Есть что вспомнить

- «Лохматый»!.. Степан!.. Ха-ха-ха!.. Ну, что смотришь? Не узнаёшь, что ли?.. Микола я!.. Ну?..
- Подожди… подожди… Он! Он! Микола! Правда! Ха-ха-ха!.. Не думал уже никогда с тобой встретиться… Это же сколько лет и зим уже прошло?..
- Да лет и зим, наверно, уже с девятнадцать-двадцать…
- Так, так… Здоров, Микола! (Обнимаются. Хохочут. Стучат один одному кулаками по спине.)
- А я… ха-ха-ха!... иду сзади и думаю: Степан это или не Степан? Похожее что-то в фигуре; вроде он, а вроде и не он. Зашёл тогда сбоку, смотрю – Степан!.. Ну, как дела? Чем занимаешься?.. Что-то, смотрю, волосы твои поредели…
- Да и у тебя не погустели… Чем занимаюсь? Женат, вот чем занимаюсь. Двух внучек уже имею. Так что и дед уже. Дважды дед Советского Союза. Токарничаю, как и раньше… А ты? Всё электриком?
- Ага. Ну, тоже женат… Две дочки… Квартира двухкомнатная… Живу, так, понемногу… А помнишь, как раньше? От давали! Теперь ещё приятно вспомнить…
- О, так молоды же были, самые годочки, после армии… Сам себе хозяин, делай что хочешь…
- Ты помнишь, как мы с тобой познакомились?.. Суббота была, вечер. Ты на автобусной остановке стоял. Злой такой, раздражённый, и мне говоришь…
- Да-да, я тогда с девушкой своей не поладил. Вышел от неё, пошёл в магазин, купил бутылку вина с расстройства и пришёл на остановку. До того общежития пока доберёшься! Дай, думаю, глотну. Одному пить не хочется. Вижу, ты стоишь. Свойским таким показался. Дай, думаю, с этим чуваком…
- Выпили с тобой эту бутылку. Ну, а мне оставаться в долгу неудобно, так и я сбегал в магазин. Потом ещё несколько раз скидывались…
- А помнишь, как дальше было? Самое же комичное потом произошло. Ты говоришь: по домам. Ладно. Ты лезешь в автобус – и я в тот же автобус. Ты подъезжаешь к общежитию – и я. Подходим к общежитию, а оказывается, и ты в нём живёшь, и я. Познакомились на другом конце города, пили, шлялись там вместе, а того и не знали, что в одном общежитии живём! (Хохочут.)
- Так и общежитие же не абы-какое. Семь этажей, помню, куча подъездов. Чего ж удивляться, что не знали… А как отпуск твой замачивали, помнишь, Стёпа? У тебя тогда путёвка была в дом отдыха, и ты собрался отъезжать…
- Это когда я два ящика вина в общежитие привёз? Ха-ха! Помню, а как же. Кто только не пил у меня! Потом на ночь разбрелись все по своих комнатах, а… этот, как его… Во, Пацейко! Пацейко так уже и идти не мог. Свалился в углу на пол, отключился. А кто-то взял и натолкал ему в ноздри зубной пасты. Она засохла, дышать ему нет как, он открыл рот и через рот храпит. Утром просыпается: «Ух, вы, шакалы,- скулит,- только простудился из-за вас, форточки не закрываете, в носу заложило… А в носу… в но… (Гнутся. Хохочут. Вытирают слёзы на глазах.)
- Да, Стёпа, денег ты тогда просадил, наверно, с половину отпускных…
- Немало… А и в доме ж отдыха я тогда, братка, тоже копоти давал! О, какой там отдых! В комнате компания подобралась такая, что все за воротник любят. Там близко от дома того бабка жила, самогонку у неё всегда можно было купить…
- С бабками не пропадёшь.
- А то!.. Позавтракаем, и сразу посылаем к этой бабуленции гонца. Грелку сивухи принесёт – и понеслась душа по кочкам!
- Да, жили привольно, как птица в небе… Теперь не то… У тебя как с женой?
