Космические хроники. 102

                Разведка боем.

   Корабль приближался к планете, и весь экипаж собрался в рубке. Люди не хотели пропустить момент, когда начнёт прорисовываться рельеф. Такое и раньше было, и тогда все строили предположения и даже делали ставки, кто окажется прав в догадках. На этот раз планета приближалась, увеличиваясь, но по-прежнему ничего понятно не было. Скоро стало ясно почему: экран полностью закрыла водная гладь.
   - Не слабо! – первым отметился штурман. – Придётся сделать пару витков, чтобы найти островок для посадки.
   Командир направил корабль вокруг звёздного тела, тогда и выяснилось, что другая половина является точной копией первой.
   - Не слабо! – повторился штурман. – Найти бы то море из которого выпала эта капелька.
   Откликнулся инженер:
   - Если свалить все горы в Мариинскую впадину, океаны выйдут из берегов и дома получится точно такая же картина. Никого не удивляет, когда на планете нет даже намёка на воду, а когда её хоть залейся, так нонсенс кричат. Может, изначально и у нас так было, а потом после земного катаклизма горы и повылазили. Ведь никто не сомневается, что жизнь из воды на сушу выбралась!
   - Есть кислород. Откуда он? Не иначе водоросли какие-нибудь расстарались, - внёс свою лепту в разговор врач. – Ставлю десять к одному, что в жидкости есть жизнь.
   - Ставлю два к одному, что и разумная тоже, - поддержал врача инженер. Он мечтал встретиться с инопланетянами.
   Командир любил это время. Он прислушивался к разговору, никогда не вмешивался, делал свои выводы и потом преподносил их как окончательное решение.
   - Если и есть разумная жизнь, то какой нам резон? Это будет разговор слепоглухонемых. Мы как в разных измерениях находимся. Но жидкость и содержимое придётся исследовать. А как иначе, если нужно привести на Землю описание планеты и образцы какие-никакие?
   Доктор с роботом на корабле останется, а сами спустимся на челноке. На месте определимся, что делать.
   - Почему я? – удивился врач. – А что-нибудь случится?
   - Потому что первую помощь каждый из нас оказать может. А ты специалист хороший только в своей каюте, когда под боком операционная и прочие причиндалы.  Всем понятно? Готовьтесь, через час начнётся спуск.      

