Компромисс

                «К О М П Р О М И С С»
    
                Иногда - это единственный  способ закрыть дело.

 Зима в селах дальнего Востока так затянулась, что на исходе февраля самогонка уже не брала, поэтому пили всё, что горело.
Фермерское хозяйство: трактор,грузовик,телеги и прочая техника – лежали  под снегом, который сыпал без остановки и при похмелье, все это, наводило на Леху мрачную тоску, хотелось выпить еще. Спасала только гнедая кобыла, которую надо было кормить и  можно было поговорить от души, поскольку два «батрака» и сосед Иван уже не говорили, а мычали.

Шла вторая неделя запоя и в момент просветления, когда звонила из города жена,  Леха понимал: Надо выходить!   

- Леш, я  тут  девчонку  привез, как просили! – доложил младший брат. - И выпивку тоже.

Старший брат не думал, кто заказал все это, может  и он, и все пошло по новому, к тому же снег сыпал еще сильнее.
 
Девка Танька была из соседнего села, она танцевала и пила со всеми, но это были уже фрагменты Лехиной памяти, среди которых мелькали стаканы, соленные огурцы и еще винтовка, из которой стреляли все по бутылкам в большой избе....


                ***********
               
Заявление о без вести пропавшей в районном отделении разрабатывали  по полной.
Было установлено: с кем она уехала,  куда ее привезли, не было ясно - куда  делась  веселая деревенская Танька, любившая  выпить и погулять. Истек год, а она нигде не появлялась. 

По данному факту было возбуждено уголовное дело  и все участники большой попойки по истечении года были трижды  допрошены, но никто не мог толком пояснить, что  произошло   в доме зимой. Одно было ясно: девка  была и пропала!

- Земля то у него  классная и место хорошее. Да запустил  он свое фермерство.... Бухать он стал со своими бомжами! - пояснял сыщику фермер из соседней деревни. 
– Я бы его  земле толк дал бы!
- На пару дней закроем, расколем, да и решим по земле! – улыбнулся опер, сделав умную физиономию, как у президента!
- Да хорошо бы так… Я не скупой! – уцепился за тему смазливый крестьянин.


          **********

 Адвокат приехал в ИВС далекого районного ОВД из областного центра и как пояснил, нанявший его, младший брат фермера: Надо спасти ни в чем не виновного брата, доброго и честного мужика.

- Так, давай определимся! Ты мне правду, я тебе свободу! – улыбаясь, предложил Лехе защитник.
- Да я  вот пытаюсь! Ну ни хрена не помню…..пили долго! – и добрые голубые глаза  с надеждой  взглянули  на спасителя,  а  грубые,  потрескавшиеся крестьянские пальцы рук, убеждали  – он имел право погулять.

- А твои мужики, могут  вспомнить!? – с надеждой спросил  защитник.
- Конечно могут! – усмехнулся  Леха. - Два наркомана и  сосед - алкаш! Что им скажут, то и вспомнят!... Ни хрена они не помнят! Все лежали пластом! Я помню, Таньку кто-то привез, помню всё пошло по новой, пили  самогон,  курили эту  дрянь  ихнию… Еще помню, что  в хате  стреляли по бутылкам... Танька  вроде сидела, а че упала – не помню! То ли сама, то ли кто зацепил... Помню, что на кобыле  куда-то  гонял, а куда Танька делась...  Ну хоть убей  - не помню! – посмеиваясь  над собой,  закончил фермер, почесывая свою седеющую  «репу».

- Может, вы ее того... съели!? – подыграл защитник мужику.
- Да может!... Сырую что ли!? – усмехнулся   Леха. – Мы столь не выпили!  Да мне тут следак показания ихние читал, так они все  на меня валят, что бы их не закрыли. А их развести легко, им жить негде, вот я их и пригрел. Они по хозяйству у меня работали... Ну та зима - давно такой  не было!  То ли я сломался!?

