Вспоминая землетрясение

     Недавно у нас снова было землетрясение.  Совсем маленькое - один толчок в четыре балла, но оно вызвало в памяти картины прошлого.  Мы живем в сейсмоактивной  зоне и я лично пережила три крупных землетрясения в Молдове.
 
     Первое, самое сильное и разрушительное, произошло в 1977 году, когда  я еще училась в школе. Его сила превышала семь баллов, а эпицентр находился в Румынии.  Мы в то время недавно переехали из России, где жили в ее средней полосе. Земля в тех краях надежная и незыблемая.
 
     Случилось оно 4 марта и навсегда изменило облик города Кагула, в котором я тогда жила.  Почти весь центр, где были старые дома, построенные еще при румынах,  серьезно пострадал и постройки были снесены, а сам центр города с магазинами и офисами переместился дальше.
 
     Во время катастроф и катаклизмов стихия срывает с людей маски и каждый ведет себя согласно внутреннему голосу, бессознательно дающему указания человеку - думать и хитрить там некогда!
 
     Землетрясение случилось поздним вечером. Я уже легла спать, а мама возилась на кухне.  И тут наш дом затрясло.  Мама крикнула - "Землетрясение!  Бежим!".  Мы, в чем были, кинулись к входной двери, в панике толкая друг дружку и стараясь быстрее отворить дверь. Замок заклинило!!!  Все тряслось!  И тут погас свет!!! Наступила темнота и кромешный ужас!   
 
     На какое-то мгновение мне показалось, что это конец... Сейчас обрушится потолок и погребет нас под своей тяжестью.  Было состояние обреченности и покорности судьбе. Страх пропал. Наверное, если бы я тогда погибла, то сразу попала  в рай. Я была такая чистая и безгрешная! Романтичная девочка - художница,  наивная и добрая. Сколько грехов и горестей  довелось принять после этого!  И все-же я благодарна  судьбе за пройденный путь - по крайней мере, скучно мне не было никогда!

     Но тогда свет быстро загорелся, трясти перестало и мы с мамой, отперев наконец дверь, выбежали на лестничную площадку.  Соседка  сунула мне в руки ребенка и я спустилась со второго этажа с девятилетней девочкой на руках. На ней были только трусики, ножки босые, а на дворе начало марта. Ее, сонную, мать вынула из постели в чем была. Но холода никто не чувствовал. Во дворе толпились люди,  все шумели и суетились, смотрели на небо, а там было кроваво - красное зарево! Отчаянно выли собаки, потом затихли и убежали, стоял гул на небе, как во время грозы. 
 
   Потом снова затряслась земля!  Казалось, что земная кора разверзнется и поглотит нас. В такие минуты особенно остро ощущаешь бессилие и ничтожество  человека перед силами природы.  Потом снова все утихло. Мы, дрожа от страха, сбегали за теплыми вещами в квартиру и снова спустились во двор. Оставаться в доме было страшно.  Кто то из соседей тащил раскладушку и одеяло, чтобы спать под открытым небом, опасаясь повторения толчков. Замерзнув, мы пошли домой и легли спать прямо в одежде, чтобы в случае чего быстро выбежать из квартиры.
 
   Наутро я пошла в школу.  Её здание сильно пострадало. В нашем классе стена отошла от потолка и зияла трещина шириной в руку.  Старое здание было в аварийном состоянии и нас перевели в другую половину школы, которая менее пострадала от подземных толчков. Остаток учебного года мы учились в две смены. Школьники по дурости ликовали - в тот день уроки были отменены!   
 
   Люди реагировали на удар стихии по разному.  Предприимчивые мужики, зная, что пострадавшим дадут бесплатные квартиры от государства, брали в руки лом и кирку и расширяли трещины в станах, а кто то и вовсе крушил свое жилье, ради получения нового.  Пострадавший город получил большую помощь от государства и было построено много новых многоквартирных домов.
 
   В тот вечер, один наш  родственник праздновал  день рождения и запоздалые гости все еще сидели за столом.  Когда стало трясти, один старик, увидев что со стола падают бутылки с водкой, крепко схватил их  за горлышки двумя руками и так продолжал сидеть на месте, спасая драгоценную жидкость, даже когда все выбежали во двор.  Лишь потом, слегка протрезвев, он понял, что же произошло.  В их доме обсыпалась черепица и сквозь деревянные стропила на крыше светила полная луна.
 
   Бабушка моя в те дни тяжело болела и почти не вставала с постели.  Почувствовав толчки, она сказала деду:

   -  Я не могу встать! Оставь меня, беги, спасайся!!!
   -  Нет! Я останусь с тобой!  Или  погибнем вместе, или  вместе спасемся ! - и он остался в доме, рядом с любимой женой. К счастью, все обошлось, и они прожили вместе еще 19 лет. Бабушка с гордостью рассказывала мне этот случай, о том, что еще раз убедились в силе любви между ними.

   Вот я и вспомнила все!  После того случая я еще какое то время ложилась спать в одежде и молилась на ночь Всевышнему с просьбой отвести беду от нас.
 
   Удары стихии периодически заставляют людей задуматься о бренности бытия.  О том, что нет большей ценности, чем наша жизнь и жизнь близких людей,  а все остальное  мы можем потерять в одночасье,  вместе с нею. 


Рецензии
Стихия - есть стихия.
Методов борьбы с ней практически нет.
Гневить не надо...

Евгений Говсиевич   08.10.2017 21:36     Заявить о нарушении
Сильно разгневали, раз такое творится по всему миру. Спасибо!

Нина Джос   08.10.2017 21:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.