   Корабль завис над планетой, став искусственным спутником. Доктор знал, что челнок будет находиться в его поле зрения всего лишь считанные минуты, и не отводил от него взгляда.  Небольшой летательный аппарат садился на поверхность океана.
  Корабль сделал виток над планетой, а челнок приводнился за это время и уже качался на волнах. Взыграло любопытство, и врач связался с командиром.
   - Чего тебе? – раздался в рубке недовольный голос начальника.
   - Как дела?
   - Белые как сажа. Всё?
   - Я волнуюсь, мне интересно.
   - Будет что-нибудь достойное вашего внимания, тогда и доложу. Разрешите отключиться? – спросил командир и прервал связь, не дожидаясь ответа.
   Начальник никогда не повышал голос на подчинённых, не грубил, но мог ответить так, что лицо у тех становилось пунцовым. У доктора не стало красным, но самостоятельно на связь он решил больше не выходить. Наблюдал в следующие несколько минут видимости челнок, как два человека в скафандрах осторожно спускаются с него в океан, и представил, что они думают.
   - Тоби, как считаешь, это вода? – спросил он робота.
  Тот следил за происходящим через иллюминатор и ответил не оборачиваясь:
   - Точный состав жидкости знают только внизу. Как пойму что-нибудь, доложу вам.
   «И этот туда же», - подумал врач, и только теперь лицо его покрылось пятнами.
   Челнок пропал из зоны видимости на час, но и после следующего витка ничего не произошло, нужно было занять себя чем-нибудь, и доктор пустился в воспоминания:
   - Знаешь, у меня есть друг детства, и мы встретились перед полётом. Раньше дня не могли прожить друг без друга, а потом видеться стали редко, и то лишь созвонившись.  Профессии, да и сама жизнь развели: он преподаёт в школе физику и женился к тому же. А тут ехал я на машине и увидел его шагающим по тротуару.  Решили посидеть в ресторане. Зима на исходе, слякоть, а я случайно заехал в лужу и облил водой бабку, стоящую на автобусной остановке. Пришлось её подвести.
   - Облили старуху грязной водой, содержащей химию для посыпки дорог. Всегда, а в такую погоду особенно, нужно следить за дорогой.
   - Без комментариев, слушай дальше. Извинились мы перед ней, помогли очиститься и усадили на заднее сидение. Разговорились. Разговором ни о чём такое называется, когда болтают, чтобы убить время. Про нашу дружбу рассказывали, глупые и кажущиеся теперь смешными ситуации в которые попадали. По сути, мы разговаривали между собой. А она вдруг вмешалась. Вы, говорит, больше не будете встречаться, жизнь окончательно разведёт вас. Представляешь? Экстрасенсом старушка оказалась. Мы не поверили ей, что сумеем поссориться, и не обсмеяли только потому, что чувствовали вину перед бабкой.
   - Не представляю. Иррациональное мышление – это не моё. Тогда она должна была предвидеть, что её обрызгают грязью!
   - Для этого нужен настрой, - врач ответил на реплику и продолжал: -  Мы не разлей вода, возразил я тогда, и никогда не поругаемся всерьёз. Она не стала отвечать. И только сейчас я понял, что кто-то из нас просто-напросто может погибнуть, и это буду я в силу своей профессии. А не тот ли это случай?
   - Тот, - согласился Тоби. – Посмотрите на экран. Челнок уже взлетел и почему-то атакует нас.
   Врач обернулся к монитору, и руки его непроизвольно пристегнули тело к креслу. На экране были чётко видны летящие две ракеты и следом показались другие, одна за другой покидающие челнок.
   - Как такое могло случиться? – человек не поверил своим глазам.
   - Челнок захватили инопланетяне. Как вам первая версия, док?
   - Это рыбки-то?
   - Надели скафандры, наполнили их водой и выбрались наружу. И не факт, что выглядят они как рыбы. Считаете такое невозможным? А вот ещё вариант - массовое воздействие каким-то образом на мозг людей и последующее управление их поступками. Чем не вариант? Почему вы не действуете? Можно опоздать. Заняться обороной мне?
   - Не океан, а Солярис какой-то, но ты прав!
   Через несколько минут корабль покинули двенадцать ракет - столько выпустил челнок, расставшийся со всем боекомплектом. Где-то далеко происходили взрывы, а огромная цифра в углу экрана монитора отображала попадания. На числе двенадцать врач откинулся в кресле.
   - Всё! – объявил он.
   - Почти, - возразил Тоби. – Челнок летит прямо на нас, чтобы таранить. Мчится на полном ходу, а нам не успеть запустить двигатели и улететь. Счёт идёт на секунды.
   Расширенные от ужаса глаза человека уставились на робота. Тот понял его состояние.
   - При столкновении взорвёмся и мы, и они. Погибнут все. У вас есть шанс встретиться с другом. Решайтесь.
   Шок от услышанного мешал трезво оценить обстановку, но робот настаивал:
   - Я не смогу совершить такое, если даже прикажете, знаете. Это должны сделать вы. Осталось восемнадцать секунд до катастрофы, - он начал отсчёт, - семнадцать, шестнадцать….
   На цифре девять человек решился, и тринадцатая ракета покинула корабль. Робот верно рассчитал время, и столкновения не произошло. Но им не повезло: мелкие обломки челнока градом обстучали корпус корабля, а один большой встряхнул его так, что магнитные подошвы Тоби не выдержали нагрузки и оторвались от пола.  Робот успел сгруппироваться и всё равно, пролетая мимо, задел сидящего в кресле человека. Всего лишь чиркнул носком ступни по правому боку, но этого хватило, чтобы тот потерял сознание.               
   Очнулся доктор через несколько минут. Память не сразу вернулась, но помогла боль – он всё вспомнил. Корабль в целом не пострадал, лишь погиб робот. Он упал на вертикальную стойку пульта управления и переломился пополам. Половинки не распались, но связь между ними нарушилась, и потерялось что-то обеспечивающее жизнеспособность. Доктор понял это, когда, превозмогая боль в боку, добрался до застывшего помощника и осмотрел его.
   «Прости, бедолага, что не могу выручить, - прошептали его губы. – Будь ты человеком, попытался бы, а так… Инженер нужен. Потерпи до возращения, а мне предстоит лечить себя».
   Тоби не просто погиб, он разбил приёмопередающую аппаратуру. Это расстроило доктора, но ненадолго, ведь корабль мог лететь. Управлять им и челноком в своё время обучали всех курсантов академии и даже врачей. К знаниям последних по этому предмету, правда, почти не придирались: никто не верил, что они им когда-нибудь понадобятся. Врач обладал минимумом, и того должно было хватить, чтобы вернуться домой. Так он считал.
   На этой планете больше нечего было делать.
   Кнопку возврата или реверса не удалось найти. Почти все были с простой маркировкой как запрет на проезд грузовиков в городе, когда машину на запрещающем знаке перечёркивает жирная красная черта. Ничего похожего для возврата врач не обнаружил, но не расстроился – не позволил оптимизм. «Не получилось назад? Полетим вперёд! И всё равно домой! Кружным путём, но на Землю!» - подумал он и начал искать цель – родную планету. Это оказалось не так просто: он долго не мог найти на карте звёздного неба, что искал.  Курсор бегал по монитору, но голубая планета где-то затерялась. Но он нашёл Солнечную систему и возликовал. Не сумел вернуться к началу пути, чтобы начертить короткий маршрут, но это не пугало: врач уже обследовал себя и знал, что рёбра правой половины тела сломаны, знал и раньше, что лучшее лекарство в таком случае – это сон, и давно решил для себя, что возвращаться будет в анабиозе: в искусственном сне время летит со скоростью мыслей, а тело лечится в это время. Он добился своего.

