Два портрета

     Профессия - это род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, подразумевающий определённый набор знаний и умений. С годами теоретический багаж и практический опыт, в свою очередь, вносят коррективы в психику носителя.

     Простейшие примеры. Женщина средних лет, всё знает, на все вопросы имеет ответы, очень любит говорить и слушать себя, но совершенно разучилась слушать собеседника. Узнали? Совершенно верно, это учительница.

     Мужчина неопределенного возраста, жутко подозрительный, везде мнит тайны, интриги и измены. В самом худшем предположении - всюду "измена Родине". Кто это? Правильно, ФСБэшник.

     Инфантильная личность непонятного пола: или мужчина или женщина, с нервным тиком, нервным смехом и изменчивым настроением. Может заливисто смеяться без остановки, или, наоборот, долго пребывать в депрессии. Хорошо, если не присвистывает. Угадали? Конечно, это психиатр.

     Люди одной профессии становятся похожими друг на друга не только поведением, нередко и внешним обликом. Конечно, им не стать, как «те двое из ларца, одинаковых с лица», но очевидное сходство отчетливо прослеживается.

     Но мне бы хотелось поделиться наблюдениями из серии "Всё наоборот", который заключался в глубочайшей психологической разнице двух мастеров одного рода деятельности.
 
     Когда-то, давным-давно, я решила сделать ремонт квартиры. Решение - это только посыл, а само действие влечёт немалые усилия. Особенно если речь идёт о 90-ых. В те годы был стойкий дефицит всего: и материалов и профессионалов. Рынок был пуст.

     Мне посчастливилось за короткое время познакомиться с двумя настоящими знатоками своего дела. Но, Боже мой, какая между ними была разница! Они не были не только двумя сторонами одной медали, они были как северный и южный полюса.

     Если бы о них писали  в газете, вся информация уложилась бы в одной строке: "Мастер-отделочник предлагает свои услуги".

     Роднило их только одно - стоимость предлагаемых услуг.

     Сейчас такое предложение принято называть бюджетным.  То есть, не дорогим. По нашим понятиям, экономически выгодным.

     Я не помню не только их фамилий, но, стыдно признаться,  даже имён. Но отчетливо помню, простите, за фамильярность, прозвища, которыми я их нарекла.
 
     Первый мастер именовался "свободный художник". Он мне не нравился. Не опрятный, неопределённого возраста, патлатый. Ходил он размашисто и всегда - в берете. Мне казалось, он в нём даже спал. Но это не самые большие недостатки. Основной заключался в нежелании исполнять требования заказчика. Не имеет значения, что хочет клиент, главное, отношение мастера к этому желанию. А отношение было откровенно наплевательским. Мало ли чего захочет капризный клиент?! Не бежать же всё исполнять. Как говорится, существуют два мнения: «одно - моё,  другое – неправильное».

     Так было в моем случае. Я - сносим, порог. Он - нет, нельзя. Я - наклеиваем потолок, он - нет, нельзя. Можно, но вот так и вот так. А его предложения мне не нравятся.  И так постоянно. Компромиссы находились с трудом, чаще я принимала волевое решение и добивалась его выполнения.

     Устала я от него. Однако, свою работу он сделал.

     Отдохнув от диктатора-отделочника, я стала искать нового мастера для продолжения работ. Очень хотелось ремонта легкого, без военных баталий и труднопреодолимых преград.

     Представьте, мне повезло. Совершенно случайно я узнала, что мой сосед - профессиональный отделочник. Он работал в бригаде себе подобных, но заказы шли с перебоями. Я его нашла как раз в момент очередного простоя.

     Этот, в моей картотеке, проходил под кличкой "Гегемон". Простецкий мужик из самой рабочей среды. Не подумайте, это был не шариковский персонаж, с его "всё взять и всё поделить".  Он не планировал ничего брать и делить, ему это было не нужно. Он был личностью самодостаточной. На мой взгляд, глубоко самобытной. Смею предположить, что ему вообще были чужды такие понятия, он был готов "взять и отдать". С одним лишь условием, чтобы его понимали и относились уважительно. Его мечтой было "жить среди своих". А жил он с мамой, которая его не понимала совершенно. Видимо из-за категорического взаимного непонимания они ругались. Самозабвенно, каждый по-своему. Мама тихо и монотонно, сын - на высокой эмоциональной ноте. Через стену казалось, что на очередном витке скандала соседа должен хватить речевой удар. Но потихоньку страсти утихали, перепалка заканчивалась, на какое-то время устанавливалось перемирие.

     Наш совместный ремонт совпал с двумя периодами в жизни Гегемона, как я уже отмечала, был простой в работе и идиллия в семье.

