Высоцкий-2
В песне «Канатоходец» есть слова: «Он смеялся над славою бренной, но хотел быть только первым». Стремление к славе осуждается в христианской теологии. В Евангелии говорится: кто возвышает себя, унижен будет. Так и произошло.
В конце семидесятых на концерты Высоцкого не только не ломились, но и уходили с них. (Мне это как фанату хорошо известно). После смерти барда об этом совершенно забыли.
Он при жизни страстно желал напечатать хотя бы один сборник своих произведений, но все усилия ни к чему не привели, несмотря на то, что он, безусловно, был достоин много больше других. «В скорби познаешь Бога»,– говорит авва Антоний. Важно и другое: кого Господь наказывает, того не бросил, того любит, утверждают христианские святые. Те, кому постоянно везет и ни в чем нет отказа, не интересны Богу, Он забыл про них.
Высоцкий шел к Богу. От незнания к знанию. В знаменитой и до сих пор популярной песне «Всё не так» у него пока еще «дьяки курят ладан». Дьяки – это чиновники, а младшие служители церкви – дьяконы. А потом уже: «В гости к Богу не бывает опозданий». Правда, тут же: «Но что там ангелы поют такими злыми голосами?» Это – бесы, они ведь тоже ангелы, но падшие.
Владимир Высоцкий чувствовал, что сгорает, что ему недолго осталось мучиться, и тянулся к Свету...
«Мне есть, что спеть перед Всевышним, мне есть, чем оправдаться перед Ним».
Марина Влади пишет, что Высоцкий был неисправимым атеистом и только спьяну падал на колени и неумело по-своему молился. «Это было нестерпимое кривляние»,– уверяет она.
Отношения Влади и Высоцкого трудно назвать любовью в высоком смысле. Здесь всегда оставалось место расчету. Немолодой актрисе хотелось напомнить о себе. А человеку, больному наркоманией и алкоголизмом, любовь только мерещилась, владела же им похоть. В лучшем случае с ним сыграли дурную шутку воспоминания о том, что Марина некогда была звездой, неотразимой «Колдуньей» во французско-норвежском фильме по повести Куприна.
Высоцкий не был крещенным, что в те времена считалось нормальным и обычным явлением, а противоположное – вызывало недоумение. Фраза «мне есть, чем оправдаться перед Ним» не соответствует православному мировоззрению, ибо лично искать оправдания – просто неправильная постановка вопроса. Другое дело, что сегодня, наверное, найдется немало христиан, которые молятся за Высоцкого и вымаливают ему оправдание.
Его тянуло к бездне (помните у Пушкина в «Пире во время чумы»: «Есть упоение в бою у самой бездны на краю»), но в минуты просветления он пытался от нее отвернуться. Какова его посмертная судьба, одному Богу известно. Однако жизненный путь Высоцкого – урок для многих, кто пытается понять природу вещей. И Господь этот урок нам преподал.
Николай Онуфриевич Лосский – философ, проживший почти 95 лет и написавший лучшие свои труды, разменяв седьмой (!) десяток, упоминает о глупейшем поступке Михаила Лермонтова. Великий поэт сочинил кощунственное стихотворение «Благодарность», обращенное к Богу. Оно завершалось просьбой: «Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне / Недолго я благодарил». Желание Михаила Юрьевича было исполнено: менее чем через полгода пуля попала ему прямо в сердце. Высоцкий в хорошем смысле был осторожнее.
Алексею Хомякову, религиозному писателю XIX века, славянофилу (!) принадлежит следующая мысль: «Мы не имеем права считать определенными на вечные муки всех пребывающих вне Церкви. Такое предположение противоречило бы Божественному милосердию».
12.09.2014
Свидетельство о публикации №214091200263