Из Детского дневника

                (Часть жизни вместе с детьми)

В какой период наша жизнь наиболее заполнена? Всесторонне заполнена!
Время поиска своей половины и любви? Да, эту её часть можно назвать самой яркой, поэтической, временем протуберанцев чувства. Но период ПОСТОЯННОГО мощного ГОРЕНИЯ, заполненного главным делом нашей жизни – это время совместного жития со своими детьми, время их ВОСПИТАНИЯ.

В прошлые времена «воспитывать» было некогда. Требовалось «всего лишь» ПРАВЕДНО жить рядом с детьми. Только старые родители (бабушки и дедушки) окутывали детей ласковой долей воспитания, погружая их в мир сказок и фантазий.
Теперь жизнь изменилась. Выживать стало легче. В погоне за этой лёгкостью праведность иногда подменяется приспособленчеством. Старые родители живут отдельно...
И ничего, дети вырастают! Но кем они становятся?! Значит…

И приходит понимание, что в наше время естественность наполнения дела воспитания требует от родителей сначала ЛЮБВИ. Потом ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ! Потом… УМА. И т.д.
Вот почему ГЛАВНОЕ ДЕЛО жизни обычного человека – это дело воспитания детей!

Освоение детьми разговорной речи это, возможно, их ЯЗЫЧЕСКИЙ ПЕРИОД проникновения в ту суть, что делает ребёнка частью своего народа?! А детское словотворчество, наверняка, – начальный этап творческого отношения к жизни.

Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» открыл нам естественную простоту видения всего окружения детскими глазами. Даже если это нас смешит, то как-то по-хорошему, а иногда заставляет вдумываться в разницу нашего и детского мировосприятия.

Когда я начал свой «Детский дневник», я не очень задумывался о важности этого ДЕЛА. Главным примером, пожалуй, был урок К.И. Чуковского. Он был подхвачен многими любящими родителями.
Но постепенно характер записей в этом дневнике менялся.

Прошу читателя простить меня за слишком серьёзное вступление. Но куда деться от возрастного желания обобщать и делать выводы.

                * * *

Итак, кое-что из моего «детского дневника» растущих дочек Наташи и Гали.
Наташа на два с половиной года старше Гали.  Время – 70-е и 80-е годы прошлого века.

10.08.80. (Наташе шесть лет, Гале – четыре).
Стараясь приучить девчонок бережному отношению к растениям, я убеждал их не отрывать листья с деревьев, по возможности не рвать цветы, особенно, когда их мало. Любуйтесь, гладьте, нюхайте, но не рвите! (Особенно, в астраханской полупустыне!) Да и у самого необычно теплеет на душе, когда видишь нежное детское прикосновение к цветку!

Вышли погулять во дворе. В небольших палисадниках кое-где цвели одуванчики.
Желая во всём быть быстрее и ловчее младшей сестрёнки, Ната подбегала к цветам,  быстро косалась носом к каждому цветочку, и пока Галя-капуша не завершила ту же самую операцию, победно похвалилась мне: "А я, папа, уже все цветы ИЗНЮХАЛА!"
Филолога, наверно, такое необычное слово привело бы в заинтересованное состояние.

И ещё. Интересно – желание растущих малышей УТВЕРЖДАТЬСЯ, сравнивая себя с младшими по возрасту. «Я – старше! Значит, лучше!» Проходит лет двадцать, и у девушек происходит «переполюсовка» возрастных ценностей: «коне-е-чно, она моложе!»


Наташе 6,5 лет.
Помогает мне монтировать железную этажерку. Очень нравится ей накручивать блестящие гаечки на болтики.
Я бормочу: "Тише, тише: кот на крыше, а котята ещё выше..." Наташу заинтересовала эта информация о милых её сердечку котятах, и она спросила:
- Папа, что ли котята на антенне?

Наташе 10 лет.
По телевизору - ритмическая гимнастика. Ната по совету мамы повторяет телодвижения девушек-гимнасток. Прошло минут десять довольно активных "скачек". Мама забеспокоилась: "Хватит, доча, а то сердечко будет сильно биться!"
- Ну и пусть бьётся! (Мол, какое мне до него дело!) Ха-ха!

Лет в одиннадцать.
- Папа, у тараканов есть уши?
- ???
- Если бы у них были уши, то вон тот, рыжий, что лазит за прозрачной шкалой радиоприёмника, давно бы оглох?!


Теперь о Гале. Первым её подвигом было рождение ; наперекор явному папиному и тайному маминому желанию произвести на свет сына. Мама даже разревелась, когда ей объявили: "Дочка у тебя!"
Папа тоже на минуту опешил, но быстро опомнился и пошёл поздравлять и успокоить супругу.

