Кот Лета

Когда чае-мыслительница  Юрьна была значительно моложе, то и кот у неё был моложе на столько же знаков.  А когда была совсем-совсем моложе некуда, когда у неё даже и котов-то не водилось, очень любила в слова играть, привычка такая. И когда  коты появились, привычка никуда не исчезла.  Будущая мыслительница разбирала слова на части, клеила обратно и даже рисуночки к словам сочиняла.

Вместе с котом появился  рисунок «Самый лучший кот на свете». Очень простой. Улыбающаяся Света  с котом на голове вместо шапочки.  Две стрелочки, одна к Свете,  надпись - «Света»,  вторая  к коту  - «самый лучший кот на Свете».  Тогда же появился рисунок кота, нюхающего цветочек, с подписью «Кот Лета». Вряд ли  любительница чая смогла бы оценить красоту банального слова «котлета», не будь у нее собственного котейки. Кот Лета. Две приятности в одном слове. Радость сплошная. И кот тебе, и лето.

***

Жаль, что лето кончается. Вот уже и первое сентября дождиком прокапало, и  по старой школьной привычке любительнице чая захотелось написать сочинение на тему:  «Как я провела лето». Лето провела просто. На даче, с котом. Был кот и было лето.

***

Этим летом Юрьниному коту Вове ливерпульской породы в каком-то смысле повезло. А могло не повезти.

По большому счету повезти или не повезти  может только в том случае, когда  существуешь. Если  нет, то понятия «повезло – не повезло»  к тебе уже  не относятся.

Так вот, ливерпульскому коту повезло. Их, "ливерпульских",  черных с белой грудью, по всему миру полно, особенно много  в портовых городах по набережным гуляет. Как увидит Вовиного родственника где-нибудь в Италиях – Испаниях,  с воплем «Ой! Вовочка!» за фотоаппарат хватается и гоняется за ним, пока не сфоткает.

Кот может быть коровой или собакой,  это не важно,  всякую живность любимого раскраса – черную с белой грудью – ласково  называет  Вовой и испытывает к ней неодолимую нежность.   Если бы свершилось чудо,  и вдруг повстречался гусь подобной расцветки,  пришлось бы  преодолевать детский ужас перед страшной птицей и любить  гуся Вову. Хорошо, что таких гусей в природе не бывает.

Итак, этим летом  коту повезло, а могло не повезти, потому что хозяйка только с виду такая  умная, ну там,  воспитание-образование-возраст обязывают, а так-то  она - дурёха дурёхой.   Доверчивая и исполнительная.  Бывшая отличница. Круглая. Как говорится, что там у нас круглым бывает? Круглый год… круглый отличник… круглый д.…

Врачу кошачьему поверила, он по описанию Вове диагноз поставил и лекарство выписал.  Чуть не полечила доверчивая отличница родного кота выписанным лекарством.

Привезя питомца на дачу, чае-мыслительница обнаружила некоторые странности в поведении животного. Вова не проявил отчаянной радости, как бывало, не поскакал вверх по лестнице дома для обследования своей любимой территории, не понесся стремглав в сад поздороваться с яблонями и померить расстояния  затяжными прыжками от дерева к дереву.

Вова обладал невероятной прыгучестью с самого детства. Запрыгнуть на дверь для него было плевым делом, а спать на верху  двери любимым кошачьим занятием после фиксации мебели цветными растяжками.

Маленький Вова по ночам бодрствовал в отличие от спящей вязальщицы. Как бы специально  хорошо не прятала хозяйка своё многоцветное вязание  и корзинки с клубочками, с утра её ожидала сюрреалистическая картина.  Изящный, изысканный,  сплетенный   разноцветной вязью воздушный ковер ровно парил в воздухе  в десяти сантиметрах от пола, покрывая практически каждый квадратный метр жилища.

Хозяйка, едва продрав глаза,  ковыляла в кухню ставить чайник, запинаясь  спутанными ногами и теряя равновесие на каждом шагу, а попав в помещение и поставив чайник,  не могла присесть ни на стул, ни на табуретку. Насмерть пригвожденные к полу маленьким пушистым гением, они  не хотели   отодвигаться от стола и отрываться от пола.

