Ко Дню Освобождения Таганрога от немецких фашистов
Ко дню Освобождения города от немецко-фашистских оккупантов ( очередного ) нашествия горожанам сделали подарок : под открытым небом бесплатно на танцевальной площадке ( ибо все летние кинотеатры уничтожили и без фашистов ) показали фильмы таганрогского режиссёра, члена Союза журналистов России Ю. Лаптева.
I
Кинопоезд начался 27 августа фильмом «Рождение актрисы» о Фанни Ги;ршевне Фе;льдман, более известной под псевдонимом Фаины Раневской. День ( Советского) кино и день рождения Фаины Георгиевны – совпали.
После краткой исторической справки о родном городе приводится список «знаменитостей», рождённых в Таганроге, но, в большинстве случаев, уехавших и не вернувшихся обратно. Некоторые оказались фигурами нон грата, в оглашённый список не попали. Например, композитор Майкопар, писатель Овечкин, поэт Танич.
Потом в стиле немого кино инсценированы некоторые воспоминания самой Раневской.
Удивляет большое количество девочек, представляющих актрису в детстве. Может быть, не хотел и не смог режиссер обижать нужных людей, их доченьки вошли в историю. Ещё больше удивил изображённый грузин, которого маленькая Фаня мечтала спасти от утопления. Наверное, постановщики забыли, как выглядят грузины, политическая обстановка сегодня сложная, да.
Лишний раз убеждаешься в правоте утверждения Вольтера, что история – это ложь, о которой договорились историки. На фотографии дома, который все сегодня считают родным для Раневской, сама Фаина Григорьевна написала ( это показано в кадре) : «Дом, в котором я родилась (наверное)».
Позже зачитывают отрывок воспоминания о том, как пятилетней девочкой из окна своего дома Фаина смотрит в окна Дома офицеров, напротив, и ей не нравится там пошлое поведение… Дом офицеров находится на другой улице ( Петровской / Ленина ), теперь в нём факультет иностранных языков Таганрогского Пед.Института. Напротив этого здания есть и был только один дом, из окон которого можно увидеть , что происходит в Доме офицеров, тем более ребёнку, это длинный купеческий двухэтажный дом, в Советские годы на первом этаже которого располагался магазин «Галантерея».
Но в советские годы не к лицу было хвастаться богатым прошлым.
Повествование о детстве заканчивается решением юной Фаины стать актрисой. Она пакует чемоданы и уезжает из дома одна в Москву навсегда!
Но почему она уезжает одна, рвет с семьёй – тишина. Неужели современным заказчикам фильма так страшно воспоминание о революции, что они заставляют зрителей забыть свою историю ?
Грянула революция торговцы евреи , как и сегодня , встают перед выбором : или бежать с капиталами за границу, или остаться здесь, отдав эти «непосильным трудом нажитые». Поэтому Фаня, выросшая на русской культуре, была вынуждена уехать одна.
Приехав в Москву, ещё недалеко от вокзала, она выронила деньги, те полетели по ветру, а Фаина сидит, сидит ( представляете её состояние), Какой-то прохожий сравнил её с Раневской из «Вишневого сада». К сожалению, этого эпизода в фильме не было.
Был юмористический конец, намекающий, что памятник Раневской у дома, в котором хотят сделать музей, совершенно не похож на яркую актрису, которая родилась в Таганроге.
II
Накануне Дня освобождения Таганрога от немецко-фашистских оккупантов (30 августа) был показан фильм «Мы за ценой не постояли». Поставлен на основе книги Волошиной, Ратник «А вчера была война…» ( т. е в другие многочисленные материалы постановщики не очень заглядывали)
Основная идея – зачем нужно было столько крови, столько жертв, с немцами мы жили не плохо.
Встретили их хлебом-солью у бывшего Клуба Сталина ( теперь Дворец молодёжи, Петровская, 107). А расстреливали только тех, кто пакостил по юношеской браваде , это они про подполье, ни одного имени подпольщика не назвав!