В связи с такой родительской реакцией перед первым сосанием Галя очень строго рассматривала маму.
И вообще, строгость и серьёзность взгляда были характерны с первых дней её жизни. Именно не бессмысленный, а строгий взгляд! Может быть, за этим внешним выражением скрывалась такая же бессмыслица, что и у всех младенцев. Тем не менее, - это было!

Уже сейчас, набирая этот текст, я подумал: а не вглядывался ли этими глазами в нас, родителей, Создатель, выясняя причину нашего "разочарования". Мол, если вы недовольны рождением дочки по своей глупости, которая со временем уступит место благодарности, то - можно вас простить, а вот если не пройдёт…


12.03.77.  Весь февраль я был в Москве на курсах повышения. Очень скучал по дочке и по маме… (Но речь здесь не о папиных подвигах!). Все ждали, отвыкнет или нет 6-месячная дочь от папы за месяц…
Встретила малышка папу беззвучной улыбкой с разинутым до ушей ртом!! Рада была очень! И я окончательно понял, зачем отцам нужны дочки!

Удивляла ещё одна непонятная, но чётко проявляемая особенность: Галя очень любила Луну. Однажды я дал одновременное задание обоим дочкам найти в небе Луну. Днём. Галинка нашла первой, причём, почти сходу!


В 3 года. Попросила лист бумаги и краски. Притихла. Потом идёт похвалиться: "Ох, как красиво нарисовала. Даже сама испачкалась!"

Гуляя во дворе, впервые увидела, как пёсик-болонка приподнял заднюю ногу.
- Смотри, папа, что ли собачка в цирке работает?!


Гале годика три. Лето.
Мы едем с ней в трамвае. Она сидит у меня на коленях.
Вдруг водитель трамвая (женщина) что-то объявила в микрофон. Один из репродукторов оказался над нашей головой. Я решил пошутить над малышкой:
- Галя! Где тётя, которая говорит? На крыше: что ли? 
Ребёнок секунды три подумал и выдал:
- Тётя в токе!
Я - электрик по образованию, профессионал-релейщик – не смог бы ответить на этот вопрос так КОРОТКО И ПРОСТО! И возникло впечатление, что в ответ на моё желание подтрунить над ребёнком, в его уста кто-то вложил слова, и пошутил со мной!


В возрасте четырёх лет Галинка и шестилетняя Наташа оказались на море (район Сочи). Все было непривычно, но очень интересно. Из воды не вытащишь, хотя она и не очень тёплая. Да и немножко страшно, визжим. Я взял Галю на руки, что бы немного успокоить и согреть.
- Ну что ты трясёшься, доча, я же держу тебя!
- Это не я трясусь, это мои зубы трясутся!


Сентябрь 1980 г.
Приехали с моря, где Наташа много купалась, научилась "плавать с кругом", ну и (между удачными попытками) наглоталась морской водицы.
Привезли домой десятка два красивых камушков с пляжа.
Я взял стеклянную банку, высыпал туда собранную красоту, налил воды.
Наташа смотрела, смотрела на эту возню, и когда я сказал, что это будет у нас "кусочек моря" на память, решительно потребовала:
- И насыпь туда две ложки соли!!


                * * *

- Папа! Сказку! – радостно просила моя маленькая доча, когда её укладывали спать. Мол: я весь день слушалась, и заслужила последнюю радость на сегодня!
Разве откажешь!
Ко всему прочему, я понимал, что это – чуть таинственное завершение дня – формирует внутренние качества ребёнка. А поэтому сказка должна быть доброй, учить хорошему, вселять радость, надежды.
Без сказок Х. Андерсена в таком деле не обойдёшься! Но как объяснить ребёнку, почему Дюймовочку назвали таким именем, кто такие «эльфы»…
В общем, пришлось кое-что переделать на «наш» язык и на детский лад. Посмотрите. http://www.proza.ru/2010/08/24/334  Может быть, и вашему ребёнку так будет понятнее.

Но главная моя заслуга была не в отсутствии лени при этом, и даже не в наличии фантазии, которую надо было проявлять по заказу: "Расскажи нам сегодня про…" ; и шло перечисление. Чаще требовали про животных, а среди них первыми были Зайка и Волк!
Главной моей заслугой оказался невольный защитный приём. Однажды, "на выдохе" придумок, я легонько схитрил: "А почему я всегда рассказываю, а вы ; нет? Давайте так: сначала (первую серию) рассказываете вы, а я уже буду заканчивать". Наташа быстро почувствовала, что я легонько хитрю, и мы вдвоём "спихнули" на Галю "первые серии".

