Поступок

     Стояли жаркие июльские дни. Алеша и его друзья купались на карьере, который находился недалеко от поселка, в который все ребята приезжали на лето; к своим бабушкам и другим многочисленным родственникам. Вокруг водоема рос молодой сосновый лес и различные кустарники. Берега были в полтора метра высотой, создавая большую букву ”C” наполненную водой и тростником; местами все зарастало тиной.
  С этих песчаных крутых берегов все мальчишки ловко сигали в воду, пользуясь при этом огромных размеров старой, стертой покрышкой от трактора. По одному, они залезали вовнутрь, высовывая наружу загорелые ноги, а остальная детвора сталкивала покрышку в воду. Скатываясь в карьер, ребята часто получали разные травмы, от которых нередко рыдали, но вновь и вновь продолжали пользоваться этим не хитрым аттракционом. Когда это черное чертово колесо надоедало, мальчишки устраивали соревнование. Сутью этого соревнования было установление самого быстрого пловца. Которым всегда становился старший из всех ребят, к тому же самый высокий, Женька. Он то и давал своеобразный клич: “ай да на другой берег” и дружная компания мчалась, кто как мог, на перегонки.
Алешка не умеющий плавать ни как, кроме смешного собачьего стиля, всегда приплывал последним. Когда все уже были на берегу, он не проплывал и двух третей, но никогда ни отступал от своего. Картина того как Алеша плыл, напоминала всем ребятам плавание маленькой дворняжки. Пацанва, во главе с Женькой, громко кричали: ” греби Шарик,  греби. ” Приплыв к воображаемому финишу ему приходилось сразу же плыть назад, так как все уже отдышавшись снова ныряли в воду. Выныривая, они продолжали ловко управлять своими руками, гребя к своему аттракциону.               
 
Целыми днями это компания проводила на карьере, плескаясь в мутно-цветущей воде. Когда было пасмурно, мальчишки рыбачили; таская бамбуковыми удочками карасей и бычков. Ими был наполнен этот искусственный водоем. В один из таких дней Алеша, Женька и Сашка стояли возле зарослей тростника и пытали удачу на карася. Клева не было. Солнце начало выбираться из рассеивающихся туч, создавая духоту, от которой рыбачить стало совсем невыносимо. Тогда Сашка и Женька начали срывать длинные тростниковые стебли и кидаться ими как копьями. Алеше это не нравилось, и он заворчал словно старик:
 
-         Не хотите ловить? Пошли тогда домой, чего тут просто так париться.
- Ооо! Началось. – Сказал Сашка.- Теперь ворчать будет как старик.
      - Да не. Пойдем лучше таскать лягушек, – предложил Женька          .
       -Как? – спросил Алеша.       
       -На удочку. – Ответил Женька       
        -Это как? – удивился Сашка.      
                - Подносишь ко рту лягушки червя, на крючке, она его и схватит.
- А ты раньше так ловил? – снова спросил Алеша.
-Неа! – ответил Женька.
 -Откуда тогда знаешь?- поинтересовался Сашка.                -  Мне брат рассказывал, они с друзьями так ловили.                – А сейчас они так ловят? - Опять недоверчиво спрашивал Алеша. – Нуу! Сейчас то ему уже двадцать, какие тут теперь  лягушки. И, мальчишки раздвигая густую заросль пошлепали по мелководью.
   В поисках новой добычи юные рыбаки осматривали тинистые и заросшие тростником части карьера. Но на пути у них ни кого не попадалось…
  -Понять не могу. - Говорил Сашка, – кваканье стоит на всю округу, а лягушек как будто нет вовсе.
-Конечно!- Снова заворчал Алеша. - Мы такого шума наделали, что не только лягушек, но и всех кто здесь живет, распугали.
  Обойдя больше половины всех, как им казалось мест, где могли быть эти зеленые рептилии, они остановились.
-Все, надоело.- Говорил Алешка, вы как хотите, а я пошел домой. Уже наверно обедать пора.
