У потухшего вулкана Глава из книги Краткая история

Книга дописана и опубликована в Болгарии, называется "Краткая история присебячивания", есть на моей странице. А глава эта вошла туда почти в том же виде, в каком была опубликована в книге "Машинка для точки лезвий".

Они приехали из Днепропетровска, но про Украину мы почти не говорили, по крайней мере – подробно. То ли потому, что отношение к происходящему было ясно из косвенных реплик, из мимики, из набора промелькнувших имен, то ли потому, что говорить банальности не хотели, а с деталями, с объяснениями – неловко: впервые собравшиеся в этих снятых апартаментах на краю болгарского городка могли не совпасть друг с другом, а отношения надо поддерживать. Может, и проще – начиная знакомство, не стоит спешить с актуальными политическими откровениям. Впрочем, вывод прозвучал.

- Я несколько лет искал тихое место. Не слишком далеко, не в чужой Америке, а где-нибудь поближе, - объяснил Влад. – То, что осталось от СССР, не подходит, у нас еще долго будут делить осколки распавшегося. Восточная Европа слишком близка к нашим границам, по линии этого «буфера» обязательно будет искрить. А Западная – ну вы же видите, попадает под напор «третьего мира», трещит изнутри со своей мультикультурностью, а границы с трудом отбивает от лодок с африканскими беженцами и поездов из Восточной Европы. Полыхнет. А нам не так мало лет, чтобы успеть переждать все это. Поэтому выбрали Балканы.

- Ну-у, уж здесь огня всегда хватало…

- Для них, надеюсь, последние югославские войны послужили хорошим уроком. Выплеснули адреналин. Надолго хватит. Лет пятьдесят будут приходить в себя. А нам больше и не надо. Ищем участок, построим дом. Воздух чистый – горы.

Горы ласковые, лесистые, не грозные, но и не открыточные, как крымские, например. Три хребта сходятся у курортного городка Сандански: сам он примостился на отрогах мощного Пирина, напротив -  пологая Малешевска планина, за которой – страна, называющая себя Македонией, а соединяет их в треугольник красавица Беласица - граница с Грецией. Принимаем ее за основание треугольника, тогда близко от правого угла патетического портала Беласицы видим несколько холмов с достаточно острыми вершинами (как у донбасских терриконов, гм…). Они амфитеатром окружают Рупите – местечко в нескольких километрах от городка, где жила и вещала Ванга, впрочем, местные жители ее воспринимали не как пророчицу, а как знахарку, многим помогла.

Эти вот холмы, осколки древнего потухшего вулкана Кожух, единственного в Болгарии, обозначают, по мнению окружающих, источник ясновидящей (неосознанный эпитет для ослепшей женщины) силы Ванги. Потому что под курганами, между ними, на дне когдатошнего кратера, бушуют остатки вулканической энергии, выплескиваясь – чтобы не было сомнений! – горячей, почти кипящей минеральной струей. Полежишь минут десять в неказистом бассейне, заполненном чуть остывшей водой с подземными водорослями, – многие боли проходят. Недаром наш общинный центр до 40-х годов прошлого века назывался Свети Врач. А над открытым бассейном, как зрители или медсестры, – откосы курганов.

Однако большой амфитеатр этих мест, образованный тремя хребтами, не всегда располагал к мирному использованию вулканической, да и человеческой, энергии. За тысячу лет до нашей эры сюда пришли фракийцы. Потом его истоптал Филипп Македонский, отодвигая восточную границу своего царства, проходившую по здешней главной реке Струма (монету с профилем следующего Македонского, Александра, недавно в огороде нашел наш приятель). А во фракийском племени Медит, квартировавшем в этих местах, родился, по преданию, Спартак. Памятник ему стоит на въезде в Сандански со стороны шоссе Е-79, называемого еще трасса «Македония».

Город с позднеантичным именем Партикополис захватывали и римляне, и варвары (как тогда сначала называли славян, а потом болгар-тюрков), и турки-османы. Через две тысячи лет он получил свое нынешнее имя в честь еще одного вооруженного борца – Яне Сандански. Сзади Рупите, в самом углу, где Беласица сходится с Малешевской, византийский император Василий победил болгарского царя Самуила и приказал ослепить четырнадцать тысяч пленных, за это получив на века прозвище Болгаробойца. А спустя почти тысячу лет в этом котле начала завариваться каша, которую вот уже сто лет расхлебывает Европа. Да и весь остальной мир.

