Османская империя

                Османская империя
               
    Османская империя просуществовала более шести столетий – с тринадцатого по начало двадцатого века. В период наибольшего расцвета  включала в свои границы Балканский полуостров, Ближний Восток, Малую Азию, Армянское нагорье, Северную Африку, часть севера Европы. Эти территории входили  в состав различных государственных образований древности и раннего средневековья. На этих территориях испокон веков жило исконно местное население. Турки, выходцы из Средней Азии, были пришельцами на земле, которую захватили и на которой стали жить и править. Они были из другого мира  и соответственно вели себя.  Они знали это и никогда не забывали об этом. Местное население тоже знало это и тоже никогда не забывало.  Было постоянно действующее напряжение. Пришелец должен быть всегда начеку. Не зная среды, в которую он попал и не желая её изучить, он не мог оценить и распознать степень грозящей ему опасности и поэтому всегда бил  первым. Согласно укоренившимся в нём, вынесенным из степей Средней Азии представлениям – главное в человеке – это владение оружием, умение воевать. Всё остальное – земледелие, ремесла, торговля, предпринимательство, строительство, занятия наукой и искусством – нечто низменное. Умеющий воевать должен повелевать, а остальные – подчиняться и обслуживать воина. Все успехи Османской империи были исключительно военными успехами. Империю основала и расширила сабля.
    Во время I мировой войны Османская империя была союзницей Германии и Австро-Венгрии, воевала против России  и перестала существовать после поражения этой коалиции. Однако её распад начался уже в XVII веке и был предопределён многочисленными врождёнными пороками. Поражение в войне лишь ускорило их губительное проявление.
  Упадок Османской империи, начавшийся  XVI веке,  ясно обозначился уже к середине XVII века. Турция все еще владела обширными территориями в Азии, Европе и Африке, располагала важными торговыми путями и стратегическими позициями, имела в своем подчинении множество народов и племен. Грозной казалась и военная мощь турок. Но в действительности корни былого могущества султанской империи были уже подточены.
Османская империя не имела внутреннего единства. Ее отдельные части резко отличались друг от друга по этническому составу, языку и религии населения, по уровню социального, экономического и культурного развития, по степени зависимости от центральной власти. Сами турки составляли в империи меньшинство. Только в Малой Азии и в части Европейской Турции, прилегающей к Стамбулу, они проживали большими компактными массами. В остальных провинциях они были рассеяны среди коренного населения, которое им так и не удалось ассимилировать.
Турецкое господство над угнетенными народами империи основывалось, таким образом, почти исключительно на одном только военном насилии. Такого рода господство могло продолжаться более или менее длительный срок лишь при наличии достаточных средств для осуществления этого насилия. Между тем военная мощь Османской империи неуклонно снижалась.
Но всё это произошло значительно позже, а у истоков своего зарождения государство османов было сильным, мощным, целеустремлённым объединением. Его первые призраки появились в поле зрения европейцев и византийцев на рубеже XI-XII веков.
  Европа еще не остыла от Крестовых походов, как с Востока потянуло опаляющим жаром новых войн. Сначала у границ усталой Византии, а затем и дальше – на пыльных дорогах Балкан, истоптанных крестоносцами, появились молчаливые смуглые всадники. Во второй половине XIII - начале XIV века на полуострове Малая Азия, или иначе, в Анатолии, начала складываться новая держава – Османская империя. Ее становление было напрямую связано с военно-миграционными процессами. Волны переселения тюркского этноса в Малую Азию из далеких просторов Центральной Азии были инициированы мощным давлением монгольского вторжения. Часть монгольских войск устремилась в направлении раздробленных, ослабленных междоусобицами восточнославянских княжеств, расположенных к западу от Волги. А другая часть сил вторжения двинулась через Иран и Среднюю Азию по направлению к Средиземному морю. Они как бы гнали перед собой волны разрозненных и немногочисленных, но воинственных тюркских племен. В 1243 г. монголы разгромили в Малой Азии войска тюрков-кочевников. К этому же времени их войска разбили и киевских князей. Установить в Малой Азии такую же централизованную систему власти, как на Руси, монгольские полководцы не смогли. И сил не хватило, и Византия еще довольно крепко держалась.
   Выгнанные из родных мест монголами тюркские племена образовали в Западной и Центральной Анатолии почти 20 мелких княжеств, бейликов, лишь формально признававших вассальную зависимость от монгольских правителей, оставшихся далеко на востоке, в сердце Центральной Азии. В их состав вошли и осевшие еще раньше в Анатолии кочевые и полукочевые племена тюркского корня. Племена говорящие на одном, с диалектальными различиями языке, были отрезаны монгольской Ордой от ставшей недосягаемой родины –  далекого Туркестана. Естественным состоянием их были вооруженная мобильность мужчин и военно-кочевой в целом образ жизни. Часть вольных или невольных переселенцев воевала друг с другом и с соседями – византийцами, греками, армянами, персами, арабами. Другие тоже сражались, но больше занимались земледелием и пасли скот. Объединяло и воинов, и пастухов-земледельцев общее сознание: чтобы выжить в чужих землях, надо было крепко держаться за собрата-соседа и хорошо владеть оружием. Образовались дружины воинов, фактически, профессионалов. Любая война с "неверными", т.е. людьми другой веры, была делом вполне богоугодным и очень выгодным. Устойчивое противостояние всему иначе устроенному,  как системное качество помогло им выжить.
