Религиозный аспект прилавков магазинов

Религиозный аспект прилавков магазинов

     На прилавках десятки наименований водки, колбасы и растительного масла. На улицах десятки марок автомобилей. Примеры можно множить практически неограниченно. Это – явление, значение которого выходит далеко за рамки, собственно, магазинные, торговые. Рассмотрим одну версию одной грани этого явления. (Допуская, что оно, явление, существует).
Все мирские соблазны – автомобили, колбасы, костюмы, музыкальные центры и т.п., и т.д. – всё брошено для того, чтобы вытеснить своей сверкающей массой из человека его маленькую, призрачную, душу. Всё доступно, всё на глазах, всё твоё. Позабудь про свою душу, включись в погоню за благами мира, и они – твои!
Вещи перестают быть вещами, как таковыми, превращаются в образы вещей, в символы вещей, в кумиры. Многие знают, что водка бывает, собственно, двух видов: изготовленная на заводах по известным технологиям (процесс взаимодействия спирта и воды довольно сложный и продолжительный), пропущенная под высоким давлением через фильтры со сменяемыми картриджами, и так называемый «самопал» – спирт, смешанный с водой в гараже или в подвале и «закатанный» в бутылки. Остальное – детали, вкусовые и прочие особенности, рассчитанные на любителей, которые составляют ничтожную долю потребителей Santa aqua vita. Видов маслосодержащих растений в природе гораздо меньше, чем видов растительных масел на прилавках. Только подсолнечного масла выставлено много наименований. А ведь оно, в сущности, бывает только двух видов, рафинированное и не рафинированное. Я человек не очень далёкий от автомобилизма, езжу более тридцати лет, но сейчас различаю автомобили только по  логотипам, а не по виду. (Какое то время я, по сложившимся обстоятельствам, водил в Москве чужую Ауди, из самых-самых. Она дороже моих «Жигулей» в 50 раз. Лучше ли она в 50 раз? Не знаю, но знаю, читал и видел в кино, что у некоторых африканцев принято носить кольцо в носу, и чем выше социальный статус носителя оного, тем больше и дороже кольцо. Предполагаю, что ауди, мерсы и т.п. являются чем-то вроде этих колец в носу).
 Проходя по улице или заходя в магазины, мы потребляем образы вещей.  Это – худший, уродливый, вырожденный вид потребительства. Поглощаешь глазами весь этот мишурный блеск, как наркотик, упиваешься им, пьёшь, и чувствуешь, что с каждым глотком всё пьянее голова, всё меньше, всё слабее, всё беспомощней душа. Забивается куда-то в угол, как загнанный зверёк, сжимается, как пружина, и вдруг – взрывается, не в силах переносить дальнейших унижений.
Вот что завоевало мир – не сила, не идея, не вера, а жажда потребления, даже уже не вещей, а образов вещей. Те, кому больше тридцати, помнят, как трудно было «доставать» сыр. Но, тем не менее, сыр был в каждом доме, мы потребляли сыр. Сейчас мы потребляем с прилавков скорее образ сыра. Не исключено, что в пересчёте на душу населения сейчас сыру съедается меньше, чем до поражения в третьей мировой войне. Но образом сыра мы объедаемся до отвала.
Витрина, как форма представления товара покупателю, как первый из видов рекламы, появилась сравнительно недавно. (Если сопоставить  «возраст» торговли с сутками, витрина существует  секунды. Зафиксировано в «анналах истории» торговли время, когда витрина считалась неприличностью, навязыванием товара. Считалось достаточным сообщение о том, что здесь продаётся, например, обувь). По наблюдениям в Москве, сейчас витрина претерпевает изменение, соответствующее эпохе потребления образов вещей: сквозь громадные стёкла крупных магазинов, например, принадлежащих сетям «Седьмой континент» или «Рамстор» и других, видны не товары, а исполненные на высочайшем полиграфическом уровне громадные, типа фотообоев, изображения продуктов. Я вижу не колбасу, а фотографию колбасы. Я потребляю не колбасу, а её образ. И это, как ключ к своему замку, подходит к «образу жизни потребителя образов».
Один мой знакомый с восторгом рассказывал мне, что какая-то из мерсов может столько-то минут двигаться, будучи погружённой в озеро. Он понимает, что мерс не может оказаться в озере, внедорожник, ещё куда ни шло, но с мерсами таких казусов не случается. Это – диагноз потребителя не машины, а её образа. Жизненные явления, как правило, многоплановы – не  бывает «худа без добра» и наоборот. Потребительство – исключение из этого правила, безоговорочное зло! Сколько человеческого труда и невосполнимых ресурсов выбрасывается каждую секунду каждого часа каждого дня, на красочную упаковку, рекламу и т.п., образуя трудно удалимый или неудалимый мусор! Если я буду покупать растительное масло, которое мне нальют в мою стеклянную бутылку, это небольшое неудобство для меня, но от этого выиграет всё человечество. Когда я покупаю красивую пластиковую бутылочку с маслом, которую потом выкидываю, теряет всё человечество. В сказанном почти нет преувеличения. На давно хорошо зарекомендовавших себя бумажных упаковках «Тетраупак» для молока и т.п. продуктов недавно появились резьбовые пробки: вместо того, чтобы отрезать угол, отвинчиваешь пробку. Удобно, но цена! Не только в денежном выражении, но и в смысле затраты труда и ресурсов.
