Оноре де Бальзак. Шагреневая кожа

Во время чтения этого классического романа мне периодически казалось, что я держу в руках книгу Достоевского. Возможно, такое впечатление – дело рук переводчика Б.Грифцова, который приблизил текст Бальзака к стилю Достоевского, а может быть, Достоевский действительно писал в схожей с Бальзаком манере. Вероятно, такое ощущение создается из-за того, что оба писателя явно не слышали про выражение "краткость – сестра таланта".  В их чрезмерном многословии местами вязнешь как в болоте.

Главный герой у Бальзака тоже несколько напоминает персонажей Достоевского: Рафаэль (несчастливый обладатель шагреневой кожи) – абсолютно искусственный персонаж, который прекрасно живет на страницах книги, но в реальной жизни вы такого вряд ли встретите. То он сидит годами над научной работой, питаясь одним хлебом и запивая его водой (классический типаж ученого), то вдруг ударяется в дикий загул на почве несчастной любви, к чему ученые редко склонны (они предпочитают тихо спиваться). При этом, Бальзак так невнятно описывает этот загул, что остаешься в недоумении: что ж там было такого увлекательного, что эта жизнь засосала Рафаэля с головой?

А далее герой и вовсе решил покончить с собой, но не из-за несчастной любви (что было бы вполне логично – уж больно сильно он втрескался в одну мадам), а по причине нехватки денег (что выглядит неубедительно). Не успев покончить с собой, Рафаэль становится обладателем волшебной кожи, после чего запирается в своем доме, чтобы не испытывать никаких желаний. По какой причине? – Чтобы продлить свою еще недавно ненужную ему жизнь, поскольку она сильно укорачивается после каждого выполненного кожей желания. Ну, разве не странное поведение? Рафаэль напоминает психического больного, который быстро переходит от попыток самоубийства к патологическому страху за свою жизнь. Подобный герой вполне мог родиться под пером Достоевского - таких странных персонажей у него пруд пруди. И относишься к Рафаэлю примерно так же, как и убийце Раскольникову – ему невозможно сопереживать. Лично я не ощутил никакого интереса к его судьбе: помрет или нет – да какая разница? Он же ненастоящий!

Роман в целом производит странное впечатление. Мне кажется, что Бальзак так и не определился с тем, о чем он пишет. С одной стороны, в книге имеется некий сказочный сюжет, связанный с чудодейственной шагреневой кожей, но эту линию Бальзак никак не развивает и она его не сильно интересует. А что для него главное? – Может быть любовь? Да нет – хотя он и уделил несчастной любви Рафаэля чрезмерно много места (говорят, что в данном случае Бальзак писал почти про себя), но любовь к концу произведения не просто уходит на второй-третий план (причем, не только несчастная, но и вполне счастливая), а просто исчезает со страниц произведения. Рафаэль встречает свою старую знакомую Полину, они признаются друг другу в любви и после этого Бальзак забывает про влюбленных! У меня создалось такое впечатление, что заключительные страниц 30-40 романа – это отрывок из какого-то иного произведения. Как будто Бальзак запамятовал, что он писал о любви Рафаэля и Полины, и неожиданно увлекся описанием процесса угасания Рафаэля. И что его так привлекло в этом процессе?…

Иногда этот роман называют философским. Может, главной идеей книги действительно является какая-то мудрая мысль, которую писатель хотел донести до читателя? Да нет там ничего подобного! В романе содержится только банальная идея, что человек без желаний жить не может, и если у него их нет, то он фактически уже умер. Но стоило ли ради этого огород городить? 

Все плохо в этой книге. И даже сама структура романа чтению отнюдь не способствует. Читатель только-только знакомится с героем и начинается развитие сюжета, как вдруг все замирает, и мы окунаемся с головой в прошлое героя. Рафаэль рассказывает своему другу (и нам) историю своей жизни и несчастной любви, и просто не в силах остановиться! Когда этот рассказ наконец-то заканчивается, дело уже идет к концу произведения! Причем, по своему объему исповедь Рафаэля - это даже не рассказ, а скорее целая повесть про любовь-злодейку внутри романа про волшебную кожу! Когда же Рафаэль завершил свои излияния, то мы с удивлением узнали, что он во время монолога был сильно пьян! Вот те раз! А ведь как складно он свою историю излагал! Как будто литературный текст зачитывал.   


Рецензии