Метафизика боя

Бой - этот диалог, разговор. Единственным предметом этого разговора оказывается жизнь перед лицом неминуемой смерти, подобно капле, медленно или быстро стекающей по лезвию ножа. И поскольку такова природа поединка, участник должен вступать в него, будучи полностью пробужденным, осознанным и ответственным за каждую реплику, свою и своего партнера. Каждый партнер отвечает за поединок в целом, за то, как бой произойдет в духе, что будет повержено и что нет. Война - это подлинная природа человека и человеческого духа. И любовь - это такой же поединок, иногда даже еще более острый, чем поединок скрестивших мечи, поскольку цель любящих еще более возвышенна и они могут бросить вызов даже самой смерти.
Предмет разговора один, но темы могут быть разными.

Следует помнить о том, что поединок в любом случае заканчивается смертью обоих партнеров, именно поэтому участники боя не могут быть врагами друг друга. Воин должен помнить, кто является его истинным врагом - его собственная лень, страх, ощущение собственной исключительности и ограничивающие его идеи. Его враг - тот, что ослабляет и умерщвляет его тело и обездвиживает его дух, делает его испорченным, жалким и извращенным. В этом плане противника необходимо рассматривать как партнера, помощника, который помогает пробудиться воину и стряхнуть собственную лень и страх, хотя бы и ценой жизни. Ведя кинжальный диалог с противником, боец атакует своих подлинных врагов, а противник лишь помогает ему направить его чувство в нужное русло и указывает на ошибки. Причем, он указывает на ошибки таким образом, что от этого нельзя просто отмахнуться или игнорировать.

Поединок проходит через серию фигур, а внутри каждой из фигур собеседники совершают жест. Таким образом, каждая из фигур состоит из как минимум двух жестов. Жест каждого из партнеров должен быть полным и насыщенным, иначе собеседник не сможет поддерживать равноценный разговор о смерти, и умрет раньше времени. Полнота и насыщенность означают, что каждая реплика отражает в себе всю жизнь и весь опыт человека, подобно тому, как в каждом маленьком огоньке отражается весь жар Солнца. Напряжение каждого из партнеров должно быть примерно равным, собеседники должны быть сопоставимыми для того, чтобы разговор был достаточно увлекательным и длительным для того, чтобы дух, как зритель, был удовлетворен. Именно к этому должны стремиться собеседники, независимо от того, чем они пользуются – мечом или словом.

Сражающийся должен иметь смирение. Он должен иметь согласие с духом по поводу самого себя и согласие с самим собой по поводу духа. Если все правильно, то через это согласие начнет струиться непрерывная радость. В этом случае у него не будет противоречий в его обмене репликами с партнером и не будет никаких случайностей в том, что он говорит и в том, что говорят ему. В этом случае все предметы и люди вокруг него станут его партнерами и начнут помогать ему, независимо от их желания.

Бой должен иметь законченный и совершенный вид – такой, словно он был отрепетирован и отшлифован до блеска. Для этого воин должен иметь доверие к бою, как к живому существу и следовать за тем, как закручивается спираль войны, не пытаясь опередить, но и не отставая.

Поединок имеет пять естественных частей.

Первая часть – приглашение к бою. Дух создает ситуацию, в которой оба партнера не могут избежать столкновения в бою. Дух настойчиво требует, чтобы разговор состоялся и оба собеседника его услышали и приняли это, даже возможно не успев осознать. Это момент неотвратимости разговора.

Вторая часть – это вступление в бой, первая проба и поиски верной интонации. Приняв приглашение, воин изучает предложенную ему тему и начинает нащупывать понимание. Он пробует то и это, исследует ошибки, перебирает варианты. Это момент представления и поиска. Кроме того, в этот момент происходит знакомство собеседников с мечом партнера. Он собирает информацию и опробует ее.

