезжим. Первое время мы мало общались. Я лишь иногда выходил из своей конуры, и каждый раз мы встречались, но это были молчаливые, мимоходные перестрелки взглядов. Точно, мы пристреливались, мы оценивали друг друга. Но у него было преимущество: все здесь принадлежит ему. Он не просто знает эти округи, они – часть его. Он чувствует их. А я был один, я ничего не знал.
   Так длились дни. Мало дней, но они тянулись. Тянулись безумно долго и невыносимо скучно. Тогда я решился. Я назначил ему встречу. Мне кажется до сих пор, что он ждал этого. Он ни за что не сделал бы первого шага к знакомству. Наверное, он так же скромен, как и я. А может хитер. Но я назначил ему встречу.
   Это было удивительное чувство. Я еще не знаю имени этому настроению, но мне было приятно. Новые впечатления ворвались потоком и разлились по всей небольшой комнатке моей неприглядной души яркими красками. Я был один, но при этом чувствовал его присутствие. Он водил меня по своим улочкам: маленьким, и большим; показывал свои дома: старые, ветхие, и новые, высокие; знакомил меня со своими людьми: совершенно разными. Но при этом их объединяло что-то. Он сам рассказал мне это. Они были заняты своими делами, они ходили своими привычными, давно выработанными и заученными маршрутами, они радовались своим успехам и праздникам. Они каждый раз проходили мимо него, не замечая, редко вспоминая о нем. Даже такие же приезжие люди, как я, не обращали на него должного внимания, привыкали к здешней жизни, превращая ее в обыденность, заливая ее серыми тонами. Это обижало его, ему было одиноко. Поэтому он сразу отметил меня и следил за мной, так как и я питал к нему с первого дня любопытство и интерес, пусть он мне и не понравился сначала. Его откровенность была мне приятна тогда, он показался мне знакомым, он кого-то напоминал. Теперь я уже не боялся неизвестности и одиночества, я стал чаще гулять, осваивая окрестности, которые принадлежали ему, а он всегда приветствовал меня и составлял компанию.
   Все больше и больше меня привлекали его владения, а его старая и потертая накидка казалась теперь приятной: она создавала в его образе какой-то теплый уют. Я бродил по улицам, множество машин шумно проезжали мимо, трамвайчики и троллейбусы проверяли давнишние маршруты. Мне казалось все необычным и интересным, я, не задумываясь, направлялся в первый же поворот, который приглядывался мне. Особо удивительной вещью стали для меня его мосты. Совершенно обычные, не какие-нибудь разводные, украшенные и величественные, нет. Это были простые, широкие мосты, над которыми всегда стоял механический гул транспорта. Но мне нравилось проходить по узким пешеходным тротуарчикам мостов, бросать взгляд на его реку. Красивую, тихую. Я спускался и гулял вдоль этих вод. На бетонных берегах вечерами сидели одинокие рыбаки, люди кормили голубей, гуляли с животными, детьми, или просто друг с другом. По зеркальной поверхности реки скользили серые уточки, плавали зеленые листочки кувшинок, катались маленькие катамараны. Красовалось глубокое небо.
   Еще мне нравились его скверы и парки. Они были самыми разнообразными: маленькими и большими. Старыми и темными, или новыми и яркими, красивыми и шумными, или уединенными и тихими. И еще: они были повсюду! Не только у его широких площадей, шумных и оживленных улиц, центральных районов, но и в отдаленных жилых кварталах, маленьких тихих двориках. Деревянные лавочки приглашали прохожих к отдыху и уединению.
   Его главные улицы и многолюдные площади тоже привлекали меня своим шумом и оживленностью. Мне нравилось двигаться в небольшом потоке людей и при этом чувствовать себя отдельным от них, самим собой. Нравилось гулять по его мощеным бульварам, слушать уличных музыкантов. Мне нравились его достопримечательные памятники, цветущие клумбы, удивительные фигурки из зеленого мха. Привлекали большие и красивые здания и магазины, театры и библиотеки. Даже ветер здесь был другим. Холодный, тихо напоминающий мне о неминуемом начале загадочной осени.
   И сейчас он все еще знакомит меня со всем этим и, конечно же, с самим собой. Мы общаемся. Он рассказывает мне свои истории, а я рассказываю свои. Я часто спрашиваю у него совета, и он не отказывает в помощи. Он пообещал мне радушно встретить любого, кого я бы захотел привести к нему в гости, кому я хотел бы показать его загадочно простые и красивые местности. А я пообещал, что непременно расскажу о нем.
   Теперь мы часто видимся с ним. Эти встречи скрашивают мое одиночество. Они приятны и интересны. Я не знаю, станем ли мы с ним хорошими друзьями и товарищами. Не знаю, как долго будем знакомы. Возможно, когда-нибудь я уеду, оставив его навсегда. Но его потертая одежда останется в моей памяти. Его образ: незаурядный, низкий, непривлекательный. Простой. Я знаю теперь: он напоминал меня. Мы похожи с ним. Именно поэтому время преподнесло нам сюрприз, свело нас вместе, познакомило. Именно поэтому я рассказываю о нем. Именно поэтому я ему благодарен.


Рецензии