  -Даа! Я бы сейчас не только лягушку, - сказал Сашка,- но и самую мерзкую жабу бы съел. В животе у него раздалось громкое урчание.
  -Смотрите! Кто это там. - Воскликнул Женька.
  -Где? - спросил Алеша.
 - Да вон, у бревна, видишь? – нетерпеливо отвечал Женька.
Все трое стали вглядываться. У полу гнилого бревна, где недавно они рыбачили, прямо на воде, сидела коричневая, блестящая птица. Глаза ее блестели, словно белые жемчужины и была видна белая грудка. Перья словно в масле, а голова прижата, будто она мерзнет.
  - Утка! – восторженно  прикрикнул Женька.
  - Точно, утка. – Согласился Сашка.
   - Откуда ей тут взяться? – спросил Алеша.                – Наверно живет тут. – Отвечал Женька.                – Да откуда! – снова Алеша. -Лягушки не поймать.
- И правда, Жень.- Вмешался Сашка. -Утки стаями живут.
- Ну, кто это, по-вашему? Жаба в перьях! Пойдем ближе подойдем. И все направились за Женькой.
   Забыв про обед, про жару, шли они по берегу, в направлении своей находки. Но приблизившись к ней, удивились от увиденного: утка нырнула под воду и за несколько секунд преодолела такое расстояние, что оказалась неподалеку от места их старта.
- Вы видели!- Удивился Сашка.
       -Да, ныряет хоть куда. – Промямлил себе под нос Женька.    – Скорей обратно!                И бросив свои удочки на землю, они помчались догонять беглеца.
Повторяя этот трюк, утка гоняла ребят до полного изнеможения. Когда  же силы мальчишек закончились все трое сели на песчаном  берегу. Держав свои колени прижатыми к груди, троица молча сидела и рассматривала водную гладь; по которой плавала, словно хозяин красивая одинокая птица. Вскоре голод опять дал о себе знать и друзья, собрав свои удочки, пошли домой.
Дома Алеша не находил себе место. Из-рыл все шкафы, в которых на согнувшихся от тяжести полках лежали старые  дедушкины книги. За столом сидел молча и не стал просить добавки сырников со сметаной. Хотя как он сам всегда утверждал: ”это лучшая еда, которой можно кормить растущего мужчину”. Заметив это, дедушка спросил:
  - Ты что-то Алешка сегодня молчишь, случилось чего?
    - Дедушка вот у тебя столько книг, а про уток нет ни одной.                – Про уток. – Удивленно отвечал дед. – Про уток нет. А тебе зачем?      
  И Алеша с горящими глазами рассказал все, что сегодня довелось ему увидеть. Особенно восторженно он рассказывал про умение утки нырять - “ мы к ней, а она раз под воду и уже метров на пять от нас ”.
 Выслушав этот рассказ, дедушка предложил - пойдем завтра с тобой рыбу половим? Заодно и посмотрим что там за утка такая!?
 Согласившись, Алеша направился спать. Лежа в кровати, он все вспоминал, как это она так ныряет. Она словно стала его кумиром, как  успешный спортсмен, на которого равняются все мальчишки во дворах, гоняя  мяч или бегая наперегонки.                Придя  на карьер, прежде чем закинуть удочки, Алеша повел деда смотреть на своего нового друга.
  Долго они кружили вокруг того места на, котором ребята увидели утку впервые. Но она словно чувствовала, что пришли специально ради нее, и не торопилась показываться из своего укрытия. Проведя около получаса в поисках и ни чего не найдя дедушка предложил:
-Давай Алеша пока рыбу половим, а там может она сама покажется. И они раскинули снасти.
Рыбалка была успешной. Особенно везло дедушке, он одного за другим вытаскивал бычков и издавал при этом громкое: “Оооп-ля”. Алеша напротив почти не смотрел на поплавок, а все вглядывался в разные места, где как казалось ему, могла сидеть  причина его раннего прихода; наконец ожидание окончилось. Недалеко от противоположного  берега показалась она.                – Дедушка, дед смотри, - шепотом, боясь спугнуть, Алеша указал пальцем на то место, где плавала утка. – Вот она.
