Царская пристань как ресурс познания прошлого

   Удивительны судьбы материальных свидетельств прошлого в нашем городе! Рано или поздно все они, не смотря даже на «охранные грамоты» на стенах, исчезают, уходят в неизвестность и, соответственно, из нашей памяти. Почему так происходит, почему архитектурные и иные памятники прошлого не сохраняются, не знаю. Видимо, нет возможности или желания у тех, кто обязан этим заниматься. Бог им судья. Но есть, к счастью, люди, которые хоть и не обязаны заниматься сохранением памятников прошлого, но которые их, слава Богу, сохраняют.

     ЗАО «Тюменьподводречстрой» - единственная, сохранившаяся с союзных времен организация, имеющая большой опыт водолазных и подводно-технических работ. Благодаря усилиям и воле ее бессменного руководителя Виктора Савченко, сохранен уникальный опыт и производственные возможности, техника и квалифицированный персонал. В свое время, когда были финансы, именно специалисты Виктора Савченко успешно очищали реку Туру от множества затопленных в разные годы судов и железного и другого хлама. И, хотя эту работу целесообразно продолжать не только в черте города Тюмени, сейчас уже материальных возможностей не стало…

Но Савченко принадлежит к той когорте неспокойных, которые стараются сохранить материальные и духовные истоки, историю Тюмени и всего нашего края во всем ее многоообразии. Историков и краеведов, писателей-историков, музейных работников у нас немало, и все их труды – это вклад в сохранение нашего прошлого. Но Виктор Павлович абсолютно уникален в том, что сохраняет памятник истории и промышленной архитектуры – мемориальное здание первого в Тюмени и Сибири пароходства Ивана Ивановича Игнатова. Сколько трудов вложено в его нарядный, праздничный вид со стороны улицы Госпаровской, мне неведомо. Но ясно, что трудов и материальных средств, чтобы реставрировать здание внутри и со стороны реки, нужно не меньше. Это должно быть необходимо, как мне кажется, не одному Савченко. Сейчас поясню, почему.

        Любознательный человек, заглянув во внутренние помещения, будет поражен множеством интересного и даже таинственного в этом старом доме. Нигде больше не увидишь чугунные колонны, на которые опираются перекрытия второго этажа, выполненного по старинной сибирской традиции из дерева. Первый этаж здания кирпичный, с арочными дверными проёмами, причем левая часть здания, где когда-то находился кабинет хозяина пароходства «ТоварПар» И.И. Игнатова, сложена из кирпича полностью. В правой части первого этажа два уникальных помещения.

В одном из них – действующий храм – часовня в честь святых Царственных Страстотерпцев, освященный и посещаемый верующими и паломниками – ведь это место связано с царской семьей и ее трагической судьбой напрямую! Именно напротив этого здания в 1917 году семью свергнутого Государя отправляли на пароходе «Русь» в тобольскую ссылку, здесь был путь на Голгофу последнего Российского Императора и его семьи. Именно поэтому рядом со зданием – два Поклонных креста, место поклонения их памяти…

       Еще одно помещение в правом крыле – большая экспозиция репродукций картин Великой княгини Ольги Александровны Куликовской-Романовой (1882-1960 г.г.), младшей сестры Императора Николая II, замечательной художницы. Коллекция этой уникальной выставки была пожалована специально для этого мемориального здания при посещении Тюмени невесткой Великой княгини Ольги  -  О.Н.Куликовской-Романовой вначале в 2009 года, и затем в июле 2012 года (два посещения). Художественные достоинства этих прекрасных акварелей уже оценили и любой, сюда входящий, и сотрудники областного музея имени Словцова, не раз бывавшие в гостях у Савченко. Тут же – галерея всех русских императоров…

      Есть еще немало интересного, собранного неугомонным собирателем истории, в этом доме, например, экспозиция по истории сибирского судостроения и судоходства, которое начиналось именно здесь, на берегах Туры. Тут же – множество подлинных документов более поздней истории Тюменского речного порта. Просто невозможно упомянуть все, что там есть, из-за недостатка места.

      Наконец, центральный зал второго этажа – это огромная экспозиция фото и других документов, связанных с историей православия, историей царской семьи и ее трагической судьбы. Находиться в этом зале и изучать все предоставленные материалы без глубокого душевного волнения просто невозможно… «Путь на Голгофу» - так названа экспозиция, которая в сочетании с часовней и Поклонными крестами, расположенными на берегу реки-свидетельницы трагедии, объективно представляет из себя настоящий музей истории Тюмени XIX – XX веков. Не подлежит сомнению, что все это духовное и материальное богатство, абсолютно уникальное и неповторимое, должно использоваться для воспитания у народа чувства причастности к истории нашего края, города и судьбы страны.

      Слава Богу, это не только мое мнение, но и соратников Виктора Павловича, желающих сохранять и приумножать, распространять и популяризировать историко-культурное и религиозное наследие. Соратники В.П.Савченко – это, в первую очередь, соучредители вновь организованного историко-культурного центра «Царская пристань» Наталья Александровна Паромова, Владимир Владимирович Полещук, Михаил Сергеевич Яблоков, Дмитрий Николаевич Дурыгин, Виктор Борисович Зенков, Сергей Юрьевич Найденко, а также друзья музея - Наталья Борисовна Чегисова, Ольга Константиновна Найденко, Валерий Александрович Чупин, Нина Валентиновна Афанасьева, Татьяна Геннадьевна Шиянова, Олег Муравьев и другие, которых немало и помощь их не меньше: всех упомянуть просто нет места. Особая благодарность всем, кто оставил здесь искры своей любви. Главное, по мнению этих инициативных людей, что необходимо закрепить официальный статус музея, чтобы объективировать все материальные и духовные богатства, составляющие его достояние.

 По большому счету, это могло бы стать началом собирания в этом историческом месте нашего города Тюмени целого музейного комплекса, когда-то бывшего настоящим деловым центром. Ведь рядом – еще живое деревянное здание станции Тура, пакгаузы, до сих пор используемые частными владельцами, которые вряд ли осознают, что владеют настоящими памятниками промышленной архитектуры. Я уж не вспоминаю про еще один, находящийся на той же улице, бывшей Новозагородной: здание первой Тюменской электростанции...

      На втором этаже частного музея нашлось место также для выставки работ современных тюменских художников – Людмилы Никольской, Вячеслава Сизова, Галины Замышляевой. Там же хранится уникальная фотовыставка, созданная некогда Тюменским клубом болельщиков футбольной команды «Тюмень», где можно увидеть лица всех воспитанников нашего футбола, которые играли в командах мастеров…

       В отсеках цокольного этажа этого здания работают настоящие мастера своего дела: неутомимый и трудолюбивый мастер-золотые руки Эдуард Шиков, без которого не обходится ни один проект, реставратор живописи III категории Наталия Косполова и великий, без преувеличения, реставратор старинной мебели и музыкальных инструментов, и, одновременно, музыкант – Николай Сосновкин, работы которого органично вписаны в интерьеры этого замечательного общественного, скажем так, музея.

Это надо просто видеть: ежедневно и особенно в выходные дни. Дверь в старинный гостеприимный дом на берегу реки  всегда открыта.


Рецензии