1. Женские образы в романе И. А. Гончарова Обломов

   В центре повествования находится главный герой, Илья Ильич Обломов, а все события  и персонажи даны в связи с его жизнью, они способствуют раскрытию этого образа. И две женщины, две героини – это спутницы жизни Обломова: одна изображается как недолгая, но яркая его любовь, другая – как добрая и верная попутчица до последнего мгновения.

Ольга Ильинская – духовно богатая натура, девушка молодая, но с сильным характером, зрелыми суждениями, образованная, незаурядная. Удивительно, что её заинтересовал Обломов, но на него ей «указал» Штольц, и Ольга увидела для себя перспективу: хотелось испытать свои силы и возможности. Сумеет ли она «разбудить», вернуть к активной жизни Илью Ильича, доброго, милого, обаятельного человека, друга Андрея Щтольца? О лени и вялости Обломова она знает, но Ольга энергична и деятельна, она много читает, увлекается музыкой, часто бывает в театре и в обществе. Задача увлечь молодого мужчину чем-либо интересным и вытащить его из дома кажется ей вовсе не трудной.

Ольга могла бы иметь немало поклонников, так как хороша собой: «...не была красавицей..., но всё в ней было соразмерно и гармонично, как в греческих статуях». Однако так случилось, что какое-то время всё её внимание приковано к одному мужчине. Ольга невольно увлекается Обломовым, находит в нём немало качеств, вызывающих симпатию: он добр, честен, благороден, у него «чистая как хрусталь душа». Илья Ильич также отметил в Ольге «впечатлительное сердце», склонное к состраданию и участию, её ум, привлекательность.
 
Казалось бы, молодые люди нашли друг друга и могут быть счастливы. Но всё гораздо сложнее. Чувства Ольги к Обломову поначалу напоминали желание добиться победы в трудном эксперименте, когда победить нелегко. Она сражается с апатией и ленью Ильи, ей удаётся его расшевелить, это приносит радость, желание новых побед и новых встреч. Ударом для Ольги становится письмо Обломова, в котором ОН называет их чувства ошибкой, так как считает, что Ольга приняла потребность любви за настоящую любовь. По его мнению, любви он не достоин, и Ольга видит в нём не того, кто он есть на самом деле.
 
Конечно, у Ольги есть те качества, которые не позволяют легко сдаваться и отступать перед трудностями, но и она со временем понимает, как сильно заблуждалась. Оказывается, её решительность, сила воли, трудолюбие и настойчивость не способны преодолеть «обломовщину». Даже любовь принесла Обломову только временное пробуждение, не затронув сущности его характера. Осознав, что счастье с ним невозможно, борьба бессмысленна, а смириться с его ленью и угасанием, принять его образ жизни и  приспособиться к нему Ольга не хочет, она решает расстаться с Обломовым.
 
Этот поступок нельзя назвать дискредитацией образа героини, так как автор далее показывает страдания Ольги и то чувство вины, которое она пронесёт через всю жизнь. Ей не удалось сделать любовь одухотворённой, окрыляющей, чтобы вернуть дорогого человека к деятельной жизни, и это могло бы стать трагедией для Ольги на долгие годы, однако её разумность и жизнелюбие, а также встреча в Париже со Штольцем принесли положительные перемены. Скрытая страстность и потребность любить стали союзниками в стремлении Ольги к личному счастью. Со временем она понимает, что её любовь к Обломову – это как приобретение жизненного опыта, урок жизни, которая продолжается, и нужно перестать казнить себя, следует жить новыми чувствами.

Ольга многое переосмыслила, смогла справиться со своими переживаниями и вернула себе свойственную ей спокойную, уверенную силу, чему способствовали чуткость, сдержанность, любовь и великодушие Андрея Штольца. Их многое роднило, и Ольга осознаёт, что этот человек становится ей всё более дорог, что именно в нём «воплотился её идеал мужского совершенства». В семейной жизни она оказывается более сильным звеном, и муж постоянно испытывал стремление к духовному совершенствованию, чтобы не отставать от жены.
 
Можно сказать, что в Ольге автор воплотил мечты об идеальной женщине, которая могла бы сделать счастливым и главного героя, если бы не его «неизлечимая болезнь» – «обломовщина». Зато Ольга внесла новую энергию в жизнь делового, целеустремлённого Штольца, сумела, не вызывая ревности у мужа, сохранить тёплые чувства, участливое отношение к Обломову и его сыну. Многие её качества по достоинству оценил Штольц, очень любивший и боготворивший жену.

Другой женский характер показан в образе Агафьи Пшеницыной, которая стала женой Обломова после его расставания с Ольгой Ильинской. С Агафьей Матвеевной главный герой сближался постепенно, видя в ней то, что напоминало ему женщин из родной Обломовки. В доме Пшеницыной налаженный ею быт, привычки, забота о пище – всё навевало Илье Ильичу дорогие воспоминания о жизни в родительском доме.

(Продолжение темы в работе №2)


Рецензии
Как жаль, что прочитанное забывается.Наверное, в каждом есть что - то от
Обломова и что - то от Штольца. В героях романа качества гипертрофированы:
стремление к покою и созерцательности (Обломов)и стремление не упустить ни
одной минуты бытия (Штольц).Завтра продолжение фильма Н.Михалкова на канале
"Спас" (в 15:00). С теплом. Елена.

Елена Петровна Мартьянова   28.10.2017 23:35     Заявить о нарушении
Лена, спасибо Вам огромное, что прислушиваетесь к моему мнению,
то есть читаете мои работы! А у меня и на каникулах тьма проблем,
потому что родители школьников присылают своих вундеркиндов
устранять их пробелы даже по математике (с 5 по 7 кл.).
Да и родственники (дети и внуки двоюродных братьев) просят помощи
в написании рефератов, курсовых, даже дипломов.
В общем, хватает "чужих дел"...
Но пытаюсь находить время, чтобы выходить и на Прозу.
Всего Вам доброго!

Зоя Орлова   29.10.2017 09:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.