8. Язык искусства

НА СНИМКЕ: Зимний сад Дома учёных


Карем Раш опубликовал статью в газете «ЗНВС» (№ 21 от 16 мая) под заголовком «Язык искусства».

Поль Валери сказал как-то устами своего героя, древнегреческого зодчего Эвпалина, что среди зданий «одни немы, другие говорят, а есть и такие редкие, что поют».

Те, что молчат, заслуживают лишь презрения. Это мёртвые вещи, подобные куче обычных камней. Следует уважать те здания, которые говорят, если речь их ясна, как, например, «Здесь разбирают дела судьи». «Здесь учат детей…». Но иногда удаётся художнику создать поющие здания – голоса их проходят через века.

Трудно сказать, к какой категории относится наш Дом учёных, во всяком случае, речь его можно различить. С момента рождения это здание, к радости жителей Академгородка и его окрестностей, заговорило на чистом и прекрасном языке искусства. Экспонируемые сейчас произведения русских художников, подаренные Академгородку инженером Жигалко, лучшее тому подтверждение. До этого мы уже познакомились здесь с творчеством  таких мастеров, как Н. Грицюк и Р. Фальк.

Около 500 картин, выставленных в Доме учёных – только четвёртая часть дара, сделанного известным коллекционером. Среди этого собрания имена, составляющие гордость русского изобразительного искусства – Репин, Шишкин, Васильев, Айвазовский, Серов, Поленов, Константин и Сергей Коровины, Врубель, Васнецов, Брюллов, Кустодиев, Маковский, Левитан и многие другие.

Только год прошёл со дня создания картинной галереи СО АН [К. Раш, вероятно, считает созданием Картинной галереи решение ОКП о создании Совета Картинной галереи. МК], но она уже заняла прочное место в культурной жизни научного центра. Нелепо прибегать к количественным оценкам, когда дело касается произведений искусства, но всё-таки небезынтересно отметить следующее. Как правило, картинные галереи формируются десятилетиями. Наша годовая галерея в известном смысле «чудо-ребёнок». В каталоге её фонда уже числится больше работ, чем в картинной галерее Новосибирска. И процесс этот необратимый. После каждой персональной выставки в фонд галереи в качестве подарка поступает несколько хороших работ.

Кроме того, Картинная галерея СО АН СССР – единственное в стране заведение подобного рода, не затрачивающее ни копейки государственных денег. Она находится на полной самоокупаемости [Не очень понятное утверждение Карема Раша. Перед Картинной галереей никогда не ставилась задача быть на самоокупаемости. Напротив ОКП, ДК «Академия» и Управление делами СО АН постоянно выделяло средства на содержание картинной галереи и реставрацию картин. МК]. Работники музеев отдадут должное этому эксперименту.

Выставке, развёрнутой сейчас в Доме учёных, предшествовала трудоёмкая и кропотливая работа. Большинство картин, завёрнутых в рулоны, прибыли в городок в довольно плачевном состоянии. Полотна были подготовлены в кратчайший срок без квалифицированных искусствоведов и реставрационных мастерских.

Параллельно с экспозициями галерея организует лекции по истории западноевропейского и русского искусства. В ближайшее время для студентов и школьников будет проведён цикл из 10 лекций по основам изобразительного искусства с демонстрацией цветных диапозитивов.

Налажены тесные связи с культурными организациями страны. Галерея уже пользуется известностью среди художников столицы. Так совместно с МОСХом скоро будет проведена выставка работ московских художников. Впереди персональные выставки известных советских мастеров Черемных, Малевича, Корина, Глазунова и других [Мы не планировали выставки картин Малевича, а Глазунова отвергли. Источник информации Карема Раша в этом вопросе, видимо, был не в курсе.МК].

Заключено соглашение  с Союзом обществ дружбы с народаит зарубежных стран на проведение в Академгородке выставки современной французской живописи. Картины поступят из музеев Франции. В конце этого года любители живописи смогут познакомиться с творчеством Пабло Пикассо».

Неплохая статья Карема Раша, хотя и не без ошибок, указанных мною по тексту. Не раскрыл он и художественной ценности хотя бы некоторых картин, упомянув лишь, что есть «…среди этого собрания имена, составляющие гордость русского изобразительного искусства».

К сожалению, в экспозиции были представлены и слабые работы, в частности, самого А.С. Жигалко. Макаренко разместил их лишь по моему настоянию. Я надеялся, что А.С. Жигалко, увидев в экспозиции свои работы, не будет обвинять нас в нарушении договора об отсутствии постоянной экспозиции всех картин коллекции. Но это не помогло. Он все равно обвинил нас в нарушении договора, и это послужило ему поводом для задержки с отправкой второй части коллекции, значительно более ценной, чем первая.

Хочу обратить внимание на то, что Карем Раш сообщает о проведении в Доме учёных двух выставок: Николая Грицюка и Роберта Фалька. Выставка Николая Грицюка была первой и прошла в декабре 1966 года, а выставка картин из коллекции А.С. Жигалко открылась 30 апреля 1967 года. Таким образом, возможные сроки выставки Фалька очерчиваются январём-апрелем 1967 г., но наиболее вероятные – февраль-март. Я обратил на это внимание, потому что не располагаю документами, показывающими точное время проведения выставки Роберта Фалька.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/11/12/1665


Рецензии