Из записок А. Г. Хомутова о Пушкине

Из записок А.Г. Хомутова
     Рассказано Пушкиным. Фельдъегерь внезапно извлек меня из моего непроизвольного уединения, привезя по почте в Москву, прямо в Кремль, и всего в пыли ввел меня в кабинет императора  …(2, с. 38)
     Положение Пушкина во время состоявшегося вслед за тем разговора (8 сентября 1826 г.) было невероятно сложным и опасным. Судьба висела на волоске….

   Выручили Пушкина в этот, пожалуй, самый ответственный момент его жизни, искренность и благородство, самые яркие черты его нравственного облика.
   «Император долго беседовал со мною и спросил меня: «Пушкин, если бы ты был в Петербурге, принял ли бы ты участие в 14-м декабря?»  – «Неизбежно, Государь: все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них. Одно отсутствие спасло меня, и  я благодарю за то Небо».
Из записок А.Г. Хомутова о Пушкине

При первой встрече с Николаем
Он благородство проявил,
И тот, поэта уважая,
Его тотчас освободил,
И более того – умнейшим
В стране поэта Он назвал,
В тот вечер же придя на бал…
***
Зачем, к кому его везут?
Что ждет его в конце пути –
Прощенье или новый суд? –
Пыталась выход мысль  найти.
И вот, задумавшись глубоко,
Он пишет своего «Пророка».

Пророка этого явленье,
Его призыв, его реченье –
Программное стихотворенье,
Завет повешенных друзей
На продолженье жизни всей.

Он Дело должен продолжать,
Но как? Не волновать, не возбуждать,
Не призывать к насилью,
А словом жизнь преображать
И просвещать Россию.


Рецензии