От Ватто до Давида Буше
Франсуа Буше был всего на одно поколение моложе Ватто. Однако его живопись знаменует собой новую ступень французского искусства, всецело связанного со вкусами придворных аристократических кругов. Успехи Буше начинаются с 1734 года: он получает звание «живописца короля», руководит королевской мануфактурой гобеленов, пользуется покровительством и поддержкой маркизы Помпадур. Всё это позволило Буше развить свои способности декоратора: он украшает королевские покои, создаёт эскизы ковров, расписывает фарфор и веера, оформляет театральные постановки.
Своеобразие вкусов этой эпохи можно почувствовать, разглядывая три декоративные полотна из серии «Охота в дальних странах» (Амьен, Музей Пикардии), исполненные по заказу Людовика XV в 1736-1739 годах самыми известными тогдашними художниками – Ланкре, де Труа и Буше («Охота на крокодила») с целью украсить галерею малых королевских покоев в Версале, где устраивались ужины после возвращения с охоты. Эти картины, сохранившие прежние резные золочённые, деревянные обрамления, - ярчайший образец декоративной живописи рококо. Изображая сцены экзотических охот, эти живописцы, следуя примеру Рубенса, давали полную волю своей изобретательности и фантазии. В выставочном зале музея вырванные из атмосферы современного им интерьера панно кажутся несколько наивными. Некогда, на своём месте, их светлая переливающаяся палитра, многократно повторённая радужным отражением в зеркалах, прекрасно сочеталась со светлыми гарнитурами мебели, образуя вместе с блеклыми шелками изысканных одежд абсолютное единство стиля.
Мода на редкие и дорогие предметы прикладного искусства Востока, увлечение китайским фарфором порождают всевозможные подражания в турецком (тюркери) и китайском (шинуазри) вкусе. Таков эскиз «Китайский танец» (Безансон, Музей изящных искусств, 1742), входящий в серию картин, созданных Буше для мануфактуры в Бове. По ним должны были выполняться шпалеры для маркизы Помпадур. Эта сценка несёт в себе элемент театральности, недаром чуть позже Буше сделал рисунки для балета на ту же тему.
Пейзажи Буше тоже легко представить себе театральными декорациями XVIII века. «Голубятня или мельница в Шарантоне» (Орлеан, Музей изящных искусств) принадлежит к многочисленным пейзажам, выполненным в 1750-х годах по рисункам, сделанным в окрестностях Бове и Париже. Буше умел с особым искусством сочетать реальность с вымыслом, создавая воображаемый пейзаж, где поэзия преображает природу.
Свидетельство о публикации №214091101111