Золотой Ключ

"Для многих Шекспир пропал из-за того, что они изучали его в школе".(Агата Кристи)

я не претендую на роль судьи, ценителя или искусствоведа. Это мое мнение...


 ...Доброе утро. По крайней мере, у меня утро. А утро, как говориться , вечера мудренее.  И если я проснулась с желанием высказаться, после вчерашней вечерней передачи,  значит оно того стоит. Ближе к делу: поздним вечером, накануне, зацепила на ТВ образовательную программу  по литературе о творчестве Пушкина в Болдино. Повести Белкина. Автор так вкусно  рассказывал о времени и месте, и обстоятельствах, которые позволили АС создать  прекрасные произведения прозы, что я решила послушать умного человека вместе со старшеклассниками, которые присутствовали на передаче.
«Какой правильный замысел», - думала я, - доступно и с живыми иллюстрациями» , но то ,о чем говорил ведущий преподаватель, заставило меня удивиться. Речь шла не о живом творчестве Пушкина. Речь шла о том, как именно АС лепил свои произведения. Именно «лепил». Появилось чувство, что я присутствую на эксгумации, и патологоанатом вчера получил диплом .
Одним из примеров ведущий (исключительно в результате исследований) взял Марью Гавриловну - главный женский персонаж повести Пушкина "Метель". Это девушка семнадцати лет, стройная, бледная и увлечённая романами, которая собирается сбежать с неугодным родителям женихом под венец. Пушкин , якобы, иронизирует. Допустим.   Ирония, сразу меняет, точнее, искажает весь смысл произведения. Почему всегда ищут  не существующие подоплеки,  забывая о том, что автор живой человек. Да, в тот момент жизни, возможно, встретилась ему, молоденькая  бледная  девушка. Надоели ему сытые и румяные лица селянок. И он, скучающий о далекой невесте, в глуши Болдино, возможно, увидел лицо, соответствующее его настроению.  Когда ведущий пытался объяснить старшеклассникам многослойность рассказчиков и показать их на примере прочтения, появилось чувство, что он бредит. А самое главное, что он и сам не верит в то, что он говорит. Проскакав по макушкам нескольких предложений, не встретив в глазах детей, понимания,  он скомкал объяснения и с видом «с кем приходится работать?», продолжил свое повествование. Ни одного лица слушателя видно не было. По тому,  с каким отчаяньем , доли секунд, он старался зацепиться хотя бы за одни понимающие глаза, было видно, что таких в студии нет.
Грустно. Грустно, когда Любовь стараются разложить на химические составляющие. Когда душу и чувства автора , его ум, талант используют для того, чтобы высосать из пустого пальца диссертацию и на громком имени создать собственную значимость, которую затем хотят ввинтить в голову ученика. Потому, что такой вариант Литературы ввинтить в сердце не получиться никогда.
Сердце обмануть нельзя. Ум легко ввести в заблуждение и заморочить.  Оставьте светлые головы детей. Оставьте себе инсинуации, якобы существующих подоплек,  произведений классиков.

Оставьте Великому Пушкину право быть простым человеком. Иронизировать, зарисовывать образы, развлекать самого себя своими творениями. Расскажите о красоте природы Слова Прозы Александра Сергеевича. Троньте им тонкие струны души молодого человека. Настройте инструмент для взрослой жизни. Мелодии, разные, чистые,с прекрасными звучаниями наполнят жизнь. Классиков великое множество.  Каждый человек, полюбив литературу, найдет своего, созвучного и близкого душе. Но для этого нужно чтобы было понятно и доступно. Это как Человек - прекрасен своим телом, и только специалист анатомии может восхищаться особенностями скелета. Возможно, чьим - то призванием станет разбор литературы на косточки.  Но для того,  чтобы молодые  люди полюбили литературу, достаточно ее просто качественно прочесть. Великая , она сама сделает свое дело, ей помощники не нужны. Все что создано веками в литературе и есть Слово.Великая тайна. Золотой Ключ к душе. Каждый найдет свой.
Так пусть человек его ищет сам.

Ps:  Эта сложная телевизионная лекция для старшеклассников писалась, редактировалась, правилась, все таки получила одобрение и право на существование. Исключительно прав был Ульянов Ленин, когда говорил, что важнейшим из искусств является Кино. Какое кино ,такие и настроения  в обществе. Несомненно,  «Дом2» , программа более привлекательная для нынешнего интеллекта молодежи. А ведь так просто можно все исправить.


Рецензии