   Учитель физики долго горевал, узнав, что экспедиция друга пропала, и они больше никогда не увидятся. Не раз и не два он ругал себя, что не поверил бабке-экстрасенсу, потом искал её, но не нашёл. Время взяло своё, и боль утихла, но нежданное напоминание разбередило рану: случайно включенный телевизор воскресил прошлое, когда молоденькая девушка-тележурналистка пытала убелённого сединами мэтра от космоса:
   - Так вы считаете, что это астероид?
   - Несомненно! К Земле летит астероид. Можно поспорить, что это космический корабль, но не наш. Не отвечает на запросы, не знает, как и что говорить? Может быть такое? Вполне! Мы же запросили все свои летательные аппараты, находящиеся в космосе, и они откликнулись. Тут, как говорится, лучше перебдить …. И, простите, мы столько говорим об инопланетянах, но кто их видел?
   - Всё когда-то бывает в первый раз. А наших затерявшихся в космосе кораблей нет?
   - Есть один, но так давно пропал, что надежда растаяла. И опять же, откликнулся бы. А этот объект летит с откровенно противоположной стороны.
   - Связь с кораблём может пропасть по каким-либо причинам?!
   - В том то и дело, что лишь при гибели. При поломке? На корабле столько запчастей, что по силам собрать новый передатчик. И есть вторая радиостанция на челноке. Можно в конце концов ….
   - … лететь домой и попасть в «немилость» к землякам….
   - Можно в конце концов лететь по синусоиде, и школьник поймёт, что что-то не так! Не понимаю вашего напора, - перебил журналистку учёный муж. – Вы всё спросили?
   - Убедили. К Земле летит астероид, и что?
   - Он будет уничтожен. Уже отправлены две соответствующие ракеты. Заблаговременно, с паузой в двое суток. Вторая для страховки: добьёт обломок не поменявший направление полёта после встречи с первой. Чем раньше это случится, тем легче исправить возможную ошибку. Не справятся, что сомнительно, прикончим обломки ближе к Земле. Помните последствия от Тунгусского метеорита? Семечки по сравнению с тем, что может произойти сейчас. Не произойдёт!
   
   Доктор знал, что боль прекратится, как только уснёт, а проснётся он здоровым за сутки до приземления, сам же полёт займёт по ощущениям не больше времени чем засыпание. Домой его доставит корабль, управляемый автопилотом по отмеченному им замысловатому маршруту. Он принял снотворное и всё равно засыпал тяжело – мешали мысли и боль. Думал он о случившемся, оно и приснилось. Он опять оказался один на корабле, летел домой, но почему-то радостный. Смотрел в рубке на бегающие огоньки лампочек панели управления и улыбался непонятно чему. Улыбался, пока не услышал странный стук. Он обернулся на звук и увидел, что в иллюминатор рубки кто-то заглядывает. На него с другой стороны корабля смотрела рыбья голова и тоже улыбалась. Добродушная улыбка вдруг превратилась в оскал, когда рука с перепонками между пальцами протёрла стекло, сжалась в кулак и исчезла из поля зрения. Врач понял, что скоро последует удар, и он последовал. Страшный грохот заложил уши, стекло дало трещину, и её паутина поползла в стороны. Она перебралась на металл, и корпус корабля лопнул, как лопается скорлупа ореха, когда его раскалывают. Воздух вихрем рванулся наружу, увлекаемый вакуумом, и унося тело единственного члена экипажа в космос.
 
