Философия свободы

Чжуан-Цзы – даосский философ, который жил в IV-III веке до нашей эры. Как даос, Чжуан-Цзы противопоставляет свое видение жизни конфуцианскому.


Даосизм и конфуцианство – две противоположные философии: конфуцианство учит служению и ограничению, даосизм – покою и свободе.


Конфуцианство – это государство, общество, активность  и «благородный муж», обеспечивающий благополучие государства, даосизм – ничем не неограниченная природа и следование ее естественному закону.


Конфуцианство – польза, даосизм – бесполезность, конфуцианство –  порядок, семья, регламент, прописанный и связанный с культом предков и религией; даосизм – беспорядок, свобода, безграничность и мудрость.


Конфуцианец – семьянин, даос – бродяга; конфуцианец  борется за деньги и славу, даос живет в бедности и гуляет сам по себе; конфуцианец - блюститель добродетели и общего блага, даос – мудрец, покидающий мир ради поиска истины и единения с природой.


Трактат «Чжуан-Цзы» является основой даосской мудрости и величайший памятник китайской литературы и философии, это  пространство мудреца.Притча - излюбленная форма Чжуан-Цзы, позволяющая сталкивать противоположности, переворачивать общепризнанное с ног на голову, высказывають неординарные мысли по поводу весьма банального. Притчи, афоризмы, воображение и фантазия - излюбленные приемы Чжуан-Цзы:

***

Легко не ходить, но невозможно ходить, не оставляя следов. Действуя, как человек, легко лицемерить; но действуя, как природа, невозможно лицемерить. Все наслышаны, что летает тот, кто обладает крыльями; но слыханное ли дело, чтобы летал тот, кто не обладает крыльями. Все наслышаны, что мудр тот, кто обладает знаниями; но слыханное ли дело, чтобы был мудр тот, кто не обладает знаниями.

***

Плотник Кремень направлялся в Ци и на повороте дороги, у алтаря Земли, увидел Дуб в сотню обхватов, такой огромный, что за ним могли бы укрыться много тысяч быков, высотою же – с гору. В восьмидесяти локтях над землей возвышалась его крона с десятком таких толстых ветвей, что каждой хватило бы на лодку.


Зеваки толпились, точно на ярмарке. А плотник, не останавливаясь и не оборачиваясь, прошел мимо. Ученики, вдоволь насмотревшись на Дуб, догнали плотника и спросили: «Почему вы, Учитель, прошли мимо, не останавливаясь, и не захотели даже взглянуть? Нам еще не приходилось видеть такого прекрасного материала с тех пор, как мы с топором и секирой последовали за вами».


«Замолчите!»,– ответил им Плотник. «От него нет проку. Лодка из него – потонет, гроб или саркофаг – быстро сгниют, посуда – расколется. Сделаешь ворота или двери – из них будет сочиться сок, колонну – источат черви. Это дерево не строевое, ни на что не годное, оттого и живет долго.

***

Не поступай в услужение к славе, не становись сокровищницей замыслов, не давай делам власти над собой, не покоряйся знанию.


Постигая все до предела, будь бесконечен; странствуя, не оставляй следов; исчерпывая дарованное природой, ничего не приобретай; будь пустым и только.


Настоящий человек пользуется своим сердцем, словно зеркалом. Не следует за вещами, не идет им навстречу, им отвечает, но их не удерживает. Поэтому преодолевает вещи, но остается невредимым.

Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/chzhuan-czy/


Рецензии