Экипаж - одна семья
-Красавица! Расцвела в одночасье на радость моим пчелам,- подумал Федор Иванович. Белое облако черемухи туманило и слепило глаза. Ровный гул пчел убаюкивал, Федор присел на лавку под черемухой и прикрыл глаза. И уже не пчелы гудят, а штурмовик ИЛ-2. Самолет, которым управляет Федор Переверзев, преследует « мессеров». Впереди пилота – воздушный стрелок, супруга Федора, Вера Троянская. Она прицельно сбивает « мессеров» одного за другим. Внизу танки уверенно атакуют немцев, под прикрытием штурмовика легче бой. За танками поднялась пехота, а семейный экипаж, расстреляв весь боезапас, спешит на аэродром, чтобы загрузиться противотанковыми снарядами. Скоро танкистам жарко придется, с левого фланга прут немецкие тигры. Помощь авиации им будет кстати.
Без отдыха, посадка взлет.
И снова в бой, опять полет.
Казалось, легче умереть,
Чем по приказу вновь взлететь…
Но снова длительный полет,
Наш экипаж фашистов бьет.
Одна семья – одна судьба.
Случись, и может смерть одна.
Экипажу, наверное, повезло, а может ответственность друг за друга помогала выигрывать бои.
- Закончила авиаклуб, прошу отправить на фронт,- сказала Вера в военкомате. Направили в запасной авиаполк. Прошла дополнительную подготовку. Служила в эскадрильи связи 62 армии В.И.Чуйкова. После разгрома фашистов под Орлом и Белградом им случилось оказаться на одном фронте. Верочка подала рапорт в 93 полк. Сержанта Троянскую назначили воздушным стрелком. Составили семейный экипаж.
- Теперь, товарищ лейтенант, вы за моей спиной, как за каменной стеной, шутила Вера. И это было так. С другой стороны, Федор вел машину маневренно, предельно внимательно. Никогда не подставлялся врагу, первым атаковал фрица. Он осознавал, что впереди сидит не только его защитница, а любимая женщина и мать его дочурки Гали, которую Федор увидит впервые только после войны.
_ Федя! Феденька-а-а, позвала Вера Федоровна,- выглянув в окно. Федор не ответил. Спустившись с высокого крыльца, Вера Федоровна увидела Федора Ивановича спящим. Федоровна присела рядом. Почувствовав прикосновение руки, Федор проснулся.
- Опять к взлету готовишься? Не пущу!- улыбнувшись, сказала Вера Федоровна. Приобняв ее, Федор ласково взглянул на состарившуюся супругу.
- Не дождешься, милая… одним экипажем полетим…
- Да… не за горами последний полет… Кур-то накормил?
Федор не ответил, подумав, спросил: «Помнишь, как встретил тебя молоденькую?» И снова нахлынули воспоминания.
После окончания авиаклуба Федор учился в Пермском авиационном училище. В отпуск направился в Томск навестить родителей, но сначала заехал в Новосибирск. Не мог он не встретиться со своим первым инструктором авиаклуба. Василий Петрович стал для него и богом и отцом и товарищем. Заставил Федора не только полюбить «небо», но и навсегда определил судьбу юного Феди, окончившего 9 классов и поступившего работать на завод токарем. Каждый день, лишь только заканчивалась смена, Федя бежал на учебный аэродром. И с нетерпением ждал нового полета.
На аэродроме Федора встретил механик Гриша.
- Петрович где?- спросил Федя.
Григорий поднял руку вверх и многозначительно указал пальцем в небо.
-С новичком…
Федор, взглянув на небо, увидел летающий самолет. « Для новичка неплохо…», - констатировал Федор. Через пару минут самолет уверенно приземлился. И из него выпорхнула совсем юная девушка, которой едва исполнилось восемнадцать лет. Густые, белокурые локоны вывалились из-под снятого ею шлема. Тоненькую фигурку не испортил широковатый комбинезон. Увидев роскошную красавицу, Федор обомлел. Здесь на аэродроме и зародилась Федькина любовь, впервые и навсегда.
Федор Иванович нежно держал руку супруги .
- Кажется совсем недавно, сидели молодые на лавочке, также Федор держал мою руку в своей и неожиданно попросил выйти за него замуж,- думала Вера Федоровна. Любовь с первого взгляда или общая мечта объединила их, не может сказать Федоровна до сих пор. К концу Фединого отпуска скромно сыграли свадьбу и Вера с мужем, навестив родителей, отправились в Пермь, где зажили дружно и счастливо. Перед самой войной Верочка навещала родителей и там же родила Федору девочку Галю. Федор окончил училище, собирался в отпуск, чтобы забрать супругу с новорожденной. Но была объявлена война, которая помешала Федору свидеться с дочерью на долгие пять лет.
Армии нужны были летчики, много летчиков. Федор готовил пилотов на новые модели самолетов. Неоднократно просился Федор Иванович на фронт, но в училище летчик высокого класса был нужнее. На фронт попал только в 1943 году. И за эти годы, заместитель командира эскадрильи 93 гвардейского штурмового авиационного полка, гвардии старший лейтенант Переверзев совершил 163 боевых вылета на разведку и штурмовку военных объектов и скоплений войск противника.
- Пойдем, Феденька, домой, борщ стынет,- позвала Федоровна.
- Иди Вера, иди… посижу малость… уж больно черемуха хороша…
- Не долго, Феденька, обедать пора.
Дышалось Федору Ивановичу особенно тяжело. Воспоминания бередили сердце. Сорок четыре парада Победы пережили они с Верочкой. Сколько боевых товарищей не стало за эти годы. Свижусь ли с оставшимися…
Вспомнив годы войны, Вера Федоровна, решила вынести на солнышко парадный мундир Федора. - Как бы моль не подъела,- подумала она. В открытом платяном шкафу блеснула звезда. Это в сорок восьмом Феденьке присвоили звание Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды,- вспоминала Вера Федоровна.
- Два ордена Красного Знамени, орден Красной звезды, два Отечественной Войны 1 степени, а медалей не счесть… Тяжелый - не поднять, пусть здесь проветрится, решила Федоровна. С гордостью взглянув на погоны полковника, Вера зашаркала к выходу.
- Обедать пора, Феденька… Федя-а-а. Опять задремал… будить надо.
Вера Федоровна тронула мужа за плечо, Федор неестественно завалился на бок.
- Что ты, Феденька… что ты?- упав на колени, недоумевая, спрашивала Вера.
-Федя… Феденька… Федя-а-а-а-а-а…
Свидетельство о публикации №214090600759