Судьба балерины Матильды Кшесинской

Или радости и горести первой звезды русского балета - любовницы императора Николая II.
Матильда-Мария Кшесинская родилась в первый день сентября 1872 года. Дочь танцовщика, поляка по происхождению, Феликса Кшесинского и артистки балета Юлии Доминской, рано оставившей сцену, она с трех лет бредила балетом, легко исполняла различные па, а в девять впервые танцевала  в Мариинском театре и «никакого страха не испытывала, только счастье выступать на сцене». Матильда поступила в Императорское театральное училище и с отличием его окончила 890 году, за что была награждена книгой с надписью: «...За отличные успехи в учебе и похвальное поведение». Окончательно ее судьба решилась 23 марта 1890 года, когда в день выпускного а в Императорском театральном училище Александр III протянул ей руку со словами: «Будьте украшением и славою нашего балета». В тот же вечер семнадцатилетняя Кшесинская познакомилась с наследником престола, впоследствии ставшим последним монархом России Николаем II, которого она с этого момента называла очень просто и нежно - Ники. Их роман длился целых три года...
Матильда, окрыленная и успехами в балетах, и чувством к Ники, творила чудеса. Она была единственной прима-балериной Императорского балета.
Статичные фотографии начала века не могут вполне передать характер ее танца. На них она стоит в классических позициях. Обаяние Кшесинской было в другом - в стремительности движения, в огненных темпах, в чеканке поз, в блеске, даже в шике, с которым она справлялась с труднейшими па.
Казалось, что ее роману с Ники не будет конца. Они часто встречались, любили длительные прогулки в парках. Сохранились письма, которые Матильда писала наследнику престола, которые всегда начинались словами: «Дорогой мой Ники...» Так длилось три безоблачных года. В 1893 все рухнуло... Состоялась помолвка Ники с принцессой Гессенской, ставшей впоследствии его женой Александрой Федоровной. Прощание Матильды и Николая произошло на дороге. Они в последний раз обменялись письмами. Николай ехал верхом, Матильда - в кибитке... Кшесинская очень переживала. При этом она сама первой сказала своему Ники, что с этого момента их отношения прерываются окончательно и навсегда. Можно лишь представить, что испытали в те далекие дни двое влюбленных! Однако окончание романа - этот удар судьбы не повредил ни карьере, ни влиянию Матильды при дворе.
Матильда осталась одна со своей работой и распространяющейся со скоростью кометы славой. Ее успех был так велик, что общество даже не обратило внимание на рождение у Матильды сына Владимира в 1902 году, когда она еще не была замужем.
Впервые Кшесинская употребила свое влияние, когда ее не заняли в парадном спектакле «Жемчужина» в честь коронации Николая, видимо, помня о романе юной Матильды. Хотя балет уже был отрепетирован, Дриго пришлось написать добавочную музыку, а Петипа - поставить новое па-де-де. Матильда станцевала в «Жемчужине» для своего Ники...
В 1905 году случился и вовсе курьез, в который даже трудно было поверить. Иосиф-Михаил Кшесинский, брат балерины, оказался одним из самых активных революционеров в балетной труппе Мариинского театра и был уволен директором за скандальное поведение. За помилование этого революционера боролся... Великий князь Сергей Михайлович. Кшесинской невозможно было отказать. Вне театра она была столь же блистательной, сколь и на сцене.
Для Кшесинской Россия исчезла практически разом в 1917-м. Остался лишь особняк ее имени. Существует легенда, но это лишь легенда о том, что этот особняк - царский подарок прима-балерине. На самом деле она очень много работала. Была настоящей труженицей. Поэтому денежные средства у нее были. В 1904 году Матильда за 88 тысяч рублей купила земельный участок «по Боль шой Дворянской улице и Кронверкскому проспекту». К концу 1905 года на этой земле по проекту Гогена был построен особняк, летом  следующего года в нем были закончены все отделочные работы Архитектора же за эту работу удостоили Большой серебряной  медали Академии художеств.
Праздничные угощения, официальные и неофициальные приемы, завтраки, обеды, ужины, винопития в погребе своего дом; среди бутылок, розыгрыши, маскарады и юбилеи - все это Кшесинская любила не меньше, чем балет. Жизнь ее не была праздником, зато была праздничным спектаклем. Декорациями спектакля служили роскошные интерьеры ее домов: особняка у Троицкого моста, где все - от гостиной до кухни - поражало образцовым порядком, и дачи в Стрельне, комфортом превосходившее царский дворец, с собственной электростанцией и экстренными поездами Стрельна-Петербург для гостей. А без подарков, сделанных великой балерине, история дома Фаберже была бы не полной. В ее особняке хранилась огромная коллекция пасхальных  яиц, разнообразные украшения, отделанная драгоценными камнями мебель, несметное количество золотых чарок, и, наконец, бриллианты, чья огранка была также совершенна, как и танец балерины.
Весной 1917-го в дом Кшесинской вселились 17 большевистских организаций и не освободили его даже после соответствующего решения суда. Вместе с сыном балерина скиталась по чужим квартирам, дом тем временем постепенно разграблялся.
Затем был Кисловодск. Отъезд во Францию. Наступил «французский период» великой балерины. Революция отняла у нее все но новые обстоятельства позволили ей стать супругой Великого князя, они обвенчались в Каннах, и в качестве княгини Красинской-Романовой Кшесинская была представлена почти всем монархам Восточной Европы, а необходимость зарабатывать на жизнь заставила великую балеринув 1929 году открыть студию из которой вышло немало прекрасных танцовщиков.
Прима-балерина Императорского театра нашла покой на кладбище Сен -Женевьев де Буа в Париже.


Коллаж Валерия Базунова


Рецензии