Копейка

Памяти моего друга детства – Артёма.

 На дворе стояло лето, восемьдесят третьего года. Было солнечно, жарко, и нашу среднюю группу вывели гулять во дворик детского сада. Никогда не забуду само его здание: большой бревенчатый сруб, и к нему пристройка – кухня. Веранда, внушительного размера комнаты, их было пять, и с высокой трубой котельная во дворе – всё помню так, как будто я видел это вчера. Двор был достаточно большой, чтобы могли выйти гулять одновременно три группы – младшая, средняя и старшая.
 Воспитательницы, во главе самой старшей из них – Тамары Адамовны, расположились на большой парковой скамье, стоявшей под окнами веранды, а вся детвора рассредоточилась по двору, занимаясь любимым делом – играми.
- Пошли малину воровать, - сказал мне Андрей, мальчик с моей группы, подойдя сбоку и дёрнув меня за рукав рубашки.
- Идём, - ответил я, и мы пошли «на дело».
 Таскали мы малину со двора соседнего частного дома, и всё было отработанно: я залез на забор – стоял «на стрёме», а пара-тройка мальчишек с моей группы отодвигали доску забора, и залезали в чужой малинник. Горка прикрывала лаз, и нас не могли видеть со стороны детсада, а густые заросли ягод закрывали лазутчиков со стороны соседнего дома. Я сидел, смотрел по сторонам и на «подельников» - наблюдал, как они деловито и неслышимо собирали малину, и в то же время поглядывал – чтобы дети и воспитательницы не заметили нас.
 Тем временем ребята набрали ягод, вернулись обратно, и мы, скрываясь за горкой – лакомились красной, сладкой малиной. И вкуснее она было в десять крат оттого, что добыта таким рискованным путём; так сказать – мы наслаждались плодами своей победы. Потом, когда ягоды были съедены – все разбрелись по двору и, как ни в чём не бывало – продолжили играть со сверстниками.
- Наиль, а у нас построили магазин игрушек, «Буратино» называется. Я знаю – где он, пошли покупать что-нибудь?
- А там же деньги нужны, Артём. У меня их нет, а у тебя?
- Да, есть, - ответил друг.
- Ух, ты – покажи! – мне стало интересно, и я начал уже предвкушать радость предстоящее покупки.
- Вот мои деньги! – сказал Артём, когда из кармана шорт достал… однокопеечную монетку!
 Монетка блестела на его маленькой, детской ладони. Небольшая, жёлтая, и сверкала, отражая солнечные лучи. Я смотрел на красивую денежку – как завороженный, и она олицетворяла для меня все богатства мира! Шутка ли – целая одна копейка, у нас были настоящие деньги, как у взрослых людей!
- Вот это – да! – удивлённо сказал я. – Всё, идём!
- А как мы отсюда вылезем – калитка закрыта… - задумчиво сказал Артём.
- Пошли, я знаю – как, - сказал я, и мы, оглянувшись на воспитательниц – пошли в сторону ворот.
 Ворота с калиткой продолжались забором, который заканчивался на углу здания детсада, и между ними был зазор. Мы попытались через него пролезть, но он был слишком узок.
- О, не получится, - сказал я. – Тогда перелезем.
 Я уже давно мечтал перелезть именно в этом месте, и как раз представился этому случай: я забрался на завалинку, сильно потянулся вверх, и ухватился руками за край забора; потом ногами, отталкиваясь от него – забрался наверх, и уже обратными действиями спустился вниз, оказавшись за пределами детсада. Глядя на меня – Артём так же перемахнул через забор; мы, не сговариваясь, во весь опор понеслись в сторону шумного проспекта и, когда достигли его – уже пошли, неспеша.
- А что ты купишь? – спросил меня друг.
- Я куплю себе кран. Знаешь, он с верёвочкой и крючком – рычажком верёвочку наматываешь, можно цеплять за крючок груз, поднимать и опускать его, - ответил я, уже в мечтах видя себя с заветной игрушкой. - А ты?
- А я себе куплю маленького водолаза, с моторчиком: кнопку нажимаешь, и он двигается.
 И так мы шли: впервые без родителей – самостоятельно. Чтобы не было страшно – взялись за руки, смотрели на всё вокруг, что-то говорили и решали – что каждый себе купит на такие большие деньги – целую одну копейку. Мне, и, наверное, Артёму – тоже, мир вокруг казался огромным, красивым и добрым. Мы не замечали некоторых недоумённых взглядов прохожих, которым было интересно знать – почему такие маленькие дети идут одни, без родителей; мы просто шли мимо огромных домов, проходили рядом с такими большими и взрослыми людьми; смотрели на проезжающие автомобили и на отражение в их кузовах солнечных бликов; нам было интересно всё, и мы смотрели на это всё – как в первый раз.
- Вот он, смотри! – радостно вдруг крикнул Артём, указав пальчиком вперёд и вверх.
 Я посмотрел туда, куда указывал мой друг, и увидел – тот самый магазин игрушек! Он стоял сразу, после углового дома –  это была пятиэтажка, и на первом этаже – тот самый магазин, цель нашего путешествия! Он манил своей красной и большой надписью: «Буратино», с фигуркой этого сказочного персонажа рядом.
И вот на нашем пути появился большой перекрёсток, со светофором. Осталось его пройти, и мы вскоре окажемся в царстве игрушек, настоящего детского праздника! Загорелся зелёный свет, мы собрались шагнуть с тротуара на мостовую… я почувствовал, что кто-то меня аккуратно взял за руку, и… сверху появилось улыбающееся лицо моей мамы!
- А-га, попались! – сказала она. – Хорошо, что девочка с группы услышала ваш разговор, и сказала – куда вы собрались, а-то мы переволновались, не знали – куда вы оба делись, - потом моя мама повернулась к маме Артёма, и сказала: - Вот видишь, Галя – всё оказалось просто.
- Ой, не говори – поймали мы наших сорванцов! – сказала мамина подруга, и засмеялась.
 И тут я, и Артём разом заголосили:
- А пойдёмте за игрушками! Ну, пойдёмте, пойдёмте! – потом я добавил: - Ну, пожа-а-алуйста…
- Ну, что – идём? – спросила тётя Галя.
- Ну, раз уж дети настроились – идём! – весело сказала моя мама и мы, взявшись за руки – я с Артёмом, а по бокам от нас – наши мамы, счастливые пошли в новый мир игрушек.

Астана, 11.09.14
Музыка: Kenny G


Рецензии
Отличный рассказ.. Я тоже путешествовал по городу, сбегая из дет,сада.. и с другом - приводил его домой и устраивал экскурсии - по своему району и учил русский язык, т. к до момента пришествия в садик - разговаривал исключительно на Татарском_

Рамиль Делишев   09.02.2015 14:22     Заявить о нарушении
Дружба - хорошая вещь и Благо у Нас было - Настоящее Детство, а не виртуальное, как нынче..

Рамиль Делишев   09.02.2015 14:23   Заявить о нарушении
Спасибо, Рамиль!))) Да, детство у нас было - здоровое, активное, и счастливое! И авантюры мы любили с самых малых лет!)))

Наиль Карымсаков Кот   11.02.2015 09:40   Заявить о нарушении
У Меня - до сих пор Детство и это - очень Радует_

Рамиль Делишев   20.02.2015 00:19   Заявить о нарушении