Когда Наташа была уже в первом классе, именно Галя – дошкольница – рассказывала старшей сестре сказки. Выдумывала их сходу экспромтом. А у Наты с пересказом было . плоховато. Конечно, в таких Галиных выдумках самым ценным было умение быстро увязать начальный замысел с последующим развитием сюжета. Пусть «понарошку», но связь должна оставаться! Приходилось «по ходу дела» как-то помогать, иногда хвалить за неожиданные придумки, поправлять слова, ударения в них… короче, папе приходилось быть активным слушателем. Кто-то будто улыбался: мол, воспитателю нельзя перекладывать ответственность на других!

И ответственность ПРОРОСЛА! «Фантазии понарошку» обрели форму. С юности Галя стала писать стихи, потом, не зная нотной грамоты, с помощью любящего мужа научилась петь, сочинять тексты на его музыку, а теперь сочиняет и свою музыку!

(Правда, надо добавить, что кроме развития «сказочной фантазии», я старался к их дням рождения сочинять простенькие стихи. Вот, например, к десятилетию:

Десять зим и десять лет видит Галя белый свет.
Только в сто и в тыщу лет юбилей "круглее".
Но дожить до этих лет … несколько труднее.

(Да, в детстве границы жизни туманны и беспредельны!)


Ещё одной радостью были совместные прогулки. Перед этим спрашивал:
- Мы не забыли взять с собой остатки еды для птичек, кошечек-собачек?
(Почему дети любят всякую живность? Не потому ли, что … при встрече пересекаются ВЗОРЫ разных форм жизни в ЖИЗНИ общей!)


Галя во втором классе.
Утро. По радио музыка.
- Галя, это вальс. Давай потанцуем?
- Ты что, папа! Я ещё колготки не надела! (Женская суть уже проявляется!)

25.02.85.
Ученицы корпят над домашними заданиями. Никак не могу выгнать их погулять: погода стоит по-зимнему чудная!
Но, наконец, ушли.
А у нас с ними договорённость: чтобы не кричать на весь двор, смотрите: как повешу газету на бельевую верёвку балкона, - значит, гулять хватит. И поступила команда "Домой".
Вот и на этот раз: еле выгнал, а с улицы не дождёшься. Пришлось вывешивать газету.
Минут через десять стучат. Открываю. Стоят в коридоре, но не заходят.
Клянчат: "Ещё немножко погуля-а-ем?"
- Ну ладно, минут десять, не больше!
Сразу глаза засверкали, пятки тоже. Но на ходу крикнули: "Папа, ты только сними газету!"
Психологически, видишь ли, она на них давит!!


Урок словесности.
Галя (как и я) часто делает ошибки при написании некоторых слов.
Сидим все вместе за обеденным столом. Обед заканчивается. Я решил провести устный урок, заставляя Галю по буквам произносить разные слова. Дошло дело до слова "мороженое". Одно "н" или два?
- Запомни, говорю я, - сразу два мороженых я вам никогда не разрешаю есть. Значит, и "н" - одно!
- А то от двух мороженых у нас сразу два горла заболят! - вставила  Галя.
- И сразу двумя гриппами! - поставила точку Наташа.

17.03.85.
Общеизвестно, что дети - талантливые лингвисты.
Спрашиваю у Гали, когда лучше нам с мамой пойти в кино: в 15 или 17 часов? 
- Берите билеты на 5 часов вечера. В это время у нас с Наташей самая "баловня"!


08.04.85.
Купили сазана. Я разделал его и сварил уху. Галя с удовольствием поела раз. Часа через три ; второй заход. Вышла из-за стола, отдуваясь, и выдала фразу:
- Ох, и распузастилась я!


Как-то однажды…
Я держу Галю на коленях и грусно-ласково говорит ей:
- Вот подрастёшь, и уже нельзя будет подержать тебя на коленях…
- Да-а-а! А мама тоже сидела у тебя на коленях!
- Это когда!?
- А тогда, на старой квартире!
Гале в то время было 5 лет. Заметила и запомнила! 


20.05.85.
Идём с Галей по городу. Видим, как голубь крутится вокруг голубки и воркует, воркует!
- Папа, что он говорит?
- Наверно, примерно так: «Посмотри на меня, какой я ловкий, красивый. Полюби меня, полюби меня!» А вот она почему-то молчит?
- Стесняется! - убеждённо ответила второклассница.


17.01.87.
Балуясь, я иногда "корчил рожи", каждый раз удивляясь абсолютной непосредственности, с которой у Гали проявлялась восторженная реакция в ответ на эту неприкрытую клоунаду. А ведь ей почти 10 с половинкой!
Сегодня по какому-то поводу я изобразил гримасу боли, дополняя её столь же неприкрытым озвучиванием: "Ой-ой-ой!"
Галя опять заохала - застонала и выдала:
- Папа, когда ты так делаешь, мне тебя ужасно жалко!
Жалейка!!


