Храмовая архитектура. Наброски статьи

Отрывок, наброски к статье.


...светлый вместительный зал, удобный для совершения богослужений и обрядов. В плане собор представляет собой четырехугольник. По преданию, сам Иисус Христос дал людям указание об устройстве храмов для богослужений.
 Представьте, что вы находитесь в средней части храма, там, где должны стоять прихожане. Прямо перед вами алтарь, справа и слева от которого особо отделенные места для хора – клиросы. Это главная часть любого храма, куда вход разрешен только священнослужителям.
Снаружи храм не кажется очень большим. Внутри же он поражает пространственностью и воздушностью. Создание иллюзии необъятности пространства, чуда, непостижимости – главная идея конструкции его интерьера. Немаловажную роль в этом играет центральный купол. У его основания – окна, образующие подобие светового кольца. Поэтому при солнечном освещении кажется, что купол парит в воздухе, лишь слегка касаясь вогнутых сферических треугольников – парусов. Широкой стороной они поддерживают основание купола – барабан, а вершиной обращены вниз. Так, с их помощью осуществлен незаметный переход от купола к четырем колоннам в центре здания.
Интересны верхние части колонн – капители, украшенные вырезанными по мрамору буквами литургического молитвенного текста. Колонны из белого карарского мрамора установлены на массивные пьедесталы, отделанные разноцветным камнем: черным, красным, белым, розовым. Использование цветного мрамора в отделке интерьера храма – это одна из особенностей византийского стиля. Здесь этот стиль строго выдержан во всех деталях. Обращает на себя внимание облицовка стен, колонн, пола и клиросов. Все это украшено мрамором разного цвета и рисунка.
Искусно выполнен и пол собора. Трудно представить, сколько кропотливого труда пришлось вложить палермским мастерам братьям Лопес, чтобы изготовить его из цветных мраморов в стиле венецианской мозаики.
Годы и люди не щадили этот труд и красоту собора. Великая Отечественная война, использование храма под склад и мастерские способствовали сильному повреждению его внутреннего убранства. Так, от пола уцелели лишь отдельные фрагменты.
В 1989-90 гг. пол был воссоздан из цветного мрамора по сохранившимся фрагментам Ялтинским спецуправлением. Восстановление же стен продолжается. В истории собора это уже их третья отделка. Первоначально стены собора (1876-1877 гг.) были отделаны искусственным мрамором мастером из Флоренции Вильгельмом Натали. Но этот материал оказался недолговечным. Он подвергался порче из-за гепроскопичности инкерманского камня. Камень накапливал влагу, и при изменении наружной температуры воздуха, отдавал её внутрь собора.
В начале 80-х гг. Х!Х в. Винценто Бонани, итальянский скульптор, хорошо известный в России как автор работ для Императорского Эрмитажа и Ливадийского дворца, выполнил новую мраморную отделку стен храма.
Нижняя часть стен украшена мрамором черного, красного, желтого цветов. Выше на разноцветных наборных плитах облицовки хорошо видны следы креплений золоченых букв прежних надписей. По окончании реставрации здесь вновь будут вписаны имена морских офицеров, удостоенных ордена Св.Георгия за участие в Крымской войне, кроме тех, чьи имена занесены на памятные