Ариф Сапаров-Супчик из сныти и маринад из лопуха

    В дневниках ленинградского писателя и военного корреспондента газеты «На страже Родины» Арифа САПАРОВА, нашли достоверное воплощение разные стороны блокадного лихолетья. Пример тому – ниже публикуемая  дневниковая запись от 24 июня 1942 года, запечатлевшая возникновение  «блокадного вегетарианства».

         Ариф САПАРОВ
              СУПЧИК ИЗ СНЫТИ И МАРИНАД ИЗ ЛОПУХА.
24 июня 1942 года, среда
    После яростной атаки голода в декабре 1941 и январе 1942, когда доведенные до отчаяния ленинградцы, терзаемые  алиментарной дистрофией, готовы были жевать мешковину и радовались супу из столярного клея, появление весной первых ростков зелени на газонах и в скверах  вселяло надежду.
     Еще бы! Казалось,что с зелеными побегами возвращается жизнь.
    В  марте 1942 года появилось знаменательное постановление исполкома Ленгорсовета  о развитии индивидуального огородничества.[1]. И вот горожане,зачастую не ведавшие о сельском хозяйстве, стали завзятыми  ботаниками и земледельцами.
     Все площади, которые могли бы быть засеяны в городе, стремительно заполнились огородами. В самом центре Ленинграда на Исаакиевской площади, в Михайловском саду, у Инженерного замка, на Марсовом поле, на площади Искусств, во множестве дворов – всюду огороды.
     Но ждать, когда вызреют овощи,  нет сил.
     Вспомнили о полезных дикорастущих растениях, которыми  привычно пренебрегали в мирное время как сорняками.[2‘]
     Учеными Ботанического института Академии наук СССР в экстренном порядке подготовлен и напечатан сборник инструктивных статей о питательности и  живительной силе дикорастущих растений, таких как лопух, лебеда, подорожник сныть. [3]
     По решению горкома во всех райисполкомах города должны быть проведены совещания работников нарпита, которым предстояло узнать, как можно расширить рацион за счет дикорастущих трав.
     Поутру вместе с давним знакомым, шеф-поваром «Метрополя»,
направляюсь в знакомый актовый зал Кировского райисполкома.
     Поваров там набилось изрядно. Хотя повара, прошедшие блокадную зимовку, на поваров совсем не похожи.  Уж больно худые, бледные, тонколицые.
     Слушают внимательно, фиксируя услышанное в блокнотиках
     На меня поначалу оборачивались, перешептывались, с какой, мол, стати,  занесло этого военного товарища  на сугубо гражданское совещание по обмену опытом в нарпите.
     Председательствал Иваничев. Знаю его очень давно,  с довоенных времен, когда работал он в Смольном. Занимался оргпартработой. Теперь, видать, бросили Иванычева на нарпит. Уж очень это  ответственный участок. Поважнее, чем оргпартработа.
     - Положение с продуктами улучшается, как вы знаете, - сказал Иваничев, открывая совещание. – Тем не менее пренебрегать дополнительными ресурсами никак нельзя. Значит, надо прислушаться к ученым, использовать дикорастущие травы, пустить  их на допблюда
     Об этих «дополнительных блюдах» и шел главный разговор. Говорили о том, что волновало - как отличить ядовитые растения от полезных, как сварить щи из квашеной лебеды.
      Возникали и специфические вопросы: как муку с явственным к запахом керосина приспособить в пищу, да так, чтобы едоки не пострадали  и ничего не заметили.
     Выступали люди с опытом и со знанием дела.
     - Товарищ Матвеева с вагоноремонтного завода! – объявил Иванычев очередного оратора. – Обратите, товарищи, внимание, у товарища Матвеевой практический опыт работы с дикорастущим лопухом. Прошу вас, Анастасия Семеновна!
     Анастасия Семеновна застенчиво поднялась на трибуну. Неожиданно голос у Анастасии Семеновны оказался робким, смущенным
     - Я, товарищи, как все, - сказала она, стараясь не глядеть в притихший зал. –  Выкручиваемся, конечно, кто как может.. Потребитель своего требует.  Съест, что ему положено по талонам, и все равно голодный… Надо ему дать что-то дополнительно. А где возьмешь? Взять, сами знаете, негде…Вот мы и подумали насчет лопуха.
     У нас его сколько хочешь, весь задний двор в лопухе… В общем, решили попробовать. И получилось…  Листья-то у лопуха ужасно горькие, с ними толку нет. Зато стебель годится, со стеблем можно работать…
     - Технология ? – закричали из зала.
     - Очищенный стебель надо порезать, хорошенько попарить в кастрюльке. С виду выходит вроде ревеня. Потом, конечно, сваришь с солью, замаринуешь, а когда остынет, можно подавать к столу. Пробную порцию съела сама… Есть можно. Кисло-сладкий маринад, вкус приятный…    Заводчане берут лопух с охотой, даже  обижаются, если не хватит…
 - Уксусу много кладешь?
 -  Да чуть-чуть, - сказала Анастасия Семеновна. – У нас в столовой уксусу в обрез, приходится экономить.
    Тут пришедший со мной Б.Таканаев не выдерживает и решительно вмешивается в разговор.
     -А почему вы корни лопуха не используете? Ведь корни-то – самое ценное. И обрабатывать их легче, можно заправить любым соусом.
     Разговор оживляется и явно затягивается.  Вспомнили о лебеде, о сныти, которую мы безучастно топтали, но из которой, оказывается, можно готовить вкуснейшие супы и даже котлеты.
     Да! Неожиданные уроки преподносит блокада.
     Записал для памяти пару-тройку рецептов. Может пригодится…
.
           Солянка из свежей зелени со снытью:
 По 100 гр. сныти, подорожника, лебеды, пастушьей сумки, крапивы, 5 гр. моркови, 5 гр. лука, 15 гр жиров. Траву выдержать в кипятке 3 мин., затем измельчить, добавить обжаренную морковь, соль и варить еще 15 мин.

                Щи из лебеды: 
400 г лебеды промыть  водой, опустить в кипяток, отварить до мягкости, откинуть на дуршлаг, выжать, протереть сквозь сито, прибавить 1 ложку муки (любой - можно приготовленной из крупы), 1/2 столовой ложки масла и, посолив по вкусу, поджарить всю массу, после чего разбавить горячей водой или бульоном.

Примечания:
1. В короткий срок в Ленинграде было организовано 633 подсобных хозяйства. 1468 объединений огородников насчитывали почти 180 тысяч человек. Кроме того, свыше 100 тысяч ленинградцев имели свои индивидуальные огороды. Вручную было вскопаны тысячи гектаров земли.
          К осени 1942 года были собраны десятки тысяч тонн овощей, что значительно  улучшило продовольственные запасы города.
2. Из 1200 видов растений  и 500 видов мхов Ленинградской области ботаники установили, что 140 видов растений и 5 лишайников можно употреблять в пищу.
    При Ботаническом институте, в клубах, Дворцах культуры, на предприятиях читались лекции, устраивались выставки пищевых растений.
3. Голлербах ММ., Корякина В.Ф., Никитин А.А. и др. Главнейшие  дикорастущие пищевые растения Ленинградской области. – Л.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1942.

 Фото и текст дневниковой записи из личного архива А.В.Сапарова

Публикация и комментарии Т.В.Алексеевой

               


    
 


Рецензии