    Первый очаг   государства тюрков был создан  кочевыми племенами — сельджуками, вышедшими из Средней Азии в 70-х годах XI века и осевшими на завоеванных ими землях Армении и Византии. Первые свои набеги на территорию Малой Азии, когда она входила в состав владений Византии,  сельджуки предприняли еще в середине XI в. Был завоёван ряд государств Ближнего Востока. Сначала пришли разрозненные толпы кочевников, потом отряды под начальством беков, потомков туркменского предводителя Сельджука. Успеху сельджуков способствовали сами византийские правители, которые, завоевав незадолго до этого Армению, переселили армянских князей и большую часть населения в Центральную Анатолию, Киликию и Северную Сирию и тем самым в значительной мере оголили свои восточные области. В 1071 году сельджуки разгромили византийские войска. Образовалось новое государство – Сельджукский султанат. В 70-х годах XII века сельджуки возобновили наступление на западные владения Византии и в начале XIII века добились крупных успехов. Султанат достиг вы¬сшей мощи. Возобновились внешние завоевания. Однако в ходе монгольского нашествия  султанат был разгромлен и сохра¬нился на правах вассала монголов.
   Новым и исторически более значимым явлением стало  образование Османского султаната, пришедшего на смену Сельджукскому.
   Осман-бей, основатель династии, родился около 1258 года. Незадолго до 1280 года он унаследовал от своего отца  небольшие владения на границе с Византией. При Османе в его бейлике, княжестве еще господствовали социальные отношения, присущие родоплеменному быту, когда власть главы бейлика основывалась на поддержке родоплеменной верхушки, а захватнические операции осуществляли ее военные формирования. Большую роль в формировании османских государственных институтов играло мусульманское духовенство.
   Земли Осман-бея находились между уже ослабевшим Византийским государством и Сельджукским султанатом. Сельджукский султанат был обескровлен монгольским нашествием и Осман легко завоевал его. В 1204 году крестоносцы разгромили Византию.  Таким образом, Осман-бею повезло, что его небольшое княжество было расположено между двумя государствами, разрушенными без его помощи иноземными воинами: на Западе византийцев разгромили европейцы-католики а на Востоке Сельджукидов  разбили монголы.
  Так образовался Османский султанат. С самого начала он вёл успешные завоевательные войны. В середине XIV века турки разгромили ос¬татки монгольского государства в Иране. Во второй половине XIV века под власть турок подпали  государства Балканского полуострова, установлен сюзеренитет даже над Венгрией. К началу XV века Османское государство одержало ряд важных побед над визан¬тийскими и европейскими войсками, стало важнейшим субъектом международных дел и политики на Черном и Средиземном морях. От полного разгрома турками Византию спасло только вторжение Тимура, в результате которого  Ос-манское государство распалось на несколько частей. Султанам удалось сохранить власть, и в начале XV в. возроди¬лось единое государство. На протяжении XV века были ликвидированы остатки прежней раздробленности, начались новые завоевания. В 1453 году османы взяли  Константинополь, положив конец Ви¬зантии. Если сравнить карту Византийской империи XI века с картой Османской империи XV, мы обнаружим, что обе империи занимали почти одну и ту же территорию. В течение XVI века османы расширили свои владения к югу, в направлении Среднего Востока, заняв земли, завоеванные арабами у византийцев начиная с VII века и выйдя за их пределы.  Тогда же,  утвердив свою власть над святыми для мусульман местами, османский султан стал служителем двух древних святынь – Мекки и Медины. Присвоение этого сана наделило османского владыку особой обязанностью – защищать святые мусульманские города и способствовать благополучию ежегодного паломничества к святыням правоверных мусульман. С этого периода истории Османское государство почти полностью сливается с мусульманством и всячески старается расширить территории его влияния. В XVI в. завоевания были перенесены на Грецию, Молдавию, Алабанию. Южную Италию, подчинены Иран, Египет, Алжир, Кавказ, побережье Северной Африки. Государство получило законченную внутреннюю административную и военную организацию. Османская империя стала крупнейшим по территории и населению. 25 млн. жителей, государством тогдашне¬го европейско-ближневосточного мира и одним из самых влиятель¬ных в политическом отношении. Она включила в себя земли разных народов и самые разные политические структуры на правах васса¬литета, другой политической подчиненности.