 Дедушка напряг зрение и стал вглядываться:
 
- Вижу Алешка. С каким-то восхищением говорил дед, словно не утка а орел, или  феникс сказочный.
  Понаблюдав в тишине некоторое время, дедушка сказал:
- Это Алеша белоглазый нырок, видишь глаза какие, блестят, словно стеклянные, как будто не глаз, а жемчужина; вот и вышел белоглазый.
-Знаю! – воскликнул Алеша, почему нырок знаю. Она под воду ныряет здорово, потому и  нырок. И сразу же спрашивал:
-Как узнать самец это или самка?
-Ну, во-первых не самец, а селезень. А узнают их по окраске да по голосу. Видишь он равномерно коричневый, вокруг шеи ободок бурый, а самка та бледная. Если голос подаст, звук будет тихий, да хриплый.
- А у самки, какой голос будет?
- А самка та будет трескучее кряканье издавать, звонче гораздо.
  Так, Алеша узнал,  что это селезень, и что нырки эти разные в природе встречаются. Еще, дедушка рассказывал, чем утки питаются, и что под воду они ныряют не просто так, а за рыбешкой маленькой. Тогда он понял, что это то, что ему очень интересно, и именно этим следует заниматься; и этому нужно учиться.
  Вечером все ребята играли в футбол. При каждом перерыве, даже самом маленьком: что бы попить воды или сбегать за мечем; который улетал, куда ни будь далеко, от места, где они играли. Алеша с восхищением рассказывал про утреннюю рыбалку. Но ни  кто из ребят не разделял его восторга, от чего он немного расстроился. 
    Закончив играть, и уходя по домам, Женька сказал:                - Утка, селезень это вообще не интересно.
- Вам вообще что ни будь интересно? – Надув губы спросил Алеша.
   - Сейчас наши со  “Шведами” играть будут! – Воскликнул отстающий немного  Сашка.               
- Вот это интересно! – Согласился Женька. – А то утка! Немного с издевкой добавил он, и ребята разошлись по домам.
Шли летние дни. Ребята проводили время в тех же играх и забавах. В которые все также входило купание и рыбалка, при которых Алеша не забывал про свое новое увлечение. У него появился маленький блокнот, где накопилось уже не мало, различных заметок, касающихся, не только селезня, но и различных лягушек и водомерок.
   Один из таких дней ребята проводили на карьере. Хотя настал уже Август, было еще довольно жарко, пользуясь последними днями, подходящими для купания мальчишки плескались недалеко от берега. Звонкие голоса, смех, и всплески воды разносились по всей округе. Казалось, что все будет идти как обычно, и ни что, не предвещало ни какой беды. Пока Алеша, и его друзья веселились, на берегу, около места, где оставались шорты, футболки и кеды ребят, появились два взрослых парня. Оба незнакомца были пьяны. Мальчишки поняли это, так как в руках у обоих были недопитые  бутылки, и стояли они, как-то пошатываясь. К тому же во рту у одного дымилась сигарета. Безобразный вид незнакомцев насторожил Алешу, ему всегда были неприятны курящие, да к тому же пьющие алкоголь люди; он даже побаивался и держался стороной таких незнакомцев. Но в отличие от него другим ребятам было не страшно. Они даже не боялись отвечать на вопросы которые те задевали. Спрашивали же незнакомцы и про аттракцион, и про то насколько теплая вода в карьере, и не водится ли здесь какая нибудь живность.   -Конечно есть! - воскликнул Женька,- у нас тут утка одинокая плавает. И ребята стали рьяно объяснять и показывать где она обычно появлялась. В этот неподходящий момент когда всплески воды прекратились, так как все стояли на берегу, на воде появился Алешин друг. Тут один из незнакомцев сказал: - Ну с колесом то тракторным вы справились, а утку эту на меня загнать, сможите?   - Конечно!