Берёзовый сок

Я помню, давным- давно, когда мне было лет пять- шесть, мы с моим дедушкой Кузей ходили в мае в ближнюю рощу  за берёзовым соком.

Дедушка казался мне тогда высоким и был очень добрым со мной.

Сейчас я бы сказала,что он во мне "души не чаял", а тогда он просто был постоянным моим другом в играх в куклы, играл все мальчишеские роли и гулял со мной, пока родители работали и я воспринимала это, как само собой разумеющееся.

Сегодня я бы заметила, что он внешне был очень похож на Клода Вандама, был тогда таким, какой тот стал теперь. Тот же,узнаваемый облик, только повыше и потоньше.Тогда, в моё "счастливое советское детство", таких актёров мы не знали и я бы не сказала, что были от этого менее счастливы...

Я, крепко держа деда за руку, с банкой с железной ручкой и с крышкой в руке, быстро шла рядом с с ним через поле со звенящими в вышине жаворонками...

Было тепло, но жары ещё не было... Я помню этот непередаваемый запах свежей весенней травы и, высоко в небе, поющего жаворонка, всё позабывшегося, растворившегося в песне и вдруг, камнем падающего вниз на своё свежесвитое в травке гнёздышко...

Я иду в коротком ярком платье с тугой длинной русой косичкой и короткой чёлкой, у меня замечательные красные лаковые туфельки, которые, как красные кораблики двигаются по сочной зелени луга.

Я помню это состояние безудержного счастья, которое возможно только в раннем детстве, это ощущение полной свободы и защищённости, когда ты чувствуешь себя под надёжным покровительством, любящего тебя, надёжного взрослого...

Мы прошли через луг и пошли вдоль железнодорожной одноколейки в сторону леса.

Ивы вдоль дороги были покрыты жёлтой пыльцой свежераспустившихся почек...

 Под ногами неподвижно замерли клопы- солдатики, в своих красных мундирах с двумя рядами чёрных пуговиц, похожих на мундиры солдат времён Павла I...

Пролетел с гудением тяжёлый майский жук...
И вот справа началась, как преддверие леса, берёзовая роща...

Дедушка расстелил на необыкновенно зелёной траве пёстрое байковое одеяло и сделал надрез на самой толстой берёзе... Привязал повыше банку и мы сели перекусить...

 Чёрный "лисичкин" хлеб и свежий огурец- простая закуска...

 Помните, как у Пришвина в рассказе "Лисичкин хлеб"...

Этот обычный чёрный хлеб с солью в лесу казался, почему-то, необыкновенно вкусным и вошёл в моё детское сознание под этим знакомым именем.

 Мы слушали птичьи трели и любовались жёлтым полем душистых одуванчиков вдали...

Даже говорить не хотелось...
 
Комаров ещё не было. Было свежо и душисто...

У меня этот запах так и остался в памяти, как запах весны...

Мы ждали, когда наберётся полная банка берёзового сока...

Я плела венок из липких душистых одуванчиков и что- то напевала, дедушка смотрел на меня и любовался...
Я знала,чувствовала и радовалась тому, что он меня очень сильно любит, хотя я и была совсем на него не похожа, в другую, в папину родню, тёмно- русая, чернобровая и кареглазая...

Берёза "плакала" довольно быстро и банка уже наполнилась... Мы собрались и пошли домой...

Помню, как бабушка, подвижная, как ртуть, маленькая и кругленькая, с пронзительно живыми молодыми карими глазами и подстриженными в кружок седыми густыми волосами, процедила берёзовый сок через марлечку в другую банку и дала его мне...

Я пила эту, пахнущую свежестью, слегка сладковатую жидкость и мне казалось, что сама весна входит в меня, со своим мелодичным звоном жаворонков и солнцем, с ивовой пыльцой и одуванчиками, бело-розовыми берёзовыми стволами и шелестящими листьями, с колокольчиками и диким щавелем, с новыми и светлыми силами моей земли, и я растворялась в бесконечном море света и счастья...

Это были последние годы моего безмятежного детства, может быть поэтому, они так остро врезались в мою память...

А потом, через некоторое время, по осени, дедушка упал и ударился головой о батарею и его парализовало на долгие семь лет...

Началось его медленное и мучительное для него и для всех нас умирание и моё короткое счастливое детство кончилось....


Рецензии