   Важной особенностью османской системы являлись специфические религиозные, монашеские ордена – сообщества «дервишей». Они, как и западные ордена ионитов, францисканцев и т.п., проповедовали нестяжательство,  бедность,  но, в отличие от западных орденов, строжайшим образом следовали своим принципам. Дервиш не имел ничего,  кроме надетой на него одежды. Они были фанатичными  последователями Учения и имели неоспоримый авторитет во всех слоях общества. Они были вхожи в султанский дворец, обвиняли в грехах и султана, и крестьянина. (В чём-то они были похожи на русских юродивых).
   История знает множество захватов, завоеваний  одних стран, государств, другими. Испанцы-католики захватили Южную Америку,  англо-саксы и другие выходцы из Европы, в основном, протестанты, захватили Северную Америку, монголы захватили значительную часть Руси, Северный Китай, Среднюю Азию, пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей, часть Ирана и Закавказье. Грандиозными были завоевания Тимура. Примеры можно множить и множить. Но захваты турками многих стран и территорий стоят особняком, отличаются от всех иных захватов.
    Испанцы не заставляли инков становиться испанцами, монголы не заставляли население захваченных, покорённых стран становиться монголами и т.д. Они грабили захваченные страны, эксплуатировали их население. Турки же систематически и целенаправленно отуречивали население завоёванных стран. Об этом говорит и стремительный рост количества турок в империи, очень скоро счёт пошёл на десятки миллионов, тогда как число тюркских кочевников, нахлынувших в Малую Азию в XI —XII вв., определяется разными исследователями в пределах до 500 тыс. Это явление не могло быть результатом естественного прироста. Насильственное отуречивание испокон веков жившего на захваченных землях населения продолжалось и после конца Османской империи, в Турецкой республике.
   Османы пришли из степи, и вызов, который был брошен им, заключался в необходимости перемены  кочевого образа жизни на жизнь среди завоеванных стран с земледельческой культурой. Ведь степное общество –  это не просто пастухи и стада. Среди домашних животных есть и такие, функции которых существенно отличаются от функции  парнокопытных, – кормить и одевать кочевников. Эти животные – собаки, верблюды, лошади – помогают кочевнику выжить. Одомашнивание этих животных по праву может считаться шедевром скотоводческой, номадической цивилизации и ключом к последующему успеху. Без их помощи номадический рывок был бы невозможен. Человек здесь проявил чудеса изобретательности. Собака, верблюд и лошадь  требуют не только приручения, но и обучения. Нужно сделать из них помощников человека. Это замечательное достижение номадизма помогло кочевникам не только выжить в степи, но и приспособиться некоторым из них к роли "пастырей" человека. Оттоманские султаны управляли империей с помощью обученных рабов, как кочевники справлялись со стадами с помощью собак и это стало залогом продолжительности их правления. Оттоманская система отбирала рабов и тщательно готовила из них управителей государства. Она брала мальчиков с пастбищ и от плуга и делала их супругами принцесс. Она брала молодых людей, чьи предки веками носили христианское имя, и ставила их правителями великих магометанских государств. Воспитывала из них солдат и генералов непобедимых армий, и они с восторгом сшибали крест и поднимали полумесяц.
   Оттоманский общественный раб высшего уровня – это самая трудная, опасная (его могли казнить в любой момент), почетная и славная профессия, о которой только мог мечтать подданный султана. Однако существенным и поразительным правилом оттоманского государственного правления является то, что эти места предназначались лицам иноверческого происхождения безотносительно к тому, были ли родители претендента подданными султана, тогда как единоверцы  были нежелательны, даже опасны, если они являлись сыновьями оттоманской  знати. Эту систему можно назвать словом «меритократия: власть достойных, наиболее одаренных, выдвижение людей из разных слоев общества, обладающих выдающимися способностями.
  Расширение внешнеполитической экспансии молодого Османского государства  породило потребность в создании регулярной и дисциплинированной пехоты как для осады христианских крепостей, так и для широкомасштабной агрессии в Европе. Однако турки с их традициями кочевой жизни и неорганизованного конного сражения предпочитали воевать в составе легкой кавалерии. После безуспешных попыток создать унифицированные пехотные соединения из сыновей османских всадников и из мусульманских наемников султан  организовал отряд пехотинцев из пленных христиан, добровольно или вынужденно принявших ислам.