Первая мировая стартовала с выстрела в довольно близком к этим местам Сараева. Но среди прочих ее причин, поводов и предупреждающих подземных толчков были и события, происходившие как раз в этих местах, в юго-западном углу Болгарии, который еще называют Болгарской Македонией. А отношения между болгарами и македонцами не только послужили моделью братства/вражды, но и подтолкнули дальнейшие балканские конфликты. Об этом стоит подумать, глядя с каменных ступенек вышеописанного амфитеатра на долину «благодатного Стримона». Так по-античному назвал эти места, по которым протекает река Струма, известный историк Андрей Зубов, когда узнал, где именно мы читаем его статью.

Текст как раз про балканские предпосылки Первой мировой, энциклопедические знания его автора я попробую использовать в той мозаике, которая складывается у потухшего вулкана Кожух. Сначала картинка.
… В соседней деревне Илинденци полно машин с софийскими и другими номерами. Так было и у нас в Плоски (деревне в горах над Сандански) недавно, хотя до очередей на парковку у тротуара дело не доходило, тоже в Ильин день съехались дети и внуки постоянных жителей, две недели назад – по новому стилю праздновали, как и вся болгарская церковь. Тоже было весело - праздник с лотками и разливом по банкам курбана - общинного супа. Но в Илинденци 2 августа супа не было, там вообще был не церковный праздник, отмечали годовщину Илинденского восстания.

2 августа 1903 года (в Ильин день по старому стилю) против турок восстало славянское население в двух горных балканских вилайетах Оттоманской империи. Вот те данные, которые я для уточнения привожу с одного из просмотренных сайтов, посвященных истории, остальные ресурсы по фактам с ними не спорят, а на этом - (http://regesty.ru/ilindenskoe-vosstanie/) коротко и конкретно. Хотя история излагается явно с македонской точки зрения.

В названии организации, начавшей восстание, не было ни слова про Болгарию, да и поддержкой болгарского царя не пользовались эти анархисты и левые социал-демократы из разных группировок. Внутренне Македонская-Адрианопольская Революционная Организация (ВМРО) заявляла о желательности автономии в турецкой империи для населения тогдашних фракийских (хотя уже более тысячелетия не было никаких чистых фракийцев) и македонских районов. Но после традиционных споров умеренных с радикалами 800 бойцов ВРМО сходу захватили маленький городок Крушев (в нынешней Македонии), в течение нескольких дней в рассыпанных по вилайетам городках и селениях (ныне - болгарских, македонских и греческих) тоже произошли захваты администраций. В Крушеве ВРМО объявила республику во главе со школьным учителем Николой Каревым (ох уж эти свирепые гуманитарии…). Республика прожила десять дней, турецкие войска быстренько взяли Крушев, но споры (в другом смысле слова) восстания вместе с членами левых и националистических организаций рассеялись по славянским районам. На ныне болгарской стороне и в ныне греческом Серресе (по ту сторону Беласицы) революционеров возглавили Гоце Делчев и Яне Сандански.

Они воевали успешнее школьного учителя, о них сейчас каждый день звучат песни по местному радио, в некоторых кабинетах висят портреты предков из их отрядов с длинноствольными ружьями, Гоце Делчев и Сандански – так называются местные райцентры (говоря по российским меркам). Но тогда, более ста лет назад, боевиков (членов боевой организации, типа современных им эсеров) не поддержало массово местное население, да и болгарское общество в соседней стране – тоже. К концу сентября 1903 года восстание было практически подавлено.

Две соседние православные славянские страны, Сербия и Болгария, с настороженностью отнеслись к появлению новых «игроков» на балканской площадке. Под их пристальным наблюдением погибло 1000 повстанцев и 5 турецких солдат...

Репрессии турок против революционеров привели к тому, что были вынуждены эмигрировать 35 тысяч активных человек, Македония оказалась ослабленной, в 1912 году после очередной балканской войны ее разделили между Грецией, Сербией (эта часть сейчас и называется Республикой Македония) и Болгарией. В результате в городе Сандански главная улица называется «Македония», как и аэропорт в греческих Салониках…

После 12-го года началось размежевание, греки стали выживать со своей территории болгар, которые жили вокруг Салоник, поскольку соседняя страна претендовала на эти славянские районы. Им предложили на выбор - или считаться греками, или убраться в Болгарию. Те, кто выбрал второе, перебрались через близкую границу, в свою очередь - выжили последних турок из пограничных болгарских деревень. Горна Белица стала называться Илинденци - в честь Илиндена, Ильина дня. Вот поэтому 2 августа здесь и собираются выходцы из этой деревни.

Хочу только поправить возникающие аналогии. Болгарское царское государство не помогало восставшим и не шпарило гаубицами и "Градом" через границу. Это было на самом деле восстание, потому его и помнят. И собираются на собор, и танцуют хоро, и надевают национальные костюмы - из поколения в поколение.

