Социализм

          Начнём с общего определения:
          СОЦИАЛИЗМ есть общественно-политическая доктрина и соответствующий ей государственный строй, в основание которых положен принцип социальной справедливости, сводящийся к следующим ключевым требованиям:
          а) запрет на эксплуатацию человека человеком (социальное паразитирование), осуществляемую либо под эгидой права частной собственности (капитализм), либо под эгидой сословных привилегий (рабовладение, феодализм);
          б) главенство коллективных интересов над индивидуальными, что предполагает ключевую роль государственного регулирования в сфере экономических отношений (куда входят планирование, производство и распределение материальных благ);
          в) ограничение, вплоть до отмены, права частной собственности в тех сферах жизни, где оно вступает в противоречие с интересами общества, запрет на "прибыль любой ценой";
          г) защиту прав трудящегося от посягательств работодателя (как посредством государственных институтов, так и через профсоюзы);
          д) предоставление государством равных возможностей для самореализации каждому своему члену, вне зависимости от его имущественно-сословного статуса.
__________

          Ушедшая коммунистическая эпоха нанесла немалый урон общественному сознанию, исказив многие понятия и представления. Одним из таких вредоносных последствий явилось то, что социалистическая идея была окончательно дискредитирована людьми, с завидным упорством пытавшимися воплощать её в жизнь, а слово "социализм" надолго ушло в область отрицательных понятий. С позиции сегодняшнего дня становится понятно, что обществу предлагался не подлинный социализм, а его лагерно-казарменная форма, в которой человеку отводилась роль безмолвного винтика в государственной машине, скованной утопическими догмами и напрочь лишённой способности мыслить творчески. Тем не менее, негативное отношение к самой идее социализма, увы, перешло по наследству к части посткоммунистического поколения, чаще – на бессознательном уровне.
          Отрадно наблюдать, как среди думающей и неангажированной части современного российского общества происходит постепенное отрезвление и осознание того, что та социально-экономическая модель, которая была выбрана нами в 91-м году в качестве альтернативы лагерному социализму, – это путь назад, в крепостное рабство, замаскированное рыночным фасадом [1]. Всё чаще раздаются голоса о необходимости возврата к госрегулированию в экономике, необходимости преодоления того глубокого расслоения общества на богатых и бедных, которое наблюдается сегодня [2]. Примечательно, что в относительно благополучных, а потому считающихся безнадёжно "буржуазными", странах Западного Мира социалистическая идея вновь обретает популярность, сопоставимую с той популярностью, которую она имела на рубеже XIX–XX веков [3]. А с недавних пор и наши доморощенные апологеты "западного образа жизни" и "либеральных ценностей" начинают трезветь и осознавать, что есть проблемы, которые невозможно решить с помощью рынка [4].
__________

