Как вода камень

       Катя называет себя монашкой, Христовой невестой, непорочной девицей. Кате около восьмидесяти лет, не худая не толстая, замужем, действительно, никогда не была, ослепнув по молодости от какой-то болезни, переоделась навсегда в чёрное и душу свою для людей закрыла. Живёт Катя то у одних родственников, то у других, иногда соседи приглядывать берутся, только вот надолго не получается ей определиться – всё люди недостаточно благочестивые попадаются. Кроме Анюты.


       С Анютой Катя состояла в дальнем родстве, но по-деревенски, знались. Были примерно одного возраста. Иногда болезненная Катя говорила про Анютку - «кровь с молоком», что кобылу эту ничем не прошибёшь – здорова, мол.
 

       Да уж.  Жизнь закалила Анну, как металл или камень. Семья, как и многие в то время, была бедна. Тёплой одёжки не на всех хватало, у Анютки юбчонка и рубашонка на все случаи жизни, про колготы или чулки, бельишко там разное, и речи не шло. Негде было взять и не на что. Иногда мать разрешала взять её шубейку да с ребятишками с горы покататься, тогда никакой мороз девчонке не страшен  - раскраснеется, хохочет так, что залюбуешься. Высокая статная дивчина росла, фигуристая, будто и не голодала вовсе. Не успела вырасти, как новое испытание судьба подготовила. Мать умерла. Отец  женился, а у новой жены своих ртов трое и всех кормить надо. Не до Анютки. Как скарлатиной переболела она, никто и не заметил почти, спохватились, что на окрики не сразу откликается – оказалось, оглохла. Собрала Аня свои пожитки нехитрые в одну котомку и на дальний кордон нанялась за лесом следить. Так бы и осталась она в лесу, да война началась. С канифольного завода в соседнем районе все мужчины на фронт ушли, нужны были крепкие женщины. В этот же городок годом раньше и школьная подруга Анина подалась, на фельдшера училась там. Так попала Анюта на завод, на котором потом всю жизнь проработала, уважаемым человеком стала, любовь свою нашла.


       Борис был высоким и красивым, под стать ей и так же в «дереве» разбирался, плотничал с душой. Поженились быстро, уж очень они друг другу приглянулись. Дочка родилась. Завод квартиру дал в новом доме. Свекровь к себе взяли. Работали много. Все. Особенно Анна. Кстати, слышать она начала, не очень хорошо, но вполне сносно.


        В этой своей простой, но до отказа заполненной работой жизни Анна находила время съездить в родную деревню. С делами какими-нибудь помочь, с роднёй повидаться, могилки навестить. В эти приезды Катя вспоминала свою обиду: я больная и одинокая, а она, как лошадь двужильная, пашет и пашет. Аня вроде как недослышивала эти слова.


Шли годы. Умирали старики, дети взрослели, молодёжь старела. Аня похоронила свекровь. Дочке они с мужем образование дали и спортивное, и музыкальное, и институт осилили, а после учёбы вскоре и замуж выдали. Борис начал сдавать. Врачи диагностировали астму и сказали «ничего особенного», но он слёг окончательно. Аня ухаживала за ним тихо, словно не слыша ворчания и жалоб. Продолжала работать, держать огород, обвязывать всех близких и не очень.


Когда умер Борис, родственники всполошились. Как это Аня одна останется, за кем ухаживать будет, для кого работать?! Уговорили взять Катю к себе пожить. Вдвоём, мол, веселее будет. Ну и веселье началось тогда у Ани. То приготовила не так, то сказала не теми словами, а иной раз и вовсе – о ужас – не спросясь у Кати купит что-нибудь для себя. Вот тогда-то Анюта, пережившая войну, голод и холод, тяжелейшие физические нагрузки и победившая болезнь, сломалась. Её несгибаемая стать пропала, исчезла прямота и уверенность, зато появились заплаканные глаза, боли в сердце и выражение лица стало каким-то другим. Катя же была очень недовольна Анюткой. Родственникам и окрестным бабулькам жаловалась, не переставая. Аня не жаловалась, она просто таяла на глазах.


В один далеко не прекрасный день в соседскую дверь забарабанили кулаки, звонок надрывался не переставая. Это возмущённая Катя пришла пожаловаться на Аню, которая легла в больницу – «Барыня какая!», оставив её одну не кормленную и не присмотренную.


Из больницы Аня уже не вышла. Когда на её похороны приехала дочь, Катя засобиралась. Ведь если Ани теперь нет, должен же кто-то взять её к себе, пусть дочка Анина и берёт. Однако дочка Анина не вдохновилась столь заманчивой перспективой и, оплатив отправку бабы Кати в родные пенаты, уехала.


        Катя жива. Говорит, что так хорошо, как Анютка, за ней больше никто не присматривал. Только до сих пор обиду на Аню имеет, зачем та её бросила.


Рецензии
М-да... Искусно рассказали про "монашку". И судить нельзя, и Анну очень жалко...

Светлана Словцова -Канакина   07.03.2017 12:25     Заявить о нарушении
С весной, позитивом и пожеланиями хорошего настроения!

Светлана Словцова -Канакина   07.03.2017 12:27   Заявить о нарушении
Думаю об этой истории. Что же здесь главное? Природа человека, которая без должного воспитания, подталкивающего к развитию ума, души и тела, превращает людей в примитивных потребителей. Но пока еще такой науки нет, есть только искусство, благодаря которому и существуют позитивное общение. Имя этому искусству и есть любовь.
Еще раз - с весной! Пусть душа раскрывается вместе с природой: пением птиц, солнечным теплом, улыбками близких и прохожих людей.

Светлана Словцова -Канакина   08.03.2017 07:26   Заявить о нарушении
Спасибо, светлая Светлана! Имена даются человеку не зря! Ваши комментарии всегда такие светлые, добрые, чистые. Желаю Вам, Светлана, такой же светлой весны, добрых людей вокруг, радостных событий и улыбок)))

Татьяна Кочегарова   09.03.2017 08:11   Заявить о нарушении
)))А почему бы и нет?!))) Шучу. Я искренне говорю, порой и себе во вред.

Татьяна Кочегарова   14.03.2017 11:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.