На встречу с юностью

               
Ещё до Нового года узнала, что наша школа нынче отмечает юбилей. Шестьдесят лет. Всего шестьдесят! Молодая! А нам выпускникам 1966 года уже по шестьдесят четыре.  Никогда так не хотелось увидеть своих друзей-одноклассников, поговорить с ними, вспомнить былое: озорное детство, счастливую беззаботную юность, школьные годы.   За прошедшие после окончания десятого класса  сорок семь лет мне приходилось общаться со многими одноклассниками. Я знаю почти обо всех, кто где живёт, где учился после школы, как сложилась семейная жизнь.

Знаю, как рады успехам своих почти взрослых внучек Рита Русецких и Люба Платонова. А Валя Лапина, с которой мы сидели за одной партой в 9-м классе,  помогает своим сыновьям воспитывать малышек – внучку и внука. Этой зимой в «Одноклассниках» высветилась Валя Хворова. С ней мы не виделись сорок девять лет. После восьмого класса она уехала на Урал, выучилась на геолога, всю жизнь прожила в Сибири, странствуя с геологическими партиями по всему Восточному региону. Соня Исупова живёт в Ухте уже много лет. Узнала, что весной она приезжала в родной посёлок ухаживать за матерью. Как-никак тёте Зое почти девяносто лет. Так хотелось увидеть Соню, которая надолго осталась в памяти лёгкой, подвижной, всегда спешащей и постоянно опаздывающей на первый урок.

На встречу обещался приехать Миша Мокрушин. Мишка приедет! Родной человек! Такими мы были в седьмом-восьмом  классе. Дружили и дорожили детской дружбой. Помню, как собирались у Гали Киселёвой, а Миша, который жил по соседству обязательно приходил в нашу девчоночью компанию, и его шутки и хохмы воспринимались нами на «ура». Будучи по натуре оптимистом, он всегда с долей иронии мог рассказать житейскую историю, исполнить модную мелодию, которую недавно услышал.  Исполнение заканчивалось традиционным: «ча-ча-ча».            
А как Миша рисовал! До сих пор жалею, что не сохранила альбом с его шуточными рисунками и карикатурами, подаренный по какому-то случаю.

Шестидесятые годы. Расцвет советского хоккея. Миша мог часами рассказывать о наших хоккеистах: о защитниках и нападающих, о вратарях  и капитанах. Как завороженные мы смотрели на рассказчика, а тот, размахивая руками, изображал голы, проходы, голевые передачи.  Все заразились этой спортивной игрой, а потом часами гоняли какие-то самодельные шайбы и катыши на застывшем льду соседского  огорода. У счастливчиков были коньки, а мы, девчонки, иногда гоняли на валенках. Валенки не выдерживали, рвались,  отцы их подшивали, а мы с азартом снова рвались в бой. До хоккейной наша амуниция явно не дотягивала. Но азарт, ловкость, радость от забитой шайбы-катыша или горечь поражения это всё было, было!

Знала, что на встречу обязательно придёт Гера Недорезков.  Он не изменил родному посёлку и живёт со своей большой семьёй там, где родился.
Очень хотелось увидеть выпускников параллельных классов, узнать, какими они стали – школьники далёких шестидесятых. Правда, по скайпу часто общаемся с Верой Ковалёвой-Евтишиной, и от неё иногда узнаю какие-то новости о том, как и где живут наши общие знакомые. 

С трепетом едем в Кизнер. Я не была на родине чуть более пяти лет, Лида – моя верная подруга детства – чуть больше, а Валя Лапина – так все сорок семь, как окончила школу.
.. И вот мы в центре посёлка. Многое изменилось за эти годы.  Поражает размерами новый Дворец культуры. Но… рядом нет того берёзового парка, где мы играли, куда, став постарше, ходили на летнюю танцплощадку…  подглядывать за танцующими парами.  Вокруг ДК нет посадок, улицы кажутся пустыми и поэтому холодными и неприветливыми.
Идём дальше и видим, что на месте домов, знакомых нам с детства, построены новые особняки, огороженные высокими заборами. 