31.12.87.
После работы в завершающий день года в нашем учреждении состоялся новогодний капустник.  "Общее умиление при коллективном впадении в детство!" ; так я сформулировал для себя происходящее, и почти сразу ушёл домой.
Но запомнилась одна загадка: "Что по краям холодное, а в середине ; жаркое?" Ответ: календарь (его начало и конец – зимнее время).
Пришёл домой и загадал эту загадку девчонкам. Их процесс отгадывания оказался интереснее самой загадки.
Галя почти сразу предложила - земной шар! (Наверно, в школе в это время изучали строение нашей планеты).
Мне пришлось уточнить, что загадка новогодняя.
- Тогда - печка!
- Я же говорю: загадка на новогоднюю тему!
- Ну и что? А в печке новогодний торт!
- Не хулиганить!
- Может, Дед Мороз?
- Не понял. Что у него внутри горячее?
- Как что? Сердце! Он же добрый!

Наконец, в борьбу вступила Наташа:
- Дракон!! (1988 был годом дракона)
- Да?!  Но отгадка, всё-таки не такая…

А, впрочем, их отгадки (дед Мороз и Дракон) оказались даже красивее номинального ответа!


В заключение расскажу один знаменательный эпизод.

Однажды, гуляя невдалеке от дома, шестилетняя Галя, переступая по временным настилам через разрытую дорогу, спросила:
- А почему здесь набросали землю, и стало грязно?
- А это, доча, так работают троечники! Они привыкли в школе получать одни тройки. Вот и работать хорошо не научились! Лишь бы так, на троечку!

Сказал и забыл. А ребёнок эти слова запомнил.
Однажды, года через три, когда я просматривал её дневник, в шутку выразил неудовольствие:
- Всё четвёрки, да пятёрки… Хоть бы одна троечка «завалялась»!
- Ага! Помнишь, ты рассказывал, как работают бывшие троечники?!


На этом закончу. И подведу итоги моего главного дела жизни.

Школу Галя окончила с серебряной медалью. Обучаясь в институте, получала губернаторскую стипендию. Потом – «красный» диплом. И работать привыкла ответственно. В наше время иногда это мешает. Но времена меняются. У Гали растёт дочь – моя внуча!
У Наташи юность прошла сумбурно. Лишь потом «взялась за ум», и недавно окончила вуз. Тоже с красным дипломом. Зато, у неё растут два сына!

Многое в «Детском дневнике» интересно, лишь как семейная история восхождения по жизни вместе со своими детьми. Иногда – как способ избегать ошибок в будущем.
Например, был у детей трудный период переходного возраста. От взрослых он требует умения сдерживаться. Что для меня было очень не просто…

Но, в любом случае, явно одно: нельзя лениться, делая главное дело жизни.
Так что записывайте свою семейную историю! Для внуков… Переход из детства во взрослость, наверняка, облегчается при использовании опыта поколений.


Рецензии
Здравствуйте, Юрий! Ваши наблюдения за дочками очаровательны. Видно, что Вы - любящий отец! Думаю, и внукам в Вами повезло. И мы прочтём их высказывания! Я как-то не сообразила вовремя записывать, а вот теперь поздно... Спасибо!
С уважением,

Елена Полякова 2   12.09.2014 22:24     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Елена!
Мне хотелось подчеркнуть, что, кроме доброго смеха, который испытываем все мы, сталкиваясь со словотворчеством детей, надо вживаться в их естественный способ познания и самим жить творчески, воспитывая детей! Однажды меня поразила услышанная словесная формула: "воспитывать не обязательно, если ты ПРАВЕДНО живёшь рядом с детьми" Не правда ли, - великая интуитивная формула жизни наших предков!

Теперь о теме, сопутствующей делу воспитания.
У многих опытных участников Прозы.ру часто возникает желание как-то ПОМОЧЬ новичкам. Вот и вы не однажды пытались делать это, обращая внимание на типичные ошибки, на способ уменьшить размер фотографии… и т.д.
Не следует ли подумать о СОЗДАНИИ неких базовых ПРАВИЛ при письменном общении незнакомых людей? Разумеется, надо бы согласовать это с устроителями Прозы.ру, с опытными участниками нашего сайта… Ведь если уповать только на стихию, это значит, отворачиваться от опыта жизни. В том числе и от опыта жизни на Прозе.ру
Что скажите, Елена?
С уважением,

Юрий Анников 2   13.09.2014 08:51   Заявить о нарушении