Стоп! Машина!

   «Стоп! Машина!» 

(   Первый автомобилевоз...)

   По Уставу ММФ-СССР,ходовая вахта второго механника
с 00.00 до 04.00.
И с 12.00 до 16.00 по судовому времени...
   
   Я в то время еще был мотористом 1-го класса,нес ходовую вахту,
 на крышках
главных двигателей (всего их на ледоколе восемь),
в кормовом МКО,под
непосредственным командованием номерного-дизельного
механника.
   Мне было всего 18 лет. Но за кормой у меня
были уже две зимовки и две полярные навигации...
   В общем по меркам Военно Морского Флота,я уже был
опытным моряком, можно сказать «дембелем».
(На ВМФ
в то время срочная служба состовляла 4 года...)


   Кроме того в мои обязанности входило наблюдение и
обслуживание валопроводов/подшипники гребных винтов и дейдвудных
устройств.На ледоколе было три винта...( Я обязан был
следить за наличием масла, температуры в огромных
подшипниках валопроводов и за безаварийной работой
этих и других устройств в тоннелях  гребных валов,
путем ежечасного  их осмотра и доклада вахтенному
второму механику.Я должен был  следить чтобы не было
водотечности дейдвудных сальников гребных валов.

   Определять по биениям вала,
не оторвались ли винты или их лопасти,(в тяжелых льдах
такое бывает нередко.
 Приходится стопорить, спускать водолазов,снимать лопасти
 путем
подводных взрывов, цементной обмуровки головок болтов
крепления лопастей...

   Хотя для контроля работы устройств и агрегатов,
 существует специальная дистанционная, сигнальная
аппаратура,
 но визуальный контроль тогда еще никто не отменял...)

   В тоннели можно попасть двумя путями:

   1)Подняться на нижнюю палубу -  «вылезти из «ямы»» (МКО),
через люковую дверь правого или левого борта.
Пройти по коридору в сторону кормы.Спустится в ЦПУ ГРЩ,
,выпить чаю с электромехами, на чистой воде, или в простое.
(При работе во льдых или в шторм чаепития отменяются.)
Оттуда нырнуть в отделение  главных электродвигателей,
А там уже через небольшие в половину стандартной двери по высоте,
через клинкеты в помещение самих туннелей валопроводов...

   2)Вторым путем немного дольше.Подняться в кочегарку,которая в
кормовом МКО расположена на самом верху, где на ходу котлы
работают в  утилизационном режиме, от выхлопных коллекторов ГДГ...
Выпить чаю с вахтенным кочегаром. Наш «кочерЕга», назло «рогалям»,
«маслопупам» и «электромэнам»,всегда щеголоял, шокируя коков,и
медперсонал в чистейшем, белоснежном комбинезоне, (Целую пачку
комбенизонов, он выменял
еще на гарантийном ремонте в Финляндии, на шоколад и сигареты...).
   Но зато ему приходилось
их стирать каждую вахту, благо воды и пара, у него всегда в избытке...

   Из кочегарки  дверь, выходила на удлиненную
палубу полубака.На ледоколах этого типа, сплошная палуба
полубака доходит почти до кормы. Она же является
вертолетной палубой,на
которой расположен вертолетный ангар и вертолетная
площадка.
  С вертолетной палубы надо спуститься на главную палубу.
Зайти в румпельную рубку, осмотреть рулевые машины, и
через аварийный люк «смайнаться»,
по вертикальному трапу в отсеки,тоннелей гребных валов...

   У «Главногомеха», на Седанке (В пригороде Владивостока),
была небольшая дача. Но далековато от станции электрички.

   (На ледоколах – Главный механник, Старший механник,
Старший элекатромеханник, Начальник радиостанции,Старшие
радисты,Старпом,Старший кок,Главврач,Старший пилотной
 группы...
Начальства достаточно.Есть кому позубоскалить в свободное
от вахт и работ время...)

   В последние годы, перед пенсией Главмеху все чаще,
и чаще снилось, как он на зависть соседу, своему
 школьному однокашнику-прокурору, резво
подкатывает с внуками,  к своей халупе
на классном «цедромоне», и лихо тормозит пуская пыль
в глаза соседу с открытым ртом...
   («Цедерик» - «цедромон», популярная  в те времена марка
Японского «средства передвижения».)

   Но ледокол, это не «банановоз»! А клятвенно обещанного
межнавигационного ремонта в Японии все не было, и не было.
   А пенсия все ближе, и ближе!

   Поэтому главный «дед»,решил купить «Москвич» в Тикси.
Там были знакомые на базе.
   «Дед» пригласил их на судно, хорошо принял их на борту,как
правительственную делегацию...

   Искупал в финской сауне, и все такое...
   Машины говорят на базе имелись,новые.
   У аборигенов и оленеводов спросом не пользовались.Куды
на них по тундре...А везти на материк себе дороже.

   Сказано – сделано!На следующий день «дедушка» оддолжил
у теплохода «Тайгонос», который стоял под погрузкой,
самоходную баржу «Северянку»,которая бесплатно болталась
 у них на
 привязи под бортом, пообещал вернуть с «полным баком».

   (На этих «Северянках» силами экипажей
судов осуществляют выгрузку грузов,на необорудованный берег,
в портпунктах Северного Ледовитого океана...)

   К вечеру,( документы подготовили заранее), смотрим – «пилит»
 баржа с чем то бережно накрытым брезентом...