 Разгул потребительства, помимо прочего, увеличивает, подчёркивает социальное расслоение общества, зло складывается со злом, образуя ядовитую и взрывчатую смесь. Один пример. В Ереване недавно стали использоваться одноразовые пластиковые влагалищные зеркала. Это – штрих к портрету эпохи безудержного потребительства. Они делают дороже обследование, способствуют социальному расслоению, накоплению разрушительного во всех смыслах зла, копящегося и у тех, кто не может их себе позволить, и вынужден пользоваться «старыми» металлическими зеркалами со стеклянными отражающими поверхностями, и у тех, кто ими пользуется. Кстати, понимающие люди говорят, что в эти «старые» лучше видно, чем в пластиковые, а что касается дезинфекции, то старый добрый спирт, который не успел быть потреблённым старшим и средним медперсоналом, безупречно дезинфицирует. Так что эти новые зеркала добавляют в мир соблазн, зло и мусор, и только.
У меня нет под рукой Нового Завета, цитирую по памяти, по смыслу, из Евангелия от Матфея: «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих!» Соблазн силён, человек слаб и многогрешен. Прилавки, бесспорно, красивы. Но эта красота бесовская, хищная, бездушная, доступная всем, как дешёвая проститутка. Она кричит: «Присягни Золотому тельцу, и я отдаюсь тебе, всю жизнь будешь жить мною, мечтать обо мне, наслаждаться мною, работать для меня, ничего не жалеть, чтобы поменять одну вещь на другую такую же, которую я тебе подсуну. Я – твоя. Но и ты – мой.
Утрата ценностей, являющимися стержневыми для православной ветви христианства, перестала быть этической или мировоззренческой проблемой. Она стала определять жизнь во всех её, включая бытовые, проявлениях. Она стала главной причиной повышения уровня  смертности.
Слово д-ру Гундарову, руководителю «Государственного научно-исследовательского Центра профилактической медицины». (Журнал «Русский дом», М., №11, 2004 г., стр. 35).
«Мы попробовали взглянуть на параметры социального неблагополучия, основываясь на канонах Священного Писания. Такие явления, как убийство, воровство, исследовались не сами по себе, а как показатель страдающего духа. То есть убийство – это проявление гордыни, сребролюбия, зависти, самоубийство – следствие уныния и т.д. Получилось, что на 70% смертность объясняется озлоблённостью, на 10% - безысходностью. 15% составляют экономические факторы и 5% - неизвестные. Таким образом, в 80% случаев умирают от духовного неблагополучия. Либеральный, гуманистический, подчёркивающий телесную ипостась человека, образ жизни, оказался наименее здоровым для всех выбравших его народов».
Со страницы 34 того же журнала.
«Согласно выводам учёных Академии им. Сеченова, главной причиной кризисной демографической ситуации в России является падение духа нации, а не уровень жизни. Учёные считают, что западная, либеральная, культура вредит всем принявшим её народам. Депрессия, озлобленность и другие негативные психические процессы приводят к болезням сосудов, сердца, снижению репродуктивных способностей организма. Бедные подвергаются ещё и «удару бедностью».
Рано или поздно, но люди расплатятся за разгул плотских, низменных страстей, за утрату истинных ценностей. Эта расплата не будет символической, бескровной. Стремительный, беспрецедентный, рост потребления создаёт необходимость избавиться от «лишних» людей, элементарно – на всех не хватит. Счёт подлежащих устранению, «не рентабельных», людей пойдёт на сотни миллионов. (Про это – отдельно).
Душа, совесть, различение добра и зла – всё это не выдумки «досужих бездельников, не умеющих делать деньги». Они определяли жизнь, когда денег и в помине не было. Они получили окончательное содержание, наполнение, в данном нам Новом Завете. Они определяют главные в жизни вещи и сейчас. Особенно это относится к нам, армянам, как к носителям и сотворцам великой восточно-христианской цивилизации.
Так давайте будем продолжать пользоваться «изобилием» в магазинах, но осознавая, что мы делаем, и разъясняя своим детям и внукам бесовскую, античеловеческую, антибожественную, распознаваемую не наружным, а внутренним зрением христианина сущность этого «изобилия».


Рецензии