          Идея классовой справедливости – подлинно христианская идея. Помните знаменитое евангельское: "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мтф. 5, 6)? Так вот, греческое слово dikaiosuni (дикеосИни), представленное в синодальном переводе политкорректным словом "правда", в языковой практике античного эллинистического мира использовалось преимущественно с другим смысловым оттенком, а именно: как "справедливость". Тогда смысл данной христовой заповеди становится для нас более близким и понятным: "Блаженны алчущие и жаждущие СПРАВЕДЛИВОСТИ, ибо они насытятся" [5]. Если строго следовать учению Христа, без хитроумной "икономии", то неизбежно приходишь к выводу, что христианство и капитализм – вещи никак не совместимые (невозможно служить одновременно и Богу, и мамоне). Для кого-то это прозвучит странным, но нельзя быть христианином, не будучи при этом социалистом (безусловно, исключая методы насильственно-революционного преобразования действительности). Именно Богочеловек Иисус Христос впервые предложил человечеству идею "общества равных возможностей" не в качестве некоего социокультурного курьёза (именно так она воспринималась у Эллинов), а в качестве фундаментального принципа человеческого общежития. Думается, не случайно наиболее приближенных к Себе учеников (Симона-Петра, его брата Андрея, Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, и, возможно, кого-то ещё) Он избрал не из высшего и образованного слоя общества, а из самого что ни на есть античного "пролетариата" – простых рыбаков. Их социальный статус не стал им препятствием к тому, чтобы занять наивысшую из возможных ступеней в церковной иерархии – стать апостолами Самого Христа. Не происхождение, а личные морально-волевые качества послужили основанием для такого их взлёта. В апостольские времена – I век по Р.Х. – идея социальной справедливости безраздельно господствовала в христианских общинах. Вспомним знаменитое изречение апостола Павла, позже украденное большевиками: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь" (2 Фес. 3:10). Вспомним эпизод из "Деяний апостольских" (Деян. 6:1), когда возникла ситуативная дискриминация части Иерусалимской общины (т.н. эллинистов) и апостолы, дабы соблюсти справедливость, вынуждены были ввести должность "попечителей о столах" – своего рода работников СОБЕСа.  В той же Иерусалимской общине культивировалось такое явление, как общественная собственность, предвосхитившее коммунистические идеи Нового Времени. Так, в "Деяниях" читаем: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее. [...] Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду" (Деян. 4:32, 34; см. также Деян. 2:44-45). Принцип общественной солидарности и взаимопомощи лёг краеугольным камнем в повседневную жизнь первых христианских общин (Деян. 11:28-30). Идеей социального равенства, обличением богатых и любовью к бедным (которые "богаты верою") проникнуто от начала до конца Соборное Послание св. ап. Иакова, брата Господня. И несмотря на то, что с течением времени этот стихийный социализм первенствующей Церкви заметно ослаб и сузил свою локализацию (сохранившись по большей части в общежительных монастырях), он не исчез совсем. Так, в богослужебных текстах более позднего времени нет-нет да и встретится нечто, порождающее невольную аллюзию к классикам марксизма, как например, это: "Почто убогаго обидиши, мзду наемничу удержуеши… (Зачем бедного обижаешь, плату работника присваиваешь…)?" [6]. Важно помнить следующее. Возникнув в недрах Церкви, идея социальной справедливости сохраняет свою жизнеспособность только в прочной связке с Церковью и её учением. Церковь же призвана быть несмолкающим рупором социалистической идеи, отвергнув путь пресмыкательства перед богатыми и власть имущими (см. Иак. 2, 1-9) [7].
          Как показал опыт XX-го века, социализм, построенный на атеистическом базисе, не только нежизнеспособен, но и крайне опасен своим утопизмом, своей твердолобостью, доктринерством, отчуждённостью от реального человека. Яркий пример – разрушительная политика большевиков в отношении всех общественных классов, объявленных антагонистами пролетариату: дворянства, священства, буржуазии, крестьянства. Именно философский фундамент марксизма – "научный атеизм" и теория "диктатуры пролетариата" – явился первопричиной заведомого неуспеха в деле построения общества всеобщей солидарности. Построить на земле Царство Божие без Бога – нет затеи более абсурдной. Князь мира сего, как всегда, находясь в тени, использовал социалистическую идею в качестве приманки для уловления в свой капкан наивную и простодушную массу. Но если опыт большевиков выглядит уродливой карикатурой на социализм, то ещё более уродлив нынешний российский капитализм, облекшийся в наихудшую из своих форм – криминально-олигархическую. Наблюдая за тем, как богатые с каждым днём богатеют, а бедные беднеют, превращаясь в бесправную обслугу новых хозяев жизни, невольно ловишь себя на мысли о неизбежности нового социального взрыва, подобного тому, который произошёл у нас в начале прошлого века [8]. Чтобы избежать подобного сценария, необходим скорейший разворот государства в сторону социализма.
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

[1] См. выступление известного политолога: https://www.youtube.com/watch?v=dmCuviqAu3c
   См. также: https://vz.ru/opinions/2018/4/19/918717.print.html
   А здесь особенно остро: https://putnik1.livejournal.com/7129052.html
   Есть даже в форме рэпа: http://rusvesna.su/news/1546352842
[2] Сухие данные статистики: 10% российского общества, куда входят наиболее богатые его члены, владеет 82% совокупного личного богатства всех россиян. Источник: http://rusvesna.su/economy/1539929364
[3] О ситуации в Великобритании см.: http://rusvesna.su/news/1516475978
Об особенностях развития "левой идеи" на Западе см.: http://zavtra.ru/blogs/missiya_russkih_levih
О ситуации в США см.: https://vz.ru/opinions/2019/9/2/995522.html
[4] См.: Ю. Латынина, Сор из избы пора выносить. // "Новая газета" № 30 от 23 марта 2018. 
[5] На эту тему см. талантливую лекцию Н. Сомина "Христианское осмысление справедливости". Сайт "Новый социализм. XXI век": novsoc.ru/n-somin-hristianskoe-osmyislenie-spravedlivosti
[6] Из "Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу".
[7] В качестве положительного примера приведу одного из наших иерархов, который выступил выразителем вполне социалистической идеи, высказав следующую мысль: "Чиновникам надо быть ближе к народу, а эта близость должна прежде всего заключаться в том, что их зарплаты должны соответствовать средним зарплатам бюджетников" [см. программу "Церковь и мир" на телеканале "Россия-24"].
[8] Схожий прогноз звучал уже не раз. См., например, здесь: https://izborsk-club.ru/15433

P.S. Нашел толковую аналитическую статью, рисующую современное положение дел в нашем Отечестве с позиции социализма: https://economicsandwe.com/C7435FEF7A07A175/ (автор – Александр Леонидов).


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.