     Настроение у соседа было благостное, жизнь, что называется, удалась, тянуло на свершение трудовых подвигов.

     Умел мой новый мастер всё. Нисколько не лукавлю: белить, красить, клеить обои, класть кафель, чинить электрическую проводку и собирать мебель. Кроме этого, он вносил в трудовой процесс удачные дизайнерские коррективы, например, как путем нехитрой перестановки кухонного гарнитура, значительно увеличить жизненное пространство. Душка, а не работник!

     Но, не зря гласит народная мудрость "и на солнышке бывают пятнышки". Так было и в нашем случае.

     Гегемон был тонкой духовной организации, такой, знаете, интеллигентной, с претензией на аристократичность. Он пробуждался к обеду, долго приводил себя в порядок, чинно и с удовольствием пил кофе и смиренно ждал вдохновения. Это душевное состояние посещало его часам к шести-семи вечера, поздновато, конечно, но регулярно, каждый будний день и даже по субботам. В воскресенье вдохновение брало выходной.

     Я пробовала внести коррективы в такой регламент, потерпела полное фиаско и покорно сдалась. Мастер был уж очень хороший.

     Осчастливленная к ужину прибытием работника, я наслаждалась процессом его деятельности до полуночи. Работу приходилось категорично прерывать, сильно спать хотелось. Для увлеченного гегемона мой сон не являлся сигналом для окончания трудового порыва, приходилось выставлять ультиматум в лице остальных жильцов дома. Не трудно догадаться, что страдали соседи вовсе не бессонницей, а создаваемым шумом. Вместе с ультиматумом я выставляла его за дверь.

     Один из вечеров плодотворного труда был вероломно прерван погасшим электричеством. В надежде быстрого возвращения цивилизации, мастер предложил мне скоротать время каким-нибудь занятием. По обоюдному согласию мы решили сыграть в слова. Смысл игры заключается в составлении максимального количества новых слов, составленных из букв одного выбранного. Желательно чтобы оно было длинным и с разными буквами. Например, престидижитатор. Процесс ограничивается определенным временем, чаще одной минутой. По окончании времени, игроки зачитывают свои придумки, вычёркивая из получившихся списков совпадающие. Победителем становится тот, кто останется с наибольшим количеством слов.

     Представьте себе, и в этом деле сосед показал себя профессионалом. Подозреваю, что он регулярно развлекался этой игрой и выработал стойкие навыки, но, не пойман, не вор. Мои два высших образования в  словесных боях сравнялись с ПТУ (профессионально-техническое училище, поясняю для молодого поколения), где обучали отделочному мастерству. Начитанный оказался Гегемон, однако.

     Меня такой итог удивил, признаться честно, даже немного расстроил.
Но какой оказалась реакция моего противника?! Он безоговорочно принял меня "в свои". Практически мы стали корешами, осталось для полного братания хлопнуть по рюмашке. От рюмки я отказалась, такой поворот событий не входил в мои планы. Нет, не потому, что мне было зазорно выпивать с работягой, просто пить не хотелось, да, честно говоря, и за последствия опасалась. Кто его, Гегемона, знает в состоянии подпития, вдруг захулиганит.

     Мой отказ не повлиял на наши дальнейшие отношения. Мы остались друзьями, и он охотно предлагал свои мастерские услуги впоследствии. Кран починить, новую тумбочку собрать. И делал это бесплатно.

     С друзей денег не берут!

                Автор:  Куксинская Ирина
                г. Новосибирск
                2012 год


Рецензии
Привет, Ирина))))
"Очень хотелось ремонта легкого, без военных баталий" - а кому ж его не хочется, только вот получается чаще всего наоборот. Знакомая недавно рассказывала, как наняла двоих чудо-отделочников. Потом выяснилось, это бывшие интеллектуалы, которым давным-давно пришлось оставить свои интеллектуальные занятия и заняться штукатуркой и поклейкой обоев. Видимо, поэтому мастера были злыми до бесконечности. На малейшее робкое замечание со стороны хозяйки поднимали головы, как кобры и шипели. И выгнать их она уже не могла, все в квартире было разворочено... Кое-как закончили. Но ты-то в конце концов нашла настоящего Гегемона, так что повезло!
Обнимаю, дорогая!!!!!
Кстати, если будет пару минут, приглашаю на продолжение издателя, там две новые очень приличные и благопристойные главки (улыбаюсь).

Лара Вагнер   09.01.2016 14:25     Заявить о нарушении
Привет, Лара!
Ещё в обед ничего не было, а уже две)))
Пока я управлялась в хозяйстве, салатик строгала, другие главами разбрасывались)))
Бегууууу!!!!

Ирина Куксинская   09.01.2016 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.