13. Лекции по искусству

НА СНИМКЕ: Дмитрий Васильевич Сарабьянов (1923-2013), академик РАН и РАХ, прочитавший совместно с П.Н. Смирновым цикл лекций в Доме учёных в январе-феврале 1967 года.

На Совете картинной галереи мы не раз и не два обсуждали проблему зрителя художественных выставок. Мы знали, что значительная часть посетителей выставок резко отрицательно относится к художникам импрессионистам и, к русскому авангарду. Тем более в СССР они десятилетиями не выставлялись. Мы же собирались в Картинной галерее дома ученых устраивать персональные выставки запрещённых и полузапрещённых художников.

Отзывы на их выставках иногда носили издевательский характер. Никогда не забуду, как в 1958 или в начале 1959 года мы с женой на выставке Пикассо в Ленинграде прочли в книге отзывов что-то вроде: «Побывала на выставке Пикассо и совсем опикасела!»

Нам не хотелось, чтобы книги отзывов становились полем боя между ценителями искусства и людьми, незнакомыми с ним, а то и просто воинствующими невеждами.

Нам хотелось, чтобы наш зритель хоть немного познакомился с живописью, её историей, направлениями и тенденциями развития. Поэтому мы пригласили в Дом учёных для чтения лекций искусствоведов, которые, как мы знали, не являются поклонниками социалистического реализма, культивируемого в Академии художеств и не просто культивируемого, а насаждаемого.

На лекции в малом зале Дома учёных набивался полный зал. Лекции проходили живо и интересно. Нораздо интересней, чем краткий отчет о них, помещённый в газете ЗНВС №8 от 14 февраля. Он был напечатан под заголовком «Мане, Гоген, Пикассо»:

«Завтра лекцией о древнерусском искусстве заканчивается цикл лекций об изобразительном искусстве, прочитанный в Доме учёных.

Слушатели познакомились с творчеством Эдуарда Мане и импрессионистов Гогена, Сезанна, Ван Гога, Пикассо, Родена, Фалька, художественных группировок начала века. Лекции иллюстрировались диапозитивами.

Цикл прочитан гостями Академгородка – профессором Московского государственного университета Д.В. Сарабьяновым и научным сотрудником Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина П.Н. Смирновым.

Работа по воспитанию живописной культуры, по пропаганде значительных произведений искусства – важная сторона деятельности Картинной галереи Академгородка».

Продолжение следует:


Рецензии