            ***********

 Сыскное дело  висело в отчетах, как реклама. С области звонили в район, дергали сыщиков за показатели.
 
Прижать на селе можно любого, поскольку -  часть сельчан пьет до весны, а остальные курят -  всё, что растет! Да и  стреляют во всё, что движется. И так, из года – в год.
 
Лёхины «батраки» долго не ломались и картина события нарисовалась по принципу – спасай свою задницу!
Только сосед, протрезвев, видимо понимал, что писать под чужую диктовку  хуже, чем  напрячь свои мозги.

- Ну да! Девчонка была и с нами пила, потом смотрели винтовку и оптический прицел. -  пытался помочь сыщикам Иван. – Стреляли по бутылкам. Пили хорошо. Я вырубился, а когда очнулся, то девка умывалась, и я опять уснул, но не знаю  сколь спал, но больше я ее не видел и уполз к себе домой.
 
- Ты Вань, не  бойся! Алексей ваш уже признался, что  завалил девку и потом на кобыле отвез  труп в лесок. Ты лучше  вспомни и мы его отпустим! Или ты  к нему пойдешь за компанию, а это уже груповуха!
- Так че, труп нашли ? – усомнился крестьянский ум. – А че мне Леха не сказал!?
Сыщик промолчал, понимая, что деревенская простота - крепче ментовских штучек.

Когда  следователь  зачитал  показания  «батраков», то задержанный Леха  даже не дернулся и как бы не отрицал случайный выстрел, но кто стрелял в девку -  ума не мог приложить.  И тут он вспомнил про  Ивана-соседа  и попросил взглянуть на его показания. Но следак, как ни странно,  "забыл"  взять их  с собой в ИВС.
 - Тебе надо вспомнить точно, кто в нее стрелял или твой сосед раньше вспомнит! – пытался  втолковать  Лехе  следак. - Что тогда тебя ждет!?
 - Весь двор перерыли у меня и Ваньки!... А если она жива? – не мог успокоится Алексей, рассуждая как бы вслух.
 - А ты откуда знаешь? – спохватился  следак.
-  Да так, приснилось вчера! – улыбнулся задержанный, молясь в душе за соседа.

           Не хватало малости: "Убийца" был, а трупа - не было!

Как формулировать  обвинение -  без способа, мотива и причины смерти!?
Копали  во дворе, в посадке, в болоте, с собаками, с  приборами, но в пустую!   Оставалось одно – участники пьянки должны  прямо и дружно  указать на убийцу. 
И слабое звено дрогнуло.  Двое бездомных, не желая терять связь с  миром,  вдруг сразу вспомнили, что после выстрела Лехи по бутылкам – девка упала и больше не вставала! Такой расклад гарантировал им свободу и синий дымок папироски.

С Иваном было труднее. Этот крестьянин, как старый верный пес, не велся на приманку и красивые слова о совести.
И тут сработала  «почта». Леха, после прихода защитника чиркнул на свободу «маляву»  брату:  где, яко бы,  нельзя  рыть-копать…  Маляву конечно перехватили, в чем  защитник не сомневался.
  Рыли долго и глубоко, но кроме старой зимней  куртки у дороги ничего не нашли.  И  вдруг,  на фоне не удачных поисков, подозреваемый прозрел,  к нему, как бы,   вернулась память и он изъявил желание - на месте уточнить свои показания, что было расценено как желание  сотрудничать со следствием и тут Леха,  как хороший фермер  - стал  торговаться.

 - Отпустите! Я все вспомню! – заявил арестованный, веря словам своего адвоката.
 
Для следствия это была реальная  возможность  отправить дело в суд и закончить с  бесконечными поисками «живого» трупа, поэтому крестьянские торги  закончились удачно и Леху отпустили - до суда.


              СУД ЭТО НИ ТОЛЬКО "КАЗНЬ" – ЭТО ЖИВОЙ ПОИСК ПРАВДЫ У ВСЕХ НА ГЛАЗАХ.