- По-всякому. Бывает, что поругаемся. А так ничего.
- А у меня же – пекло! Жонка – чёрт! Как тот говорил, если бы не жалел лаптей, утёк бы от жены и детей. Потому что и от дочек радости мало: учатся плохо, раскидухи… Иногда, кажется, напился бы с тоски и спел что-нибудь такое широкое, для души… Помнишь, как в парке праздник «Золотая осень» был, и мы песни пели…
- Да, нас человек шесть тогда было…
- Сели в заднем углу, между сосен, на землю и песню начали… Хорошую уже дозу приняли… А народу тогда в парке много гуляло. Поём, люди подойдут, посмотрят и назад идут. А какая-то женщина подбегает, дивится на нас и говорит: «Ой, а я думала, это артисты тут так хорошо поют!»
- Ничего себе артисты! Пацейко тогда, помнишь, милиционерам попался. Его к машине ведут, а он упирается и поёт: «Не такой уж горький я пропойца, чтоб меня в милицию тащить!..»
- Ха-ха! Я ещё одно про него помню. Это когда я из дома отдыха назад приехал. За месяц там от поддач весь просто опух. Вхожу в общежитие, встречаю Пацейку. Он присмотрелся ко мне, уважительно так закрутил головою и говорит: «О, сразу видно, из дома отдыха человек приехал – поправился, поздоровел… »   
- Комик. Подметил так подметил… (Вздох.) Да, Микола, золотое было время… Никогда не забуду, как мы с тобой на работе пили. На работу идём, и особенно во вторую смену, и по бутылке вина с собой прихватим. Поставим ко мне или к тебе в инструментальный шкафчик, а потом захотим во время работы выпить – пригнёмся около шкафчика, несколько раз глотнём, и снова бутылку на место. И работаем себе как люди. Другие там как начнут глушить, так до того доходило, что их прямо с работы в вытрезвитель забирали. А мы тихонько, культурненько, и никто к нам никаких претензий.
- Зато уже, бывало, выходные, или после работы, давали. Хватало здоровья… Помню, раз в воскресенье была расслабиловка; тебя тогда, кажется, не было. Все уже и не хотят, а я всё-равно: «По рублю!» - и в магазин кого-нибудь шлём. Накачал всех, все пьяные, кто на кровати валяется, кто за столом носом клюёт, а я хоть бы что; что-то в тот раз стойкий оказался. Хочется ещё выпить. А в магазине уже не давали; закрыли. Пошёл тогда в кафе,- помнишь, было близко от общежития? Сел за стол, заказал официантке котлету там какую-то, ну и стакан вина. Выпил – не берёт. Заказал тогда стакан водки. Этого уже хватило. Утром просыпаюсь, смотрю – в общежитии, в комнате своей, на кровати лежу, в одежде, туфлях…
- Ха-ха… На автопилоте домой добрёл… (С сожалением.) Да, было, было, не вернёшь…
- Слушай, Микола, а что мы с тобой всё стоим здесь без толка? Прошлое, конечно, не вернёшь, но ведь замочить, так сказать, его память мы можем? А? Как насчёт того, чтобы пропустить одну-другую бутылку?
- Одну-другую?.. Гм… Сказать тебе по правде, Стёпа, так я насчёт этого… не очень…
(Растерянно.) – Как не очень? Ты что, не пьёшь уже?
- Насчёт одной-другой, говорю я, не очень, а вот насчёт третьей-четвёртой – о, это я всегда могу!
- Ха-ха-ха! Ну, молодец, Стёпа, молодец! Вижу, парень ты всё тот же, не изменился… Пошли, здесь недалеко магазин есть. Выпьем за прежнюю житуху весёлую. За неё стоит и ещё раз хорошо вмазать.

                Авторский перевод с белорусского


Рецензии