Алик
В этот кружок меня приглашали, однако я отказался по двум взаимоисключающим причинам. Первая состояла в моей непомерной гордыне, в моем тупом убеждении, что я лучше и умнее других, а также в глубоком презрении к любой коллективной деятельности. Вторая, не согласующаяся с первой, заключалась в весьма подозрительном отношении к собственному творчеству. Трудно поверить, но я стыдился своих стихов и очень редко их озвучивал. Причиной тому, возможно, был Белинский, которому я по-своему отомстил в недавнем очерке. Разбирая раннего Пушкина, великий критик уличил великого поэта в «детской графомании». Я сильно подозревал, что и у меня та же болезнь. Правда, Пушкину тогда было лет десять, а мне уже исполнилось восемнадцать.
Я не могу простить себе той слабости, что несколько лет спустя пошел на поводу у Миши Баранова и с его подачи стал членом Клуба студенческой песни. Числюсь там до сих пор в виде имени, отчества, фамилии, даты рождения и загадочного слова «полный».
Среди массы бумагомарателей того времени, с которыми я общался, на мой взгляд, существовал один-единственный поэт. Звали его Алик Земляной. А познакомились мы так. Я со своей компанией находился на «теплой леснице» – галерее между двумя большими аудиториями. Это был сборный пункт всех недоучек и прогульщиков, которые здесь усердно размышляли о том, чем бы развлечь себя. Я бренчал на гитаре и насвистывал мелодию модной песенки Азнавура. Чуть в отдалении от нас сидел на списанном стуле неприметный паренек, у него на коленях лежал видавший виды кожаный портфель (портфелей в абсолютном большинстве мы не признавали), а на нем – раскрытая общая тетрадь, куда он чего-то записывал. Потом он вырвал листок бумаги, встал и протянул его мне. Там были строки, ложившиеся на мелодию. Вот они:
Уходи –
за окошками гаснет свет,
поезда
пропадают куда-то в дожди.
Все стихи,
не читая, порви, сожги,
позабудь навсегда –
уходи,
уходи.
Уходи –
пусть я буду жалеть потом,
уходи –
просто-напросто скрипнет дверь.
Кто теперь
поздним гостем войдет в твой дом?
Нити все перерви,
подожди,
уходи.
Убегу
от случайных твоих шагов,
не тревожь
мою память, пускай болит.
Не кляну,
не зову – только помню лицо твое.
Может, это любовь?
Уходи,
уходи.
Песня, в которой мне принадлежал по праву лишь свист, стала популярной в нашей среде. Мы с Аликом подружились, но он всегда держал дистанцию, он со всеми держал дистанцию, при том, что высокомерие в нем полностью отстутствовало. Он при встречах говорил только о прочитанных книгах и поэзии. Никакого быта, никаких сиюминутных обстоятельств.
Алик Земляной был человеком без биографии (он стер личную историю) и без чувства собственной важности. У него был какой-то свой таинственный путь воина. О Карлосе Кастанеде мы тогда слыхом не слыхивали.
Говорили, что Алик был влюблен в Наташу Семенову – девушку из моей группы, отличницу. Она занималась со мной, неучем, основами латыни, что много лет спустя помогло мне в написании романа о Спартаке. Скорее всего, она была особой, приятной во всех отношениях, но у меня не было времени хорошенько ее разглядеть. Время так проносилось мимо нас, что хоть цепляйся за него руками в попытке удержать. Ей, уверяли, он посвятил стихи, которых до конца не помню:
Золотая моя, золотая,
так и знал: не дождешься, растаешь.
Каждый день о тебе вспоминает,
Золотая моя, золотая.
Я – губами к дождинке стеклянной,
и глаза от друзей закрываю;
может, проще и так безобманней,
Золотая моя, золотая...
Я стал героем одного из стихотворений Алика Земляного. Больше никто не удастаивал меня подобной чести, хотя мне и пришлось по ходу вымышленной сценки сидеть в одиночке:
Я похож на птицу обиженную
в темноте, без света и сна,
ложкой в стену стучу тебе, Миша:
«На дворе, наверно, весна».
Но в ответ слышу: «Что ты? Что ты?
Мне бы тоже выйти скорей,
только вот, по моим расчетам,
в январе живем, в январе».
«Миша, может, про нас забыли:
кто поручик, а кто запевал?
Сухари так давно приносили –
я последний сейчас доживал».
«Замолчать!» – мне из коридора,
я молчу, я спокоен почти,
только в стену: «Ну, что ты, что ты?
Двадцать лет еще впереди».
Уже была напечатана «Белая гвардия» Булгакова и ходили в списках стихи Цветаевой о белом движении. Тема была популярной. У Земляного тоже был свой цикл. Я запомнил наизусть несколько строк про юнкеров:
Иней на ресницах –
спите, юнкера,
пусть вам не приснится
страшное вчера,
как погоны рвали,
ставили к стене,
пятна на асфальте,
розовеет снег...
На первых курсах он довольно часто появлялся среди нас, недалеких и недостойных, а потом стал постепенно отодвигаться на второй, на третий план и – исчез. Не ведаю, жив ли, напечал чего-либо. Предлагаю на дорожку еще стихотворение:
Отзвони по мне, колокол, отзвони поскорей;
так устал от привычной заботы:
провожать журавлей и встречать журавлей,
всё надеяться на кого-то.
Не отравишь вином моих первых обид –
детских-детских, смешных, как зайчата;
то ли сердце стучит, то ли лебедь кричит
на пруду у старинной ограды.
На серебряных струнах, паутинках дождя
начинает надежда соло:
я простил всех давно, вот простят ли меня –
отзвони по мне, колокол.
Прошло более сорока лет, а я держу эти слова в голове. Вот сейчас только перенес на бумагу. Запомните, Алик Земляной.
09.09.2014
Свидетельство о публикации №214091200673