Почуяв свободу, обняв свою  жену  и родных детей, Леха воспрянул  духом. 
К тому же его «батраки» продолжали  жить  на ферме, они не пили и кормили гнедую, поэтому в процесс пришли  в чистом, но для смелости чуть дернули.
В суд   была вызвана и мать пропавшей Таньки, знавшая про Леху только хорошее.
 
  Судья открыла заседание, удалив из зала свидетелей и передав роль прокурору.
 
- Ваше отношение к предъявленному обвинению! – спокойно спросил прокурор, обратившись к подсудимому. - Вы обвиняетесь в неосторожном убийстве и незаконном хранении оружия! - объявил обвинитель.

- А можно я после всех! – робко попросил подсудимый, оглядываясь на защитника.

- У вас три варианта! – поспешил добавить прокурор, не подозревая, что перед подозреваемым на листке были написаны защитником варианты ответов.
 
– Признаете вину полностью, частично или не признаете!?
 
- Четыре! – тихо заметил защитник и взглянул  на судью.
 
- Да! Я хочу послушать, что скажут все! – почти заикаясь выдал подсудимый.  – Так ведь можно!?
 
- Вы вину признавали на следствии!? – засуетился прокурор.
 
- Можно! Это ваше право! – заключила судья и процесс пошел дальше
 
               
                ===========

 
  К допросу была приглашена мать потерпевшей, крепкая  и подвижная крестьянка.
 
- Я к Алексею претензий не имею! Это не он стрелял в Таньку, я точно знаю! К тому же ее неделю назад видели на вокзале! - заявила мать.
Судья с прокурором вытянули шеи, а Леха, опустив голову, вспомнил как танцевал с Танькой.

- Это длинный, он в коридоре сидит, это он в нее стрельнул! И он курить ее научил! – твердо заключила мамаша.
 
-  А было ранее, что бы она уходила гулять так  долго? – спросила судья у мамаши.

- Да скилько  раз! Вот как-то и до году гуляла, а потом раз и дома! – выдала мать. – Да у меня их  пятеро, она старшая, да пусть гулят пока молода...

 За мамашей  были допрошены  работяги, и надо сказать, что увидев  своего  хозяина на свободе и  ощутив сложность ситуации, они  дружно  заявили, что на следствии их пугали и даже били, с целью оговорить обвиняемого.
 
- Да, пили много! Зима длинная!...- поочередно повторяли они. - Девушка тоже пила с нами, потом кто-то стрелял по бутылкам. Она была пьяная и упала  на пол, а потом спала на кушетки!- слово в слово поясняли оба свидетели.  -  А утром она сама ушла и не вернулась больше.

- А что делал хозяин дома утром? – повел допрос прокурор. – Где он был!?

- Утром мы выпили и хозяин пошел до кобылы, Танька тоже ушла, потом он вернулся!

- Через какое время он вернулся и что сказал? – продолжил  прокурор.

- Да не знаем. Часов у нас нет, а про нее мы не говорили.

 Допрошенный после перерыва сосед-Иван был последователен и стоял на своем: девушка  пила с ними, потом стреляли по бутылкам, потом она  умывалась. И больше он ее не видел, а проснувшись, уполз к себе в хату.


                ==============
   
     Процесс шел трудно  с большими перерывами, как настоящий спектакль, с антрактами.

Подсудимый внимательно слушал и теперь ничего сам не мог понять!
Куда же на самом деле пропала Танюха, более того, он  начинал верить  в  ее таинственное исчезновение. Одно портило мысли, как пояснил ему защитник: Если не признать случайный выстрел, то реально осудят  за оружие, а точнее, отомстят за отказ, поскольку закрыть сыскное дело для следствия важней, чем Правда и Лехина жизнь!
 