   Ручка преподавателя замерла над текстом. Он понял, что отвлёкся и придётся перепроверять ответы учеников на специфический диктант. Это было его изобретение – диктант по физике. Он задавал вопросы, давал десять секунд на обдумывание и десять на написание ответа. Вопросы сыпались как град среди ясной погоды. Это могли быть формулы, поиск противоречия, ошибок, своё мнение и даже ответ на неожиданный вопрос типа, а кем ты хочешь стать? Подобными вопросами учитель сбивал школьников с толку. Они должны были ответить и на это, а потом вновь собраться. На всё про всё уходило не больше десяти минут. Раз в неделю так проводилась проверка знаний по недавно пройденной и уже забывающимися учениками темам. Он знал своих школьников лучше, чем они знали себя. 
   Сегодня ответить на вопрос самому себе ему понадобилось много больше времени.
   Учитель поставил тройку и отложил листок с ответами.  Начал читать другой, но вернулся к предыдущему: захотелось объяснить оценку. Ручка поскакала по бумаге, вырисовывая буквы, они объединялись в слова и предложения и уже те объяснили, что хотел сказать педагог: «Ответы в целом тянут на большую оценку, но…. Но один уж очень не понравился. Он не по теме, но всё же сделал своё дело.  Как можно мечтать стать портным? Модельером – понятно, но портным? Можно шить ширпотреб в двадцать лет, в сорок, но если человек не хочет стать модельером, то строчки получатся кривыми. И парикмахер, поверь, должен чувствовать себя будущим визажистом. Эти слова даже воспринимаются по-разному. Кто мечтает стать космонавтом – правильно делает. Не факт, что получится осваивать вселенную, но лётчиком хорошим станет, не сомневайся. Подними свою планку. Если ты не веришь в себя, то и другие не поверят».
   Мужчина хотел закончить на этом, но задумался. Через двадцать секунд дописал: «Мой друг всегда мечтал стать врачом, но умудрился к тому же стать космонавтом. Погиб, но был счастливым человеком!»

                *****


Рецензии
классно!очень понравилось!Захватывает, и какой- то эмоциональный фон есть, и про сон здорово придумано, и про друга. Но все же одна большая несостыковка имеется: во- первых должен иметься резервный передатчик, который автоматически должен выдавать и распознавать позывные, и наверняка автоматика должна была бы при угрозе кораблю вывести экипаж из анабиоза в экстренном порядке. Было бы даже еще более драматично, если бы он был в сознании и многие мысли проносились у него перед смертью. Но самое главное, если есть программа глубинного исследования космоса, то должна быть и дальняя разведка. Просто так бомбить метеорит вряд ли бы стали. Мы уже сейчас можем заглядывать и огромные расстояния в космосе, а в эпоху происходящих действий эта возможность должна быть еще более продвинутой. В общем его бы заметили. если уж так, то удачнее было бы, что бы и доктора захватили инопланетяне и вернувшись на Землю повторили фокус с челноком.Но это лично мои мысли, навязывать не собираюсь, в целом и в таком варианте понравилось.

Алексей Чугунов   06.09.2014 23:26     Заявить о нарушении
Эти вопросы и я себе задавал, и пытался ответить. Робот при падении разбил радиостанцию, похоже, написать нужно было приёмо-передающую аппаратуру. Отлежится рассказ - поправлю. Второй передатчик находился на челноке. К чему третий? Корабль летел далеко от Земли, когда его уничтожили. Из анабиоза главный герой должен был выйти за сутки до приземления, то есть много позже. Конечно, обнаружить летящий объект должны были раньше, думал об этом. Но.... У нас недавно грохнулся метеорит, так сразу и не разобрались, в чём дело.
Захвати инопланетяне доктора, это был бы уже другой рассказ. А может, ещё и будет.
Благодарю за отзыв.

Юрий Ванеев   07.09.2014 09:19   Заявить о нарушении