   В середине XIV века потребность в увеличении нового войска натолкнулась на два препятствия – недостаток пленных воинов-христиан и их ненадежность. Это побудило султана изменить способ комплектования: отныне корпус рекрутировался из захваченных во время походов на Балканы детей христианской веры, проходивших специальную военную, религиозную и идеологическую подготовку. К началу XVI века такая практика превратилась в обязательную повинность, наложенную на христианское население балканских провинций, прежде всего Албании, Греции и Венгрии: каждый пятый год а потом  еще чаще особые чиновники отбирали на специальных «смотринах» в каждой христианской общине 1/5 всех мальчиков в возрасте от семи до десяти лет, так называемый  «налог кровью» для службы в армии. Они  обращались в  мусульманство, получали новые имена, приучались к строжайшей дисциплине и владению оружием. Формировался новый род войск, названный янычарским корпусом. Янычары были ударной силой османских завоеваний. Именно им империя обязана своими крупнейшими военными успехами в XIV-XVI веках. Численность и удельный вес янычар в турецкой армии постоянно возрастали. При Сулеймане II их насчитывалось уже 40 тыс. Они приобрели ряд привилегий: освобождение от светской и церковной юрисдикции и от уплаты налогов, подсудность только своим командирам, право убежища в казармах и другие. Усилилась их связь с верховной властью – начиная с Сулеймана II, султан традиционно включался в янычарские списки и получал ветеранское жалование. Корпус мог выступить в поход только под командованием самого султана. В мирное время не проводились общих военных занятий; каждый янычар упражнялся со своим оружием самостоятельно. На марше не поддерживалось никакого особого порядка, однако в момент боя каждый солдат оперативно занимал свое место в строю. В казармах же царила суровая дисциплина. В них поддерживалась абсолютная чистота, туда не допускались женщины. Дисциплина обеспечивалась системой наказаний: от телесных и карцера до увольнения, ссылки в пограничную крепость, пожизненного тюремного заключения и смертной казни. Самыми тяжелыми проступками считались дезертирство и трусость на поле боя. Постепенно утвердилось представление, что янычара нельзя казнить, поэтому виновного сначала изгоняли из корпуса и лишь затем лишали жизни.
  Стремясь сделать янычар ударной силой в войнах против «неверных», султан сразу постарался придать корпусу янычар религиозный характер, связав его с дервишеским орденом. Согласно легенде, глава ордена  на церемонии инаугурации отряда оторвал от своего белого одеяния рукав, возложил его на голову одного из воинов, назвал того «янычаром» («новым воином») и дал свое благословение. С этого времени янычарский корпус формально считался частью ордена Бекташие, а глава ордена – его святым покровителем; члены ордена служили войсковыми священниками; головным убором янычар стала шапка с прикрепленным сзади куском ткани.
   С середины XV века янычары начали превращаться в серьезную политическую силу и, соответственно, обнаглели без меры. Вплоть до того, что пытались вмешиваться в дела гражданской администрации. Разложение корпуса стало причиной серии военных поражений Османской империи, начиная с конца XVII века. Попытки султанов реформировать его или создать параллельные военные соединения нового, европейского типа, наталкивались на резкое противодействие янычар, которых поддерживало мусульманское духовенство  а также низы турецкого общества. Только в первой трети XIX века султану удалось спровоцировать раскол между янычарами и религиозными кругами, и он смог провести военную реформу. Он издал указ о создании регулярных армейских соединений из части янычарского корпуса. В ответ янычары подняли восстание, которое было жестоко подавлено. Корпус был упразднен, казармы разрушены,  само имя янычар предано вечному проклятию.
  В середине XVII века  началось завоевание острова Крит, которое завершилось к концу века. К этому времени относится вторая неудавшаяся попытка захватить Вену.
  Вначале поход развивался успешно для турок. Огромная, более чем стотысячная армия во главе с великим везиром Кара Мустафой разбила австрийцев на территории Венгрии, затем вторглась в Австрию и 14 июля 1683 года подошла к Вене. Осада австрийской столицы продолжалась два месяца. Положение австрийцев было очень тяжелым. Император Леопольд, его двор и министры бежали из Вены. За ними стали спасаться бегством богачи и знать, пока турки не замкнули кольцо осады. Остались оборонять столицу главным образом ремесленники, студенты и пришедшие из сожженных турками пригородов крестьяне. Войска гарнизона насчитывали всего 10 тыс. человек и располагали ничтожным количеством орудий и боеприпасов. Защитники города слабели с каждым днем, вскоре начался голод. Турецкая артиллерия разрушила значительную часть укреплений.
Перелом наступил в ночь на 12 сентября 1683 г., когда к Вене подошел польский король Ян Собеский с немногочисленным (25 тыс. человек), но свежим и хорошо вооруженным войском, состоявшим из поляков и украинских казаков.
Наутро произошло сражение, завершившееся полным разгромом турок. Турецкие войска оставили на поле боя 20 тыс. убитых, всю артиллерию и обоз. Уцелевшие турецкие части откатились к Буде и Пешту, потеряв еще 10 тыс. человек при переправе через Дунай. Преследуя турок, Ян Собеский нанес им новое поражение, после чего Кара Мустафа-паша бежал в Белград, где был умерщвлен по приказу султана.
 Разгром турецких вооруженных сил под стенами Вены был неизбежным результатом начавшегося задолго до этого упадка турецкого военно-феодального государства.  Поражение под Веной положило конец турецкому продвижению в Европу. С этого времени Османская империя начинает постепенно терять одну за другой завоеванные ею прежде территории.
Турецкий правящий класс по-прежнему видел свое спасение в войнах. Главными военными противниками Турции в это время были Австрия, Венеция и Россия. В XVII и в начале XVIII века наиболее острыми были австро-турецкие противоречия, позднее — русско-турецкие. Русско-турецкий антагонизм углублялся по мере продвижения России к побережью Черного моря, а также вследствие роста национально-освободительных движений угнетенных народов Османской империи, видевших в русском народе своего союзника.