Однако для подсудимого все стояло наоборот. Он чуял, что не убивал Таньку!
Но события того дня - он действительно не помнил, за что винил только себя, винтовку и самогонку! Теперь же, здесь в суде, на глазах у людей, в этом маленьком и душном зале, где так давит неволя, он твердо знал, что бы выйти на свободу, надо как-то взять Таньку на себя, что адвокат и называл - Компромиссом!

Теперь Леха понимал, что "компромас" - это как уступка в цене, чтобы продать все зерно. Ему в суде надо признать свою вину, что бы суд, эта худенькая женщина в черной мантии и строгий прокурор в синем мундире ему поверили, как наказал ему адвокат, что бы гарантированно выйти на свободу, иначе все равно посадят.
       
 Этот ложный, но единственный способ спасал всех!- понимал теперь Леха
 
- Я хочу все рассказать, как мне помнится! – заявил  вспотевший крестьянин, понимая как он рискует сейчас  свободой, когда так  легко  отбить  обвинение в убийстве! 
 
- Свою вину  по выстрелу я признаю! - с трудом выдохнул из себя Леха. И было заметно, как вздохнул прокурор и откинулась в большом кресле щупленькая судья.

 - Да! Она пила с нами! - громко продолжил подсудимый. - Я достал винтовку,  показал всем оптический прицел и мы по очереди стали стрелять по бутылкам.... И вдруг Танюха упала на пол. Когда мы ее подняли, то у нее на виске была кровь, как царапина. Мы ее умыли, и она снова пила с нами!- нервно вспоминал подсудимый, делая вид, что ясно видит детали события. От чего пот катил по его вискам, и он небрежно смахивал его рукавом, и все участники процесса, затаив дыхание, зрели, как иногда в суде, воочую рождается истина, завораживая людей своей силой - или правильной постановкой "режиссера" этого живого спектакля.
 
- Потом все повалились спать, - продолжил подсудимый, чувствуя, что говорит в точку, так как все слушал его внимательно, а судья что-то быстро писала....

 И тут Леха ожил, как на исповеди, и как говорится - "запел, как запил"!
 
- Таня сказала мне, что ей плохо и она хочет домой! Я вывел кобылу и повез ее через лесок на телеге. Я это место показывал на эксперименте... Она была в той темной куртке, что мы нашли на следствии, ну у дороги....

 - "Да!- думал защитник,- Знал бы ты где твой брат нашел эту куртку! - при этом адвокат делал вид, что спешно записывает важные показания. 

   В зале стояла тишина - у всех на глазах рождалась деревенская "правда"!

- Она сказала мне, что хочет пройтись до дома пешком сама! – и подсудимый качнулся, пот заливал ему глаз, а может это были слезы. Ведь теперь от вынужденной сказки зависела свобода и совесть простого мужика. Но Леха видел - эта байка про куртку и лошадь нравилась всем....

- А вы уверены, что она дошла!? – возмутилась  судья. – Мороз был и снега – до крыши!
- Нет, не уверен! – тяжело вздохнул Леха, и опустив голову,  добавил. - Я виноват!
 Зашевелился прокурор, с облегчением посмотрела в зал судья и объявила перерыв.

       - Видать, попали в точку! - шепнул адвокат подсудимому на ухо.

                *********
 
 - Ваша честь! – начал в прениях защитник. - Нашему удивлению нет предела! Что делает с людьми водка! – и он строго взглянул на всю компанию в зале.

 - Но закон есть закон! Труп девушки не найден, что ставит под сомнение причину смерти, а это может быть ранение или отравление. К тому же ее видели на вокзале!