- воскликнул Женька. И мальчишки словно спятив кинулись в воду. Они отрезали бедную птицу от тростника, где та могла укрыться. Сашка  и другие громко кричали, при этом шлепали ладонями по воде, пытаясь напугать несчастную жертву. Женька пытался поймать несчастного на оставшемся отрезке воды: Он кидался на на жертву словно морской хищник, подныривал, после чего делал резкие выпады. Но все это не работало. Нырок словно чуя опасность проворно уходил от всех нападков. С ловкостью его не мог сравниться ни Женька, ни все остальные. Но как умен бы не был зверь, от человека ему не укрыться; рас уж тот его ловит. Все ближе и ближе к берегу прижимался наш несчастный. А на берегу его ожидал один из незнакомцев, тот что и придумал, для ребят, такую жестокую забаву; в которую они охотно ввязались. В его жестокие руки и угодил наш герой, как только выбрался на берег, пытаясь спастись там, где опасность была не видна. Словно волк, стоя на четвереньках, живодер сделал выпад - схватив жертву обеими руками за шею. Гордый, держа в одной руке селезня, он поднялся от воды по обрывистому берегу.   - Разводи костер! - крикнул он в адрес выходящих за ним мальчишек. - Сейчас утятину жарить будем. - Добавил второй. И ребята  резво кинулись собирать хворост. Только Алеша оставался стоять на берегу, он и в воду не входил, все стоял и смотрел как издеваются над его маленьким другом. Все это время ему было страшно. Теперь он не мог оторвать глаз от жемчужных, просящих сжалиться, глазах жертвы. Он видел как бьется в руке незнакомца, дергая перепончатыми лапами, несчастное создание. И вдруг, не ожидая от себя, Алеша вскрикнул что то, и одновременно с этим, разбежавшись, толкнул живодера обратно в низ, к воде. Попятившись назад он свалился на спину. Немедля поднявшись, пьяный злодей, с яростью на какую был способен, ударил Алешку крепко сжатым кулаком прямо в нос; разбив его в кровь. От удара такой силы, маленький храбрец пал на молодой куст шиповника, который только начал разрастаться, но этого хватило чтобы расцарапать Алешке всю спину и локти так, что даже некоторые иголочки впились ему в тело. Из носа хлынула кровь. Алеша зарыдал. Весь в крови и слезах он встал, и как будто вокруг ни кого нет направился домой.                Придя  домой, словно с войны, не переставая плакать он рассказал дедушке о случившимся. - А ну ка пойдем! - сказал дедушка, и даже не дав Алешке умыться они направились на карьер.     Алеша в отличие от дедушки шел молча. Мысли его теперь занимал только один вопрос: “ Как там его друг ?” Дедушка же все повторял: - ну я им дам, ну я им дам. Оба они торопились. И вскоре были на месте.                Придя к тому самому кусту на который упал Алеша они оба  встали и огляделись.- Не успели.- тихо произнес Алешка.                - Да, никого. - ответил дед.   И в это самый момент когда для радости казалось не было ни малейшего повода Алешка воскликнул: - живой, смотри дед живой. Дедушка  обернулся и увидел: прямо по середине карьера как ни в чем не бывало плыл наш красавец. Изредка окуная голову в воду он как будто позировал перед Алешкой за его поступок, давая ему полюбоваться собой вдоволь. Не заметил наш герой самого главного, что получил он удар той самой рукой, которой до его толчка злодей держал за горло нашего селезня. Как только Алеша толкнул живодера, руки у него ослабли и нырок пользуясь случаем ловко погрузился в воду и тем самым был спасен. После было утешительное мороженое и настоящее мужское рукопожатие от дедушки. А вечером Алеша гонял с ребятами мяч и застенчиво смущался когда ребята хвалили его за смелый поступок.                                                                               


Рецензии