Турецкие правящие круги занимали особенно враждебную позицию по отношению к России, которую они считали главной виновницей волнений балканских христиан и вообще чуть ли не всех своих затруднений. Поэтому противоречия между Россией и Турцией во второй половине XVIII века все чаще приводили к вооруженным конфликтам. Всем этим пользовались Франция и Англия, усилившие в это время свое влияние на султанское правительство. Из всех европейских держав они имели наиболее серьезные торговые интересы в Турции, Французам принадлежали богатые фактории в портах Леванта. На набережных Бейрута или Измира чаще можно было услышать французскую речь, чем турецкую. К концу XVIII в. торговый оборот Франции с Османской империей достигал 50—70 млн. ливров в год, что превышало оборот всех прочих европейских держав, вместе взятых. Англичане также располагали значительными экономическими позициями в Турции, в особенности на турецком побережье Персидского залива.
Русско-турецкая война 1768—1774 годов, ознаменовавшаяся блестящими победами русских войск под командованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова и разгромом турецкого флота в Чесменском сражении, имела для Турции особенно тяжелые последствия.
Завершивший русско-турецкую войну мирный договор 1774 года ознаменовал новый этап в развитии взаимоотношений Османской империи с европейскими державами.
Крым был объявлен независимым от Турции и в 1783 году он был присоединен к России. Русская граница продвинулась от Днепра до Буга; Черное море и проливы были открыты для русского торгового мореплавания; Россия приобрела право покровительства молдавскому и валашскому господарям, а также православной церкви в Турции. Турция должна была уплатить России большую контрибуцию. Но значение заключённого мира состояло не только в том, что турки понесли территориальные потери. Это было для них не ново, да и потери оказались не такими большими. Гораздо более важным для Турции было то, что коренным образом изменилось соотношение сил в Черноморском бассейне: резкое усиление России и столь же резкое ослабление Османской империи поставили в порядок дня проблему выхода России к Средиземному морю и полной ликвидации турецкого господства в Европе. Решение этой проблемы, поскольку внешняя политика Турции все больше утрачивала самостоятельность, приобрело международный характер. Россия в своем дальнейшем продвижении к Черному морю, к Балканам, Стамбулу и проливам сталкивалась теперь не столько с самой Турцией, сколько с главными европейскими державами, также выдвигавшими свои притязания на «османское наследство» и открыто вмешивавшимися как в русско-турецкие отношения, так и в отношения между султаном и его христианскими подданными.
С этого времени ведет свое существование так называемый Восточный вопрос, хотя самый термин стал применяться несколько позднее. Составными частями Восточного вопроса были, с одной стороны, внутренний распад Османской империи, связанный с освободительной борьбой угнетенных народов, а с другой стороны — борьба между великими европейскими державами за раздел отпадающих от Турции территорий, в первую очередь европейских.
В 1787 году началась новая русско-турецкая война. Россия открыто готовилась к ней, выдвигая план полного изгнания турок из Европы. Этим планам не суждено было осуществиться,  но Турция признала новую русскую границу по Днестру, с включением Крыма и Кубани в состав России, отказалась от претензий на Грузию, подтвердила русский протекторат над Молдавией и Валахией. Французская революция, вызвав международные осложнения в Европе, создала благоприятную для Турции ситуацию, способствовавшую отсрочке ликвидации турецкого господства на Балканах. Но процесс распада Османской империи продолжался. Восточный вопрос еще более обострился вследствие роста национального самосознания балканских народов.
 В XVIII веке после неудачных войн с Россией владения импе¬рии существенно сократились Весь XIX век внутренняя неустойчивость, внутреннее напряжение, постепенно нарастали, империя «трещала по всем швам». Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов Османская империя потерпела сокрушительное поражение. Русские войска стояли в пригороде столицы империи. Было рукой подать до окончательного уничтожения  Османской империи и овладению Россией стратегически важными территориями, Проливами, связывающими Средиземное и Чёрное моря. Это исторически значимое усиление России было неприемлемо для Англии и Франции. Они вынудили Россию заключить мир. Вопрос был поставлен предельно жёстко – или мир с Османской империей, или война с коалицией европейских государств. На это Россия не могла пойти. В пригороде Стамбула, в Сан-Стефано, Был подписан мирный договор. Но даже весьма умеренные преимущества, которые получала Россия по договору, заключённому фактически в столице разгромленной в тяжёлой войне страны, вызвали остро негативную реакцию европейских держав. Россию вынудили вынести вопрос о мире на международную конференцию, на Берлинский конгресс, и в результате Сан-Стефанский  договор был заменен Берлинским трактатом.  В итоге приобретения России были сильно урезаны, а Австро-Венгрия и Англия получили даже определенные приобретения от войны, в которой не принимали участия.