- Ваша честь! - искусно вздохнув,  продолжил адвокат. - Надо признать, это редкий случай, когда позиция защиты  расходятся с признанием вины самим подсудимым. Но адвокат защищает не только подсудимого, но и сам Закон. - с пафосом произнес он, ощущая, что избранная им тактика защиты против государства сработала, и он уверенно продолжил.
 - Так, желание девушки идти пешком нельзя ставит в вину подсудимому, так так легкое ранение у девушки могло не быть причиной ее смерти, что косвенно касается ее исчезновения, так как нет акта ее обнаружения - ни живой, ни мертвой. Что в силу закона образует сомнение в ее гибели! Наличие же незарегистрированного оружие и стрельба из него в общественном месте к тяжким преступлениям не относится.....
 
                ***********

  Только теперь для адвоката наступил его час, его минута, когда все сомнения он мог и должен был использовать на пользу человека, который сам в силу обстоятельств ничего не помнил и не понимал, но не побоялся признать свою вину, тем самым, у всех на глазах остался Мужиком и Человеком, что в сущности хотел показать всем адвокат и у него это получилось, и он знал, что при любых сомнениях это стоит уважения и снисхождения к покаявшемуся. Ибо, какие мы тогда русские!
 Защитник нашел выход, нашел ту единственную лазейку, которая спасала судьбу его подзащитного -  это была сделка между Правдой, которую Никто не знал и Наказанием, а надеяться на наш суд оснований не было.
   
 Леха внимательно слушал и  чуял, что свобода зависела теперь не от правды,
 которую не знал даже он, а от его поведения в суде и от тех людей, которые вершили его судьбу.
 
- Защита полагает, что подсудимый фактически сотрудничал со следствием! -  продолжал адвокат. - Подсудимый указывал путь своего движения, где и была найдена куртка  девушки. Поэтому считать выстрел смертельным или повлекшим смерть, без следов крови на куртке, без следов на месте - у суда оснований нет! 

 - Прошу суд, учесть содействие обвиняемого следствию, наличие детей, отсутствие судимости и определить  подсудимому  наказание не связанное с лишением свободы. - облегченно закончил адвокат, прекрасно понимая, что таким ловким, но законным способом он вывел суд на единственно верный приговор.

 
Перед судом же теперь стояла непростая задача: Царица доказательств - Признание вины, должна была уступить Закону, так как все сомнения в убийстве должны были "оправдать" подсудимого, который признал свою вину, тем самым обезоружив суд!
 Более того, суд сам видел и понимал, что позиция защитника и подсудимого разошлись: первый доказывал его невиновность, а подсудимый свою вину в суде признал.

 Но никто не мог догадаться, что сценарий такого компромисса был наиболее удачен, так ка устраивал всех....
            

                ********
 

Прокурор, вопреки обычной суровости, расценил признание вины подсудимым как право на особое снисхождение. Судья же, задумавшись и нагнув голову удалилась в совещательную комнату, поскольку понимала, что приговор писать ей, а в нем не должно быть никаких сомнений. Она также знала, что при попытке оправдать этого честного фермера, ей тут же возразит прокуратура и вышестоящий суд, поскольку ошибки следствия и прокуратуры - это не повод для оправдания невиновных.
Но у защиты не  было уверенности в пресловутую российскую презумпцию невиновности, которая легко, в наших судах, превращалась в обвинение!

После оглашения судом условного наказания, Алексея сильно трясло, но он не сломался и пить не стал. Он большими, потрескавшимися  пальцами  гладил  свою гнедую, в надежде, что она,  когда-нибудь, ему все расскажет.....
 
 
 

Изложенные обстоятельства являются реальными и происходили в районном суде Амурской области в 2011 году с моим участием в качестве защитника подсудимого.

                Да простит меня Бог!

P.S. 8-10% уголовных дел объективно не расследуются, спасает компромисс!


31.03.2014   г.Благовещенск                Адвокат  В.П.Евликов.               


Рецензии
Ну так все таки, убивал или не убивал? Где труп? И вообще, странно, в суде идёт расследование, а почему же раньше прокуратура и оперы не вели нормально расследование? Ээх водка, сколько же она поломала судеб в мире...

Дионмарк   14.11.2016 23:24     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.