В кадре была ещё не разбитая современными фашистами Саур-Могила, Самбекские высоты, как части Миус-фронта , Петрушина балка, где расстреливали и подпольщиков. Цифра на памятнике, не сходилась с озвученной в фильме.
Памятный архитектурный комплекс, посвящённый подпольщикам с клятвой , высеченной на камне ( «Поклянитесь, потомки!...») – не показан . Вообще о подполье, которое было самое многочисленное, - именно о нём сначала хотел писать А.А.Фадеев, приехал к нам, но в архивах его встретили странно и он поехал в Краснодон - о нашем подполье в этом фильме упоминается только как о кучке глупцов –вредителей, не назвав при этом ни одного имени. Не перечислив ни одного ратного дела, естественно. Не заикнувшись о предателе: фамилия может испортить впечатления – хлопот не оберёшься ( Раневская, но не родственница, конечно)
Стенд и материалы Краеведческого музея о сопротивлении ( подполье) в годы Великой Отечественной ( кстати, этого выражения - и подполье и Великая Отечественная - боится не только Лаптев) – не в кадре.
Памятник, защитникам Таганрога на мысу – нет.
Боевой подлинный корабль , патрулирующий гавань, теперь стоит на пъедестале рядом с изуродованным портом бывшего, уничтоженного Морского вокзала, - не упомянут.
Хроник эвакуации с этих же причалов, которые можно даже в худ. Фильме «Быть братом» найти – не утрудились включить.
Сведения о посылаемых связных в наше подполье- не поискали, отгородились безразличной отговоркой архивариуса ( в кадре это хладнокровное существо), что архивов нет, а те, что и есть- не выдаютя, чтобы не мстили оставшимся в живых . (!)
Данные о вывезенных ценностях и гражданах – постановщиков не интересовали или эти сведения они оставляют при себе.
III
30 августа, в день освобождения Таганрога демонстрировали фильм того же режиссера «Маленькие узники Большой Лепетихи».
Фильм посвящен детям таганрогских детдомов. Отправленные из Таганрога в Германию в июне 1943 года, попав под бомбёжку,оказались в эпицентре Никопольского плацдарма на берегу Днепра в селе Великая Лепетиха.Детей держали в подвале овощехранилища и возили в госпиталь на откачку крови, откуда уже не возвращались. Выжившие дети провели в подвале более трех месяцев и были освобождены Красной армией 8 февраля 1944 года. Один из разведчиков, освободивших детей, был таганрожцем !
Фильм уже побывал на двух фестивалях: севастопольском «Так победили» и пермском «Щит России». В Севастополе фильм победил в номинации «У войны не женское лицо», а в Перми получил Гран-при за лучший проект, глубоко и ярко раскрывающий тему патриотизма.
Фильм хороший, горький и нежный, тяжёлый и нужный. В нём и кинохроники освобождения детей, и архивные выписки, и свидетельства тех, кто выжил и пережил.
И всё бы хорошо. Если бы ни одно подлое предложение.
Всё тот же архивариус безучастным голосом заявляет, что документов, указывающих цель вывоза этих детей – нет. ( кстати, это только одна часть детей, их нескольками партиями отправляли, судьбы других, не попавших в Лепетиху – кто-то искал?)
Потом ссылаются на фюрера ( видимо, он большой авторитет для постановщиков фильма, бОльший, чем свидетельства жертв) : «…ариец может принимать кровь только арийца!» Хотя всем известно, что кровь малышей не считалась у этих кровососов неарийской.
И вот звучит фраза, как пуля в спину нашей истории, нашего народа : «А раз нет документов, значит и изъятие крови не было».
Так и хочется спросить в лицо прямо : кто вы, режиссер Лаптев? Просто дилетант или пятая колонна?
Свидетельство о публикации №214091000862