Между ножками стола и ножками стульев существовала крепкая нерушимая связь,  порвать которую могли только ножницы.  Под столом валялись голые спицы  и пустой пакетик из-под клубочков. Совершенно пустой. Вова любил доводить дела до конца. Образцово-показательный, ответственный  и самостоятельный рос кот.

Как давно это было! Она еще вязала кофточки! И папа был жив, и мама. Давно, очень давно живет на свете любимый котик. Девятнадцать лет живет.

Повезло коту, а ведь могло и не повезти,  учитывая умственные способности хозяйки. Вова с младых когтей понял суровую правду жизни. Люди, в отличие от котов, невероятно глупы. Сто раз показываешь им, что тебе нужно, а они лишь со сто первого понимают. Вова привык к такому положению вещей. Остается удивляться кошачьей выдержке и упорству в достижении поставленной цели. Никаких истерик. Надо повторить просьбу сто раз, значит повторит, значит сто раз покажет, куда надо идти и что делать.

***

Девятнадцать лет магическое число. Вспоминая свои девятнадцать, теперь уже с улыбкой, чае-мыслительница ничего сильно хорошего про тот свой возраст сказать не может. Вспоминает великую несчастную любовь и великое желание покончить с этой мукой. Кардинально.

Если бы её вовремя предупредили про опасный возраст, объяснили, что практически всё поголовье девятнадцатилетних испытывает душевный дискомфорт, находясь на грани между жизнью и смертью, что эта фигня называется у профессионалов точкой расплавления смыслов, пришлось бы гораздо  легче. Типа, все страдают и я страдаю, нормальные дела.

Решение об окончании страданий было принято молодой красивой студенткой один раз, окончательно и бесповоротно. Выбор сделан.  Оставалось определить время и способ.  Чтобы никого дома не было и всё такое.

Чтобы никого дома не было – мечта каждого юнца. Чтобы родственники хоть на время покинули  помещение, и можно  было побыть вольным человеком часок, другой -  золотая мечта юного человечества, желанная и недостижимая.
 
Юрьна не сомневалась, что хранила свою тайну идеально, ничем не выдавая преступных замыслов.    Ничуть не сомневалась, что дед и бабка, у которых  жила студенткой, ничего не подозревали и подозревать не могли.

Не могли? Не подозревали? Или глупая студентка сама  ничего не подозревала? Например,  не приходило в голову подумать, зачем дедушка свинтил замок  с внутренней стороны двери в ванную комнату.  Или, почему он так кстати завел интересный разговор о молодых тупицах, не знающих банальной химии.

Придя домой как обычно поздно вечером, профессор металловедения за ужином поведал внучке простейший рецепт яда. Полстакана соли на стакан воды.  Насыщенный раствор. Верная смерть в страшных муках. И не надо изобретать велосипед. Дед не любил неучей и не пропускал случая высмеять невежество. «И что молодежь  голову ломает, способы секретные ищет, как с собой покончить ? Всё просто.  Полстакана соли на стакан воды. Соль и вода под носом, рецепт из поликлиники не требуется. Неучи!». 

За долгие годы педагогической деятельности  дедушка накопил приличную статистику суицидальных попыток нерадивых студентов аккурат накануне сессии под благовидным предлогом несчастной любви.  Дедушка был добрым с виду, а внучка не в курсе, что когда он идет по коридору в своем институте, коридор пустеет, студенты и преподаватели разбегаются, предпочитая переждать грозу за дверями аудиторий.

Мысль о предстоящем мероприятии, о долге перед самой собой по прекращению смертной муки  единственной на всю жизнь, неразделенной большой любви изрядно истощила студентку. Дед и бабка крайне редко одновременно отсутствовали дома, перспектива оказаться одной слабо брезжила ближе к лету, когда пращуры смоются на пару дней к кому-нибудь на дачу.

Точной даты отъезда знать не могла. "Деды" - бабушка и дедушка - имели обыкновение смываться по-английски, не ставя внучку в известность и не оставляя записок. Задача о времени проведения мероприятия была столь непредсказуема и требовала такой сосредоточенности и мгновенной реакции в случае исчезновения родственников, что мозгов  на обдумывание конкретного способа прекращения жизнедеятельности  у студентки просто не оставалось.