Третья – это движение по направлению к центральному событию боя. В этой части оба бойца начинают все более ясно догадываться, о чем идет речь. Их энергии затягивает, как в воронку, скорость возрастает и что-то кажется неминуемым. Они нащупали общий ритм и интонацию обмена репликами. Их жесты приобретают более большую завершенность и уверенность.

Центральное событие – это, апофеоз, вершина, зенит боя. В этой точке дух, увлеченный зрелищем войны, сам вмешивается в бой и начинает непосредственно руководить действиями сражающихся. Бойцы описывают этот момент как вдохновение. Оба партнера испытывают в этот момент необычную ясность и остроту понимания. И на пике этой ясности один из партнеров находит и указывает другому на его слабое место таким образом, что наступает ясность финала. В этот момент конец становится виден, как будто отодвигается некий занавес.

И в пятой части поединка наступает рефлексия перед смертью. Это момент прощания воина с жизнью. Этот момент отдачи долгов и момент расставания. Оставшийся в живых должен проводить своего партнера и отдать ему должное. Это пауза, в которой все замирает. Очень важно, чем завершается разговор.

Победить другого человека невозможно, поскольку у того есть его собственный дух и его отношения со своим духом – это его личное дело. Поэтому победителем в поединке является не тот, кто остался жить, но тот, кто поднялся к вершинам своего духа и заглянул в пустоту, где нет ничего человеческого.

Весь бой может произойти в одну реплику, в один жест. Так же как и разговор может начаться и остаться единственным словом или фразой. Это не имеет значения, но все части боя содержатся в таком случае словно бы в свернутом виде. Их можно увидеть, только если заново развернуть сцену боя.

Быть свидетелем разговора мастеров – великая честь для любого. Это означает стоять и пребывать вблизи или внутри наблюдающего и заинтересованного духа.


Рецензии
"Война - это подлинная природа человека и человеческого духа" - спорное утверждение, категоричное. Иметь врага присуще обыденному человеческому бытию, зачастую поиск врага придает смысл существованию неосознанного человека. Иной ему жизнь и не представляется: вокруг враждебное окружение, надо выжить самому и выжить другого со своей территории. И любовь при таком мышлении также разновидность боя.Цель такого "любовного" поединка - подчинение, обладание, другой человек - моя собственность. Отсюда ревность, обида, злость, агрессия, ищущая выход снова в поиске врага. Замкнутый круг. Так в чем возвышенность? Какая цель у любви, кроме желания делиться самой любовью?
Отсутствуют внешние враги - надо найти внутренних.Можно рассматривать себя как множество внутренних врагов, и вести бесконечную войну внутри себя, жить, отвергая свои части, или признать собственное несовершенство, осветить его внутренним светом. И если света осознания достаточно, вместо боя принять сотрудничество ради одной важнейшей цели.

Олеся Шаданова   20.12.2014 15:25     Заявить о нарушении
Мы с вами по разному используем слово "война". В этой заметке "война" используется максимально абстрактно, очищенно от конкретных наслоений, впечатлений, воспоминаний, картин и фильмов. а, конкретно - война - это кровь, враждебность, противостояние, разделение, отрицание, грязь, смерть, болезнь, деградация и все в таком духе. Включая и внутреннюю раздвоенность, и стремление к власти.
Но в этой конкретной заметке, о которей идет речь, война используется в смысле соединенности в партнером, цельности.
Представьте себе, например, актеров, исполняющих роль Гамлета и его дяди Фенге, играющих на сцене. Да, по сюжету - они враги, между ними напряжение противостояния. Но если актеры, коорые играют этот спектакль, будут испытывать реальную вражду по отношению друг к другу как люди, они не смогут играть в согласованном представлении. Они - партнеры, разыгрывающие одну сцену на двоих, в этом смысле - они союзники ближайшие. Это то, что сохраняет целостность спектакля и целостность режиссерского замысла.

Дон Вертиго   06.01.2015 16:47   Заявить о нарушении