   В конце XIX века они подвесили над  империей дамоклов меч. Он называется «Армянский вопрос». В захваченной турками Западной Армении испокон веков проживало несколько миллионов армян. Англия и Франция «встали на защиту» армян от угнетения турками. И в повседневной дипломатии, и на международных конференциях, ставился вопрос о предоставлении армянам широкой автономии, вплоть до создания своего государства. Осуществление этого проекта было бы гибельно для империи. Она стала бы нежизнеспособной. Все участники игры отлично понимали, что это демагогия чистейшей  воды. Но сила демагогии в том и заключается, что говорятся правильные слова, на которые трудно возразить. И как только Османская империя делала что-нибудь не нравившееся Западу, тут же возникал «Армянский вопрос». На самом деле армянское государство на севере Турции неприемлемо в первую очередь для самих европейских держав. Ведь исторически и цивилизационно тяготеющее к России армянское государство на границе с Россией усилит её позиции на международной арене. Кроме того, они лишатся форпоста на её южных рубежах.
   Военно-феодальный характер Османской империи определял всю ее внутреннюю и внешнюю политику. Османское государство «саблей добыто и саблей только может быть поддержано». Получение военной добычи, рабов и дани с завоеванных земель было в течение нескольких столетий главным средством обогащения турецких феодалов, а прямое военное насилие над покоренными народами и турецкими трудящимися массами — главной функцией государственной власти. Поэтому с момента возникновения османского государства турецкий правящий класс всю свою энергию и внимание направлял на создание и поддержание боеспособной армии. До тех пор пока землевладелец обогащался главным образом за счет военной добычи, он рассматривал землевладение не как основной, а как вспомогательный источник дохода. Он обычно ограничивался взиманием ренты-налога и ролью политического сюзерена и не вмешивался в хозяйственную деятельность крестьян, которые пользовались своими земельными участками на правах наследственного держания. При натуральных формах хозяйства такая система предоставляла крестьянам возможность сносного существования.
Однако в своем первоначальном виде эта система действовала в Турции недолго. Заложенные в ней внутренние противоречия стали проявляться уже вскоре после первых больших турецких завоеваний. Рождённая в войне и для войны, эта система требовала непрерывного или почти непрерывного ведения агрессивных войн, служивших основным источником обогащения господствующего класса.
Разложение, а затем и кризис феодальной системы землевладения повлекли за собой кризис турецкого военно-феодального государства в целом. В конечном счете именно разложение этой системы вызвало упадок турецкой военной мощи, что в силу специфически военного характера османского государства имело решающее значение.  Другим злом была коррупция.
Министры Османской империи брали «подарки» не только у чиновников центральной и провинциальной администрации за продвижение по службе, за доходное место, но и у послов иностранных держав. С помощью подкупа османских должностных лиц удавалось достать копии секретных дипломатических документов, добиться выполнения договоров. Так, российский посол был вынужден дать крупную взятку двум фаворитам султана, чтобы обеспечить выплату Османской империей военной контрибуции России после заключения  мира, завершившего русско-турецкую войну 1768—1774 годов
Одним из самых чудовищных рассадников коррупции и взяточничества был султанский двор. Особенно преуспевали во взяточничестве черные евнухи — стражи султанского гарема. Через них наложницы получали крупные взятки за протекцию в получении высокого поста в столице или провинции, за благоприятное решение просьбы сановника или иностранного посла. Что же касается чиновников всех рангов, то они брали взятки за решение любого вопроса. Особенно усердствовали судьи. Хорошо знавший жизнь Османской империи в середине XVIII века французский дипломат писал в своих воспоминаниях, что первейшей заботой жителей деревни было сокрытие факта преступления от судей, приезд которых был более опасен, чем нашествие воров.
  Османская империя не имела своей письменности. Использовался арабский алфавит, буквы которого не соответствуют звукам турецкого языка. Лишь в 1928(!) году, уже после конца империи, при республике, был законодательным путём введён турецкий алфавит на базе латинского, учитывающий фонетику турецкой устной речи.
   Значение этого факта трудно переоценить, особенно,  с учётом того, что все без исключения захваченные ею страны имели свою письменность, буквы алфавитов которых соответствовали звукам их устной речи. В частности, армянский алфавит был создан в 451 году и используется по сей день. Этот факт свидетельствует также о том, что в Османской империи не было осознания себя турками, самоназвания «турок». Они воспринимали себя как «османы», как «мусульмане». Взрыв негодования по всей стране вызвал провозглашённый в 1839 году манифест, уравнивающих всех подданных, независимо от вероисповедания и национальности. Те, кто считали себя истинными османами, были возмущены объявленным равенством с остальными, «не османами». И не важно, что манифест остался на бумаге. Он выявил очередную «линию разлома» в империи.
   Турецкий национализм появился на исторической арене довольно поздно. Даже в начале XX века в османских школах история турок не преподавалась. До революции 1908 году двери религиозных школ медресе были закрыты для турецкого языка. Преподавалась лишь османско-исламская история, начинавшаяся с повествования о жизни пророка. У османцев мусульманское сознание, в отличие от остальных мусульманских стран, развивалось в ущерб тюркизму.