Нельзя сказать, что Юрьна теряла решимость, но бесконечное ожидание ей изрядно надоело. Жизнь шла своим чередом. Лекции, сессии, редкие праздники в кругу родных. На такой редкий праздник приехал отец страдалицы.

По окончании торжества отец  и "деды" собирали посуду со стола. Внучка посуду мыла. А когда в её семье  мыли посуду, то обязательно пели песни. И бабка пела, и дед, и отец, и Юрьна привыкла петь, моя посуду. Ну, а когда скопление родственников на кухне после праздника позволяло спеть хором, то так оно и бывало.

Однажды придумала для себя отличный способ определить, живой человек, или уже не жилец.  Если поёт за мытьем посуды, значит всё хорошо, если нет – долго не протянет.

Гости разошлись, "деды", немножко попев на кухне с сыном и внучкой, ушли готовиться ко сну, отец и дочь остались  одни. Теперь уже отец мыл бесконечную посуду, а Юрьна её вытирала. И вдруг,  папа, ни с того ни с сего,  произнес  фразу:

-  Знаешь, Ира, я много думал и пришел к выводу, что  даже если  на душе так тяжело, что жить не хочется, всё равно никто не  имеет права лишать себя жизни, пока на свете остается хотя бы один близкий человек, которому он нужен.

Буднично сказал, между прочим, как показалось студентке. Папа любил делиться с дочерью своими мыслями в краткие минуты общения.

Сказал  и замолчал, а дочь повторила про себя, осмысляя фразу. Почувствовала, будто  бетонная плита свалилась с плеч, будто  надоевший груз исчез, как не бывал,  что  ничего она никому  не должна, и можно свободно дышать полной грудью. Таким образом, страдания неожиданно и счастливо закончились сами собой,  самоубиться не удалось, а глупые самоубийственные мысли показались  мелкими и ничтожными. 

Оборачиваясь назад в прошлое, даже страшно вообразить, что пережили родственники студентки, пока она думала, что они ни о чем не догадываются.

***

Девятнадцать лет сложный возраст. Опасный.  Даже для котов. Если хозяйки у них идиотки. Над Вовочкой нависла нешуточная опасность  накануне долгожданной даты,   девятнадцатилетие  грозило коту очередной   точкой расплавления хозяйкиных смыслов.

Первым делом, приехав на дачу, бросила вещи в прихожей, выпустила кота из перевозки и взялась за тряпку, не заморачиваясь Вовиной индифферентностью. Устал с дороги кот, ничего, очухается.

Те, кому доводилось мыть полы, согласятся, что занятие это жутко увлекательное. Увлеченная дачница добралась уже до лестницы на второй этаж, когда в поле зрения появился пушистый питомец ливерпульской породы.

Вова странно крутился на ступеньке под носом уборщицы, а она ждала, когда кот освободит следующую ступеньку, и можно будет её помыть. Но кот не торопился подниматься выше. Крутился на одной ступеньке, крутился на следующей, и только найдя боком стену, начал подниматься вверх, не теряя контакта  со стеной.

- Вова совершенно слепой! -  страшная догадка пронзила мозг.

 Так вот почему дома в Москве он оставлял лужи в прихожей, вот почему упорно печатал шаги по кругу. Кот искал препятствия, чтобы сориентироваться на местности! Могла бы раньше сообразить, что Вовану плохо.

Тряпку прочь! Хозяйка стремглав помчалась в местную ветеринарку посоветоваться со знакомым врачом. Кота брать не стала, зачем ему лишний стресс после долгой дороги?

- Здравствуйте. Помните моего кота? Я в прошлом году его к вам приносила. Такой черный, худой, старый, но выглядит очень молодо. Помните?
- А в чем дело?
- Мне посоветоваться надо. Мне кажется, что он совершенно слепой. И еще, он был прыгуч необыкновенно, а теперь прыгает редко, задние лапы ослабли.
- У вашего кота инсульт, - поставила диагноз врач.
- А лекарство есть?
- Есть.
- Какое?
- Эвтаназия.

Юрьна не вдруг осознала смысл сказанного, но осознала.

- А когда?
- Хоть завтра. Чем скорее, тем лучше.
- Он же живой! -  в отчаянии сморозила глупость хозяйка животного.
- Кот мучается, вам решать.
- Спасибо,- попрощалась и вышла на улицу под палящее солнце.

