Усы, или как правильно составлять договор

                УСЫ, ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО СОСТАВЛЯТЬ ДОГОВОР.
                ( Из Записок некогда студента)
  Отец моего закадычного, школьного и студенческого друга  Шапа, Яков Наумович Шапиро, (откуда и пошло: «Шап»!), –  был человеком в нашем городе влиятельным, бесконечно занятым, и, на вид, суровым.  Но на самом деле, это был очень добрый, радушный и веселый человек! Я, что называется, дневал и ночевал в  Юркином доме, и не было случая, чтобы на несколько минут забегая  в квартиру перекусить, Яков Наумович не перебрасывался с нами парой шуток, подначивая нас, так или иначе. Когда во дворе мы гоняли шарики в пинг-понг, он, пробегая мимо, выхватывал из моих рук ракетку, наносил несколько молниеносных ударов, и бросал на ходу: «Учиться и учиться вам еще играть, студенты!»
Нам с Юркой было по восемнадцать лет, мы только что поступили в одесские институты, нам хотелось выглядеть солиднее, старше, и мы завели себе усы. У меня растительность на лице была жиденькой, усы почти не заметные, а у Юрки при его густой шевелюре ежиком усы весьма скоро приобрели казацкий вид, и с этими усами полное лицо его стало смахивать на физиономию Пасюка, комедийного персонажа из фильма «Черевички» по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь на Рождество».
  Якова Наумовича Юркины усы выводили из себя!
  «Ну что за огород развел ты под носом!» - доставал он Юрку раз за разом! «Сбрей ты эту ерунду!» Но Юрка был парнем упрямым, на уговоры отца не поддавался, а усами своими очень гордился!
  Однажды, когда у Якова Наумовича выдалось несколько свободных минут, тот подошел к Юрке, долго рассматривал его и так, и этак, потом сказал: «Если уж носить усы, так надо уметь их строить под свое лицо! Давай, я тебе их выправлю по офицерски, ты хоть на человека будешь похож!»  А надо сказать, что Яков Наумович всю войну прошел, командуя артиллерийским полком, и в отставку вышел в чине полковника. Не верить его авторитету было нельзя!
  Но Юрка был себе на уме! «Ладно, - согласился он, - но смотри, батя, испортишь- заплатишь штраф!»
  «Да? – усмехнулся тот, - и во сколько ты оцениваешь  свою усатую красоту?»
 «Десять рублей!» – назвал Шап достаточно высокую, по его мнению, цену. (Мы, в то время, получали месячную стипендию 28 рублей).
  «Ну, что ж, по рукам!» - принял вызов Яков Наумович, тут же принес во двор бритвенный прибор, состоящий из чашечки с обмылком, помазка, и складной «опасной» бритвы… Усадив Шапа на табурет, он накрыл его грудь полотенцем, отошел на пару шагов, и наклоня немного на сторону голову, начал прицеливаться, словно орудие наводил!
   Мы с дворовыми приятелями с любопытством наблюдали за этим священнодействием..
 Наконец Яков Наумович, решительно шагнул к Шапу, и как опытный брадобрей, густо намылил ему щеки, напевая: «Артиллеристы! Сталин дал приказ! Артиллеристы, зовет Отчизна нас!!»
 «Сверкнула бритва, раз и два…» и от левого уса не осталось и следа!
  «Ой, извини, сын, рука дрогнула!» - воскликнул он, - « Придется раскошеливаться!», и смахнул полотенцем пену с Юркиного лица.
  Мы покатились с хохота! Более уморительного вида Юрки, с густым, черным,  сиротливо свисающим в одиночестве   усищем под Юркиным носом вообразить себе было трудно!
 «Батя!!» - заорал Шап, - «Ну, что ты наделал!»
  «Ну, виноват, виноват!» - скрывая улыбку, произнес Яков Наумович, - «Плачу штраф!» и протянул Юрке… пятерку!
  «Отец, договаривались на десять!» - застонал Шап.
  «Десять – если я испорчу усы! А я испортил только один ус! Второй – в полной сохранности! Учить вас, и учить, как договоры правильно составлять, студенты! Бери пятерку, а то передумаю!»
 Спасая друга от насмешек, я поспешил расправиться со вторым усом, от чего лицо Юрки стало непривычно голым, но деваться было некуда.
 Вспоминая эту историю, я жалею только об одном: зря я поспешил! Надо было сфотографировать Шапа на память! Был бы предмет для общего смеха!
                *                *                *


Рецензии
Это я удачно заглянул!(Девичья фамилия моей бабушки по матери - Заикина, в Челябинске живёт её брат, Валерий Заикин, но вряд ли это Вы)
Заодно и посмеялся над Вашим воспоминанием об усах Юрки. Спасибо!

Владимир Деев 2   26.04.2022 21:52     Заявить о нарушении
Привет, Володя! Это 100 процентов не я!Я человек крымской выпечки, крымских ВЗ знаю наперечет! Был, да будет светлой памяти его имя, Валерий Заикин на Дону, вот он мой двоюродный брат, забавно было обмениваться с ним посланиями:
Валерию Заикину от Валерия Заикина!
А за ваш отклик спасибо, по пятибальной шкале с чувством юмора у вас "ОТЛИЧНО!"
С теплом,

Валерий Заикин   27.04.2022 15:08   Заявить о нарушении