о гражданской войне

В детстве я не понимал, что означает словосочетание «гражданская война». Я был воспитан на фильмах «Чапаев» и «Служили два товарища», где «белые» (плохие) воевали против «красных» (хороших), это и была гражданская война.

Помню, как я смотрел на Владимира Высоцкого, когда он стоял на заполненной людьми палубе парохода и смотрел на своего коня, плывшего за ним, и как Высоцкий потом застрелился. Это была необъяснимая для меня трагедия. Смерть «белого» офицера, который, согласно истории фильма, был негодяем (потому лишь, что он из дворян и против революции),  вызывала во мне тяжелейшую грусть, окрашивала всё в унылую бесцветность. Я знал, что Олег Янковский был хорошим парнем (просто в силу своей принадлежности к «красным»), но его смерть от руки Высоцкого вызывала просто грусть, а смерть Высоцкого подавляла. Была в этом фильме некая нераскрытая правда нашей российской истории.

Гражданская война звучала в моей голове красивыми песнями и повестями о сильных людях, ярчайшими примерами которых были литературный Павел Корчагин и киношный Чапаев. В книгах и кинофильмах всё было разложено аккуратно по полочкам. Разложено не с точки зрения идеологии, а «по понятиям»: есть добро и зло, есть справедливость и несправедливость, есть ложь и правда, есть порядочность и подлость. В этом раскладе «красные» присвоили себе все положительные качества, а «белым» достались только минусы. Сейчас таким же манером церковь старается присвоить себе все добродетели, будто именно она придумала их, а без неё люди будто и не задумывались над понятиями добра и зла.

Минули годы. «Белые» понемногу вернули себе общечеловеческие качества, и пружина обманутых чувств разжалась, нанеся сокрушительный удар по казалось бы нерушимым идеологическим позициям. Оказалось, что достаточно было впрыснуть чуточку правдивых фактов, чтобы пошатнуть прежние устои. «Белые», все до единого, быстро превратились в невинных жертв, а все «красные» сделались кровожадными палачами.
История не бывает однозначной, однако  многолетний устоявшийся идеологический пресс не допускал никакой иной трактовки гражданской войны, кроме той, где «красные» были героями, а «белые» — беспринципными мерзавцами.

Перестройка и дальнейшие события перетрясли историю. Однобокость прежней трактовки истории заставляла разувериться в её правдивости, чересчур много оставалось «за кадром», слишком о многом умалчивалось. Историю моей страны не спасла даже так называемая хрущёвская «оттепель». Господи, да кто сегодня понимает, что значила та «оттепель» для СССР? Кто сегодня способен понять, что значил для страны закрытый доклад Хрущёва на съезде КПСС?

Перестройка выплеснула тысячи документов и распорола нити, которыми были зашиты рты многих воспоминаний. Казалось, всё стало доступным и всё можно взвесить, понять, осмыслить. Однако осмысление так и не пришло к нашему народу. «Белые» и «красные» просто поменялись местами. Расстрелянного царя, швырнувшего Россию в страшную войну, благодаря которой случилась сперва февральская революция, а затем и октябрьская, начали воспевать и причислили к лику святых. Всё перевернулось вверх дном, ничто не заняло свои истинные места, ненависти не убавилось, ненависть продолжает накапливаться. На кострах этой ненависти было в одночасье сожжено прошлое, на штыки этой ненависти были насажены все, кто пытался быть объективным. В России только так и бывает. Только так — потому что в России никогда не прекращается гражданская война.


Рецензии
Андрей, Церковь вовсе не стареется присвоить себе все добродетели. Это не правильная оценка и ошибочный взгляд. Как можно присвоить себе изобретение велосипеда, если ты его не изобретал? Добродетели изобретение Всевышнего. Церковь, в особенности Православная, стоит на страже этих добродетелей, указывает направление, путь, пройдя которым человек может стяжать добродетели, и тем самым, сбросить с себя свое падшее естество и приблизиться к Богу.
Относительно канонизации царской семьи я, так же как и вы, долгое время испытывал сомнения, и откровенно говоря, не понимал в чем святость царя. В том, что мученически погиб? Ну и что? Многие святые подвижники мученически погибали и не все удостаивались прославления. Я также как и вы рассматривал вопрос с точки зрения роли царя в событиях начала ХХ века и не находил ничего хорошего, чтобы сказать о нем, что да, это святой человек. Но потом я решил разобраться и посмотреть на проблему глазами духовными, а не взглядом историка, и болеет того, глазами Церкви.
В вопросах канонизации и принятия решения о прославлении того или иного лица Церковь использует определенную методику, совершенно отличную от той, которой вооружаются обществоведы при оценке тех или иных исторических событий.
Препятствия к прославлению Николая II противники данной канонизации пытались как впрочем, вы и ранее я, обнаружить в фактах, связанных с его государственной политикой. Церковь же пошла по иному пути. Ознакомитесь, если будет интересно.
http://www.pravoslavie.ru/sobytia/sobor/juvenalij.htm

Игнат Костян   19.11.2014 11:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.