Чего крепкая духом мыслительница никак от себя не ожидала, так это собственной реакции. Кот мучается, значит мучиться не должен, это ясно, как божий день. Придется убивать.  Спокойствие, только спокойствие! Надо, значит надо. Из глаз брызнули слезы. 

Асфальтовую дорогу до дома обильно поливала слезами до самой дачной калитки. Параллельно мозг  гаденько решал подлую задачу, под какай яблоней закопать любимца. Или под дубом? Вот же мерзость, он же живой!

Печаль дачницы была замечена соседкой. В общих чертах обрисовала ей  проблему и пожаловалась, что Вовочка ходит не по прямой, а странными кругами как заводной.

- Наш Роня тоже кругами ходил.
- Долго?
- Один день.
- А потом?
- Потом помер.

Час от часу не легче. Кот помирает!

- Приезжай быстрей, кот совсем плох, долго не протянет,  ему эвтаназию прописали, - поделилась новостью по телефону домашнему арифметическому доктору, невольно передав ему дурацкую эстафету.

Теперь уже пришибленный печальной вестью арифметик оказался в двух местах сразу, на расстоянии три тысячи километров сам от себя. Один из него мирно гулял по берегу Роны под нежным июньским солнцем,  другой с лопатой в руках озирался на даче, ища достойное место вечному покою кота Вовочки.

Тем временем Юрьна взяла животное на руки и пошла в садик погулять напоследок беднягу на травке.

Вове травка не сильно понравилась. Животный кот опять пошел кругами, а когда хозяйка чуть замешкалась, укрутился на соседний участок под решетку забора.

Пока бегала от своей калитки к соседской, Вовочка успел укрутиться вглубь соседской территории значительно, потоптал клубнику, лук, баклажаны и запутался в георгинах.

Юрьна подхватила на руки измученное животное. Благодарный кот повис на её плече тряпочкой. Хозяйка огорода, выслушав убитую горем соседку,  прописанное врачом "лекарство" не одобрила, посоветовала не спешить и подавать коту таблетки от почек и печени, цистон и лив:

- Коту таблетки подавай. И сама их попей. Коту по одной. Себе по три. Через неделю кота не узнаешь и себя тоже.

Не слишком вдохновилась рецептом упавшая духом. В слова соседки верилось с трудом, а слезы предательски подступали и подступали.

Пару дней не досыпала ночей,  рыдала, изготовлялась прикончить бедного кота,  не переставая гладить и говорить ему ласковые слова. Пока опять не встретила соседку-огородницу:

- Таблетки коту даешь?
- Нет. Еще не купила.
- Иди и купи. Прямо сейчас. И сама их попей.

Измученная бессонными ночами безвольно потопала в аптеку, потом в магазин за кошачьим мокрым кормом. И, снова-здорово, а сколько пакетиков купить? Успеет съесть или нет?  Опять предательский ком в горле.

День ото дня, день ото дня… Таблетки постепенно улучшили коту аппетит, хождение кругами уменьшилось со временем и  с привычкой к новому месту. Вова научился попадать в свой горшок, не оставляя луж где ни попадя, научился не падать с веранды и не убредать со своего участка. Он старался. И у него получилось. Героический кошак. Прав был Юрьнин папа, всё-таки Вова очень умный кот. 

Через две недели после описанных событий котейке отпраздновали девятнадцатилетие, а через два месяца перестала караулить слепое  животное на участке. Вовочка выходил из передней двери, спускался по лестнице, обходил дом, забирался по другой лестнице на веранду к задней двери совершенно самостоятельно.   А хозяйка смотрела на него и  с ужасом думала, что чуть не полечила родное  животное докторским «лекарством», чуть не угробила родного кота Вовочку.

Так что можно считать, что этим летом Юрьниному коту ливерпульской породы сильно повезло. А могло не повезти. Может быть, ей всё-таки попить кошачьи таблетки, чтобы глупости в голову не лезли?



сентябрь 2014.


Рецензии
Везучий кот!!! А то что это - сразу эвтаназия? Рисунок - симпатичный))) Пол

Пол Унольв   23.05.2015 18:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Пол!

С улыбкой,

Ирина Литвинова   23.05.2015 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 40 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.