   Естественным следствием этого запоздалого восприятия себя «турком» стало стремление быстро наверстать упущенное, что приняло форму неприкрытой агрессии против остальных этнических групп. даже само название "турок" в какой-то мере идентифицировалось с мусульманином. За неприятием национализма скрывается еще одна причина. Османские лидеры отлично понимали, что распространение идей национализма может привести к распаду империи.
   Династия османов стремилась расплавить в космополитической печи все связи народа с его предками, его национальное самосознание, традиции и идеалы. Государство очень скоро перестало быть турецким. В истории Османской империи термин "турок" употреблялся в оскорбительном значении. Его применяли при характеристике грубых, невежественных и тугоумных людей.
   Факт создания огромной империи оказал влияние на историческое сознание османцев. Им были чужды категории "родина" и "нация". У османов не было национального гимна. В 1908году, после провозглашения конституционной монархии, собравшиеся на улицах Салоник и Стамбула массы, за неимением своего, пели национальный гимн Франции.
  Название "турок" в какой-то мере идентифицировалось с мусульманином. Османские государственные мужи по своему происхождению были не турками. По стародавней традиции, дети христиан, обращенные в ислам, в специальных школах получали соответствующее образование и ими пополнялись кадры османской бюрократии в центре. Естественно, что они всегда косо смотрели на турок и презирали их. Некоторые правители объясняли отставание Османской империи от Европы "проникновением турок в управленческие структуры".
   Стереотип турка, созданный еще в средневековье, сохранял живучесть и в Новое время. Об этом свидетельствуют произведения Шпенглера, Данилевского, Тойнби и т.д. Например, по характеристике, данной Данилевским, турки являются "самым отрицательным фактором истории". Известный французский историк Ренан утверждает, что "турки –  это лишенное разума, грубое и неотесанное племя". Вольтер в своих письмах неоднократно отзывается о турках как "о насильниках" и "грабителях" и т.п.   В османах глубоко засела вера в то, что они выше остальных народов и племен и имеют право управлять ими. В качестве доказательства превосходства турок часто повторяются такие аргументы, как создание мировых империй и господство над другими народами.
   Хотя чувство ненависти к «не османам» существовало еще до манифеста 1839 года  но оно достигло предела после провозглашения принципа равенства всех подданных. Приравнивание прав христиан к мусульманским глубоко оскорбило религиозные чувства мусульман.
   Для турецко-мусульманского населения империи идеальным социальным статусом была служба в армии или бюрократическом аппарате. Они в течение веков с мечом в руках завоевывали новые страны и управляли государством. Всю свою историю они пренебрегали торговлей и ремеслами. Торгово-финансовые занятия считались не престижными, и любой стамбульский парень подобные занятия считал ниже своего достоинства. По этой причине торговое училище, открытое в 1882 году в Стамбуле, вынуждено было закрыть свои двери из-за отсутствия желающих учиться. В результате эти профессии стали монополией христианских меньшинств, перед которыми двери государственных и военных учреждений были наглухо закрыты.
  Османская империя создавалась завоеваниями и с каждой страницы её истории капает кровь. Но последние страницы пропитаны кровью, причём кровью её подданных – христиан:  армян, греков, ассирийцев. Османская империя положила начало новому, страшному, явлению: геноцид.
   2 августа 1914 года Турция подписала секретный договор с Германией, одним из пунктов которого было изменение восточных границ Османской империи для создания коридора к мусульманским народам России, что подразумевало искоренение армянского присутствия на новых территориях. Эта политика была публично озвучена оттоманским правительством после вступления в войну, 30 октября 1914 года. В обращении присутствовало утверждение о «естественном» объединении всех представителей турецкой расы. Через несколько часов после заключения секретного турецко-германского военного договора правящая партия Иттихат объявила всеобщую мобилизацию, в результате которой почти все здоровые армянские мужчины от 18 до 60 лет были призваны в армию. В феврале против османских армян были предприняты новые чрезвычайные меры. Около 100 000 армянских солдат османской армии были разоружены, у гражданского армянского населения было конфисковано оружие, выданное им новыми, «младотурецкими», властями в 1908 году с целью поддержки их революции. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских солдат, им перерезали горло, закапывали живьём. Посол США в Турции, Генри Моргентау, охарактеризовал это разоружение как прелюдию к уничтожению армян.
   Разоружение армян позже сделало возможным всеобщую и систематическую кампанию против армянского населения Османской империи, которая заключалась во всеобщей высылке армян в пустыню и последующей смерти от банд мародёров или от голода или жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи. Вначале власти собирали здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались огнестрельным и холодным оружием. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также заявлялось, что они должны быть переселены, и которых гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали, исключения не делалось даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, пока от жажды или от голода не умирал последний человек.