А вот и школа. Казалось бы, душа должна затрепетать от волнения от встречи с этой страной знаний. Но трепета нет. Нет  нашей родной школы. На её месте стоит красивое современное здание.   Но..  не наше. Хотелось всем «пройти по этажам, где пройдено и прожито немало», и мы прошли.  Увидели красивые кабинеты, оснащённые современным оборудованием, зашли в кабинет технологии, где на каждом столе стояли импортные швейные машины. Эх, а мы-то крутили ручки простых подольских машин, и преподаватель швейного дела Щепина Клара Дмитриевна простыми методами учила нас швейному делу. Спасибо ей! До сих пор шью и люблю конструировать какие-нибудь вещички внукам.
Пока мы ходили по школе, во дворе понемногу собирались друзья давно минувших дней.

Какой же была наша встреча! Подходим к группе «ребят», которым давно за шестьдесят, и узнаём «ашек», рядом с которыми наш Миша Мокрушин. Полковник в отставке. Прибыл из далёкого Забайкалья. Серьёзный «погранец», которые многие годы верой и правдой служил Отечеству. 
А кто же это та одинокая девушка, которая вглядывается вдаль, пытаясь в толпе узнать знакомые лица?  Да это же Валя Хворова, наша геологиня, прибыла из сибирского края. И всё… Объятия, улыбки, воспоминания, разговоры….

Неожиданно для себя узнаю Галю Большакову,  с которой не виделись после восьмого класса.  Красивая, ухоженная, модная женщина.  В ней уже не узнать той одноклассницы, с которой довелось учиться с первого по восьмой класс.
С опозданием (как и в далёкие школьные годы) подошла Соня Исупова. Эх, ты, Соня! Всё та же подвижная, энергичная девушка, простите, солидная дама, которая эмоционально, с чувством гордости поведала нам о своём красавце внуке….

Прогулявшись по гулким коридорам школы, заходим в библиотеку, где Вера Орешенкова приготовила всем нам сюрприз. Мы смотрели отрывки из записей прошлых лет: встречи, вечера, танцы, улыбки и объятия.
Когда в кадре появился  Александр Иванович Рязанов – наш прославленный физрук, уважаемый учитель, фронтовик, мы не могли сдержать слёзы. И аплодисменты! Аплодисменты!
А уж когда он запел!..   Да, нам посчастливилось учиться у таких наставников! Кстати, среди нас находилась его дочь Галина, единственный представитель своего класса – 11-го «А», - одноклассница моего мужа.

А потом вновь кадры школьной хроники: школьные вечера, спортивные фестивали, трудовые субботники, работа на пришкольном участке. Да, мы были спортивными. А как трудились! И надо сказать, никто из нас никогда не жаловался на непосильный труд.

Потом были фото на память в школьном дворе, и все пошли в ДК на торжественное мероприятие. Задолго до начала торжества к центральной площади начали стекаться выпускники родной школы, которые прибыли из разных концов страны.  Действительно, можно было изучать географию родного Отечества: Забайкалье и Сибирь, Урал и Подмосковье, Прибалтика, Украина и Белоруссия, Татарстан и Башкирия, все уголки нашей республики и родной Кизнерский район.   
Слышится смех, удивлённые возгласы: «Что? Неужели это Витька? Да не может быть..»   «Ой, Кать, ты? Не узнать..» А умудрённые сединами Витька, Катя, Люся, Саня смущённо улыбаются друг другу: «Да мы это, мы. Неужто не узнали?»

В зале нового Дворца культуры красиво и уютно. Каждому году выпуска отведено несколько рядов. Для выпускников 60-х, как мне показалось, было больше всего. И не удивительно. Только в 1966-м году школа выпустила сразу шесть классов – три десятых и три одиннадцатых. В том году был переход на десятилетнее обучение.
Занимаем места и осматриваемся. Зал полупустой. Немного обидно. Неужели будет мало гостей? Но вот один за другим заходят гости, оглядываясь по сторонам, пытаются найти знакомых, друзей, одноклассников. И вновь радостные возгласы и приветствия, рукопожатия, объятия…
 