   Боцман навесил спец-стропа на гак кормового крана,
левого борта.
 Люди схватили фотоаппараты (редкий кадр – «Москвич» на
«Москве»...
   Старпом утеплил обезьяну (подарок шипчанлера из
Кейптауна...),
...Капитан с дублером капитана
уселись в кресла на ходовом мостике... схватили обстановку
биноклями...
 - «Парад «Але» !...

   Когда мрачный «Дед», никому не доверяя, расчехлил
«свою мечту»
на вертолетной площадке, все примолкли...

   Только старпом гмыкнул, надвинул на брови фуражку
пряча глаза, на которых навернулась слеза от смеха, пошел сквозь
 народ с обезьяной на мостик...

   - «Кончились «Москвичи» !
 
Крикнул ему в спину, почему то оправдываясь «ГлавДед»...

   ...«Дорогие мои Москвичи!»...

 Громко с хрипотцой  заюродствовал было,пародируя Утесова,
Старший электромех.
   Но осекся и юркнул в ангар,когда увидел как «дед»,
медленно поворачивается в его сторону, и  явно не затем,
 чтобы попросить исполнить еще раз на Бис...

   Рядом с вертолетом,  блистая краской и никелем, ярко
красный как помада на губах у буфетчицы стоял «Запор»,
 «Запорожец»!
Маленький,как игрушка рядом с огромным «Главмехом»...

   На утро,не унывающий «Дед», со «сталеваром»,
демонтировали сиденье водителя и "присобачили" вместо него
 списанное кресло из ЦПУ,
которое подгоняя под дедушкин рост уперли спинкой в заднее
сиденье «Запора»...

   «Радостно видеть такую картину!...»

   Повеселевший «дед», распевая :

«Из-за острова на стрежень,
на простор речной волны !...»

   «Нарезает» круги на своем «Запоре»,вокруг зачехленного,
со снятым винтом на переход  домой, вертолета...

   А за ним бегает капитан, герой «Соц.труда» и канючит :

«Дедушка ! Ну дай покататься !»

   Дед ему эгоистично кричит:
« Не дам! У тебя прав нет !»...

   ...При выходе изо льдов перед Беринговым проливом,
 на пути во Владивосток,
нас прихватил небольшой шторм...
   Но для ледокола с его «яйцевидным»  корпусом небольшой
шторм становится серьезной проблемой...

   К концу ночной вахты, по графику я отправился осматривать
валопроводы в туннель...Вахтенный кочегар,наверху в своей
богадельне,говорит мне:

   «Ты знаешь, вот уже около часа, с того момента как
 начало качать
пароход, что то стало греметь в ангаре...»,

   «Зайди посмотри!»

    Включил свет в вертолетном ангаре. Смотрю...Все в
порядке.
По центру хорошо закрепленный «Запорожец».
«Главдед» сам крепил.Никому не доверил...

Я уже собрался было продолжить движение по маршруту.

Как вдруг очередная волна создала значительный крен на
правый борт.
   Вижу, от переборки ангара отделяется тележка -
«мобильный зарядник»
для аккумуляторов вертолета. На тележке «выпрямитель»,
катушка электрокабеля, и запасные аккумуляторы...

   И все это хозяйство весом около 150 – 200 килограмм,
периодически с "разгону"
«целует» бедный «Запорожец»  с другой,
с невидной мне стороны...

   Подбегаю. Огибаю. Мама родная !
Вся дверь всмятку, из остекленнения одна «форточка»
осталась...
   Слава богу, что не по бензобаку!

   Откатил «зарядку» к переборке. Прихватил обрывком конца
к рыму на шпангоуте переборки.
   Звоню в первое МКО, вахтенному второму,механику...
   Докладываю...

   «Сщас буду!...»

    Жду!... Никого!...

   ...Мой дизельный рассказывает.Ни с того, ни с сего.
Прибегают в кормовое МКО, полуодетые  второй, старший
и ремонтный механики.
   Вид дикий!

   Кричат:

« Ты шляпа!! Спишь на посту ?! Какой двигун  у тебя
пошел в разнос? »

   Тот на них глаза вытаращил:

« Охренели ?!». Палец им показывает от
топливо-распределителя,который он шлифовал...

    Те оторопели. Сбавили обороты.Тупо таращаться на
стальной палец...
   
   После того как они по очереди, и все вместе с
ученым видом,
изучили клинопись-закорючки в вахтенном журнале,

общение приобрело формат конференции-симпозиума,
с глубоко
философскими научными вопросами, среди которых
преобладали все таки такие, как:
 
«Кто виноват?» и  «Что делать?!»

   «Кто звонил ?» и «В чем дело ?»,и
«Где твоя вахта ?...»

   «КочерЕга», наблюдал за жестами, сверху с площадки
перед дверью в кочегарку...
(В машине грохот от дизелей,ничего не слышно)
   
   Спустился, к «конторке»...
   Это говорит наверно «мотыль» звякнул. Он в ангаре.
Там, что то бренчало...
   
   Оказывается Второй  из  моего неприятного известия...
уловил для себя только самое важное :

«...Машина накрылась!...Главная!...Тележкой!...
 Долетались!... Стопорю телегу!»

   Второй поднял на уши стармеха, реммеха и сам оперативно
бросился «затыкать пробоину», как командир «аварийной партии
МКО,по расписаниям судовых тревог»...

   До прихода в порт, моряки мастерски починили
«Главному деду»
«Запорожец». Как новый стал.Только стекла пришлось покупать.
   Пока без стекол ездил с ветерком, как водолаз на мотоцикле...


Рецензии