О случайной и неслучайной вторичности

Сегодня буду краток и без длинных вступлений. Ждет ли когда- либо фантастику и фэнтези коллапс? Исчезнут ли они, как жанр или же перевоплотятся в нечто совсем иное? Причиной вторичности я считаю количество населения и сравнительно одинаковы условия жизни на земле. Люди думают одинаково. Почти одинаково. Малый их процент - 2-3% - думают иначе – лучше или хуже. Из лучших получаются гении, из тех, кто похуже – пациенты психбольниц и аутсайдеры. Но вернемся к писательству. В последнее время я наблюдаю вторичность. Вторичность в фантастике и фэнтези, в прозе и в стихах, в кино и в музыке. Одни и те же аккорды играют слева направо, справа налево, быстрее, медленнее, верх тормашками и задом наперед. Однако, все основные мелодии уже сыгранны, и остальные просто копируют предшественников, добавляют что-то из других стилей, однако никто не создает ничего нового. Почему? Потому, что все новое уже создано. Нечего больше придумывать.
Так же и в литературе. Все стили уже известны, все сюжеты исписаны. Все герои созданы и все концовки оглашены. Нет ничего принципиально нового.
Хуже того. Есть копирование не случайное – когда человек сознательно прочитав или посмотрев что-то, проникается его духом, оно ему нравиться, и он создает нечто свое, взяв от предшественника все самое лучшее и вдохновляющее. Это – неслучайная вторичность, сознательный дублях, произведение «по мотивам».  Плагиат! Или модное нынче слово – «рерайтинг».
Но есть вещи и пострашнее – случайная вторичность.
Истории известны такие вещи, как открытие чего-либо одновременно двумя-тремя людьми одновременно. Радио, полеты, винтовка и т.д. и т.п. Но, скажите мне на милость, из 3-4 миллиардов человек на то время, не сговариваясь друг с другом, мысли о радиоволнах пришли  голову только двум из них. Так было изобретено радио. А что сейчас с литературой. Я читаю очень много и каждый день. И ужасаюсь, так как люди, никогда не читавшие Азимова, Желязны, Саймака, пишут рассказы – один в один их повторяющие! Я смотрю фильмы китайских режиссеров, а они дублируют наши или американские, хотя и на свой стиль. Но я точно знаю, что они своих предшественников не смотрели. Я выкладываю свои произведения, а на различных сайтах их банят за нарушение авторских прав, пишут «Хватит выкладывать Лавкрафта»! Но никто из них не удосужился проверить, что Лавкрафт ничего подобного не писал.
Мне страшно за будущее фантастики. Мне страшно за будущее фэнтези. Неужели они обречены создавать новые произведения, как кубик Рубика, в котором каждая грань – кусок истории или сюжета, давно созданный штамп, который вместе с другими в случайной последовательности создает новое. Новое старое, которое уже когда-то давно было…?


Рецензии