К началу мероприятия зал полон!  Входит Николай Петрович. Наш многоуважаемый Николай Петрович Санников, дорогой учитель, славный человек. Все встают и долго-долго не смолкают аплодисменты благодарных учеников. В груди что-то сжалось: да, время неумолимо. И походка не та, и выправка..  Хотя старается бодриться. Всё та же немного смущённая улыбка, всё тот же голос,  всё тот же взгляд добрых глаз.
Николай Петрович! У каждого из присутствующих свои воспоминания об этом удивительном человеке, о том, как он вёл уроки физкультуры, спортивные секции, как вместе с Александром Ивановичем готовили традиционные спортивные фестивали, как ездили на соревнования различного уровня.. Это были Учителя с большой буквы, настоящие наставники, давшие нам путёвку в жизнь.    
Жаль, что нет в живых многих наших учителей, но мы помним их….

Со сцены звучат слова приветствия всем выпускникам Кизнерской средней школы №1. Концертные номера сменяются показом видеороликов и слайдов. И всё о нашей родной альма-матер, о наших учителях, о нас… 

Слушаем, смотрим, вспоминаем. Вот кадры, на которых показывают уголок старой школы, которую начали разбирать. Мы узнаём наш класс, наши окна. Честно говоря, однажды пришлось через окно сбегать с урока. Что было, то было. 
Когда показывают фото учителей, которых уже нет в живых, зал замолкает. Потом раздаются аплодисменты. Это дань учительскому труду, бескорыстному,  ежедневному.. Спасибо вам всем!

После торжественного мероприятия выходим на центральную площадь и вновь разыскиваем взглядом своих друзей, знакомых, с кем можно обменяться  улыбкой, приветствием,  рукопожатием..

В кафе, где собрались выпускники 10-х классов – «ашки», «бэшки» и «вэшки» -  было весело. Рассказывали о себе, о том, чего достигли в жизни. Вспоминали какие-то случаи из школьного детства. Боже мой! Школьное детство! Какое далёкое! Но в этот вечер мы все на какое-то время снова стали теми школьниками, какими были почти полвека назад..
Спасибо тебе, родная школа! 
 
 Поднялся Миша и предложил вспомнить о наших одноклассниках, которых, к сожалению, уже нет в живых. Мы их помним. Двух подруг красавиц Люсю Шуткину и Люсю Хохлову, Галю Киселёву и Люсю Лексутину,….   Через месяц после этой встречи не стало Володи Запольского, нашего красавца-крепыша. Кто бы мог подумать, что здоровый мужчина, отдавший спорту всю  жизнь, не сможет справиться со своей болезнью.   

Жаль, что не смогли приехать на встречу наши Володя Ноздрин и Эдик Чувашов, Коля Швирид и Толя Бабушкин, Геля Кадрова и Галя Бегунова… Где-то на Урале затерялись следы Вали Плотниковой.
Через пару лет будет пятидесятилетие нашего выпуска. Так хочется увидеться с ними…. 
Должны увидеться!...

2013г.


На снимке: 1966г. Такими мы были в десятом классе.


Рецензии
Ну надо же, у меня тоже была одноклассница Галя Киселёва, и тоже её нет больше с нами.
У нас также намечается встреча в эти выходные, из-за этого я поеду на Кубань, на свою малую родину.
Вы правы, к одноклассникам отношение, как к родным, ведь 10 лет вместе проучились в одном классе. Некоторых я не видела с момента окончания школы, но почти о всех мы в курсе, как и у кого сложилась жизнь, или не сложилась по какой-то причине.
Пятерых одноклассников больше нет в живых, рановато очень, но вот так случилось.

Замечательные воспоминания, Валентина) читала с удовольствием.
На фото я вас сразу узнала.

Клименко Галина   24.04.2024 10:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. С друзьями-одноклассниками вспоминать детство и юность - одно удовольствие. Почему-то вспоминается только хорошее и весёлое.
Хоть и жили все небогато, зато были человечнее и проще, чем сейчас.
Я вроде и не была самой маленькой в классе, а на фото получилось, что так.

Валентина Колбина   24.04.2024 11:16   Заявить о нарушении
У меня также. Стою на общей фотографии такая маленькая,(может ямка там была) хотя мой рост метр шестьдесят четыре.

Клименко Галина   24.04.2024 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.