  24 апреля 1915 года были арестована армянская элита Стамбула, депутаты парламента, редакторы газет, видные торговцы, банкиры и промышленники. Большая их часть была убита, меньшая –  депортирована. 21 июня 1915, во время заключительного акта депортации, министр внутренних дел Талаат приказал выслать «всех армян без исключения», живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи. В соответствии с этой новой директивой, депортация производилась согласно трём принципам: армяне не должны были превышать 10 % от мусульман в регионе, количество домов депортированных не должно было превышать пятидесяти, депортированным запрещалось менять места их назначения. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. 5 июля границы депортации были ещё раз расширены за счёт западных провинций,  долины Евфрата и пр. 13 июля 1915 года Талаат заявил, что депортация была проведена с целью «окончательного решения армянского вопроса».  Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный Департамент (16 июля 1915 года) описывает депортацию как латентный (скрытый) способ уничтожения  армян,  как «кампанию расового искоренения».
   К концу лета 1915 года значительная часть армянского населения империи была убита или готовилась к этому.
  Согласно разным, независимым, источникам число уничтоженных армян считается не менее, чем 1,5 миллиона человек.
  Несмотря на попытки османских властей скрыть эти убийства, отдельные добравшиеся до Европы беженцы рассказали об истреблении армянского населения. Союзные державы публично осудили резню армян турками и курдами при попустительстве османских властей, однако в условиях войны не могли ничего сделать для реального облегчения участи армян. В Великобритании после официального расследования была выпущена книга документов «Отношение к армянам в Османской империи», в Европе и США начался сбор средств для беженцев.
   После поражения Османской империи в 1918 году и оккупации Константинополя силами Антанты страны-победители потребовали от Турции наказать виновных в преступлениях против военнопленных и армян.  В начале 1919 года были произведены многочисленные аресты подозреваемых в организации депортации и резне. 3 мая 1919 года в обвинительном заключении генерального прокурора было сформулировано утверждение, что убийства армян в столице и на периферии совершались, в основном, организованным способом. Согласно обвинительному заключению депортации не были продиктованы военной необходимостью или дисциплинарными причинами, а были задуманы центральным комитетом Иттихат, и их последствия ощущались в каждом углу Османской империи. В доказательствах трибунал в основном опирался на документы, а не на свидетельские показания.
  Трибунал посчитал доказанным факт организованного убийства армян лидерами правящей партии Иттихат. Трибунал признал отсутствующих на суде лидеров Иттихат виновными и приговорил их к смертной казни. Из присутствующих на суде обвиняемых трое были приговорены к смертной казни через повешение.   
   В период I мировой войны началось также планомерное уничтожение ассирийцев. Первоначально было подвергнуто массовому аресту и уничтожено мужское население, способное оказать сопротивление, в том числе призванные в турецкую армию ассирийцы. За этим последовали аресты политической и культурной элиты ассирийцев. После этого началась депортация в пустыни Месопотамии женщин, стариков и детей, которые по дороге подвергались насилию и истреблению. Однажды мусульмане собрали всех детей с шести до пятнадцати лет и привезли в штаб полиции, после чего их заставили подняться к вершине горы, на которой их, одному за другим перерезая горло, бросали в пропасть. В результате голода, истощения, болезней и постоянных нападений курдских банд лишь немногим из депортированных удавалось достигнуть мест назначения, где их ждала смерть от голода и болезней.
  Турецкие власти заявляли, что причиной насильственного выселения ассирийцев было их предательское поведение, помощь русской армии.
  Репрессиям также подвергались христиане, подданные соседней Персии: в течение войны турецкие войска дважды вторгались на её территорию и уничтожили при этом более ста тысяч христиан — ассирийцев и армян. 
  Различными источниками количество погибших ассирийцев оценивается в 500 000—750 000 человек.
  В марте 1915 в окрестностях города Смирны (ныне Измир) по решению правящей партии Иттихад была осуществлена резня греков, призванных незадолго до этого в турецкую армию.
                Заключение
  После поражения  в I мировой войне османская империя потеряла большую часть завоёванных территорий. Стали самостоятельными государствами Египет, арабские страны, Греция и др. В 1923 году после заключения ряда договоров со странами-победителями образовалась Турецкая республика, Османская империя перестала существовать. В Турецкой республике под руководством президента были проложены этнические чистки в отношении греческого населения.  Число жертв геноцида греков по разным оценкам составляет от 350 тыс. до 1,2 млн. человек. Турецкая республика склонна продолжать захватническую политику Османской империи. В 1974 была захвачена у Греции северная часть острова Кипр и там образована не признанная ни одним государством мира Турецкая республика Северный Кипр
   Османская империя не оставила никакого наследства. Древние Египет, Греция, Рим а также Византия оставили нам великие, зачастую, непревзойдённые достижения материальной и духовной культуры. Распознаваемы следы империи Александра Македонского. После Чингисхана остались понятия самодержавного, суверенного государства, принципы его организации и управления им.
   По сей день самым значительным архитектурным сооружением столицы Турции является величественный собор, храм Святой Софии, освящённый в 537 году и в 1453 году превращённый в мечеть.
   От Османской империи не осталось ничего!


Рецензии