Восстание и теории его отцов подтолкнуло боснийских сербов, которые были недовольны присоединением к Австро-Венгрии. Террор вообще вещь соблазнительная, вот Гаврило Принцип и выстрелил в Сараево. Тем более, что этот выстрел был подготовлен и одобрен не только его революционной организацией, но и сербской разведкой, которая рассчитывала, конечно, не на силу своей маленькой страны в противостоянии с соседней империей и ее боевой подругой – Германией, а на помощь империи Российской.

Андрей Зубов подчеркивает, кроме прочего, что до восстаний (а Илинденское было первым в ХХ веке) никаких особых зверств со стороны дряхлеющей и уже не Блистательной Порты не было, никто в то время насильно обрезаний, мол, не делал и в янычары детей не похищал. Зато волнения и репрессии наполнили добровольческие отряды турецких националистов-башибузуков («резателей голов»), что похоже на нынешние «антимайданные дружины» и старую недобрую «черную сотню», возникшую в России примерно в то же время и по схожему поводу. Имперский (экстенсивный) способ жизни государства и архаичное («наш» - «не наш») сознание пытались сохранить свою площадку присвоения действительности. А потом кровавые эксцессы подтолкнули к вмешательству христианские державы, которые при этом старались урвать куски отпадающей плоти. Австро-Венгрия – Боснию, а Россия нацелилась на проливы. Державы передрались из-за чужого наследства у одра еще живой империи.

Самое показательное в этой истории – как радикальные решения вытесняют эволюционные изменения. На общую беду. Требовали автономии – организовали республику. Одни хотели Большую Болгарию, другие – Большую Македонию, третьи – Большую Грецию, в результате недовольными остались все и живут вперемешку с желавшими Большую Сербию и Большую Албанию. А в 1914-м эрцгерцог Фердинанд продвигал проект Австро-Венгро-Славии, предлагая дать славянским подданным империи те же политические и культурные права, что австрийцам и венграм. Вот за это сербские националисты его и убили. И сначала по итогам Первой мировой было создано под водительством Сербии единое южнославянское государство, а потом сербские националисты своими радикальными требованиями добились (во взаимодействии с противостоящими национал-радикалами) его уничтожения – уже в конце века.

Мультикультурность и сейчас воспринимается как слабость государства, а конфедеративность – как рыхлость. Но почему-то Швейцария (четыре государственных языка, католичество, лютеранство и кальвинизм) успешно противостояла всем попыткам (даже Наполеона) ее уничтожить, и жители ее столь разных по этническому составу кантонов спокойно хранят дома оружие перед очередным вызовом на сборы в единую армию. Очевидно, дело не в мультикультурности, недаром довольно долго просуществовали многие «лоскутные» империи. В Швейцарии, например, дело в балансе здорового консерватизма и личной свободы, баланс держится на традиционном добровольном сотрудничестве внутри общин и на дроблении государственного механизма по функциям. Президент, скажем, там избирается из представителей разных кантонов сроком на один год, и каждый раз – другой. Все решения, касающиеся общественно-значимых вопросов, принимаются после референдума. В разные времена эффективными становятся разные степени этих установок, но принципы - незыблемы. Как в биологической жизни конкурируют и сотрудничают принципы генетики и эволюции.

И здесь возникают вопросы, которыми в поисках пристанища задавался упомянутый в начале главы Влад из Днепропетровска. Добавлю свои. Насколько брюссельские бюрократы и европейские политики умнее имперских коллег былых времен? Сможет ли европейское сообщество увлечь позитивными целями иммигрантов и просто беженцев, несущих с собой зачастую отличное от цивилизованного понимание свободы (и труда ради нее) и агрессивно навязывающих хозяевам ценности иных традиций? Да что там иммигранты: страны Евросоюза, скажем, Бельгию, Испанию и Великобританию раздирает сепаратизм коренных жителей. И верно ли Влад считает наш уголок Балкан потухшим?

Да, и Греция, и Болгария вошли в Европейский союз, а Сербия и Македония туда стремятся. Но как термальными водами Кожуха - народное сознание подогревается воспоминаниями о болгарских городах и селениях у Белого моря (так по нашу сторону Беласицы называется Эгейское) и разговорами: не является ли македонский язык только диалектом болгарского?

В общем, как и во многих других местах нашей взрывоопасной планеты.


Рецензии
Интересно и познавательно. Несколько дней назад пролетал как раз над Балканами. Небо было чистое, и красота невероятная.

И вдруг откуда ни возьмись влетела в голову странная мысль, что Божий мир прекрасен, и жизнь могла бы быть прекрасна. Даже несмотря на старение, болезни и всякие досадные случайности. И почему же люди выбирают жить по-другому. Балканы - тому пример.

Арсений Загаевский   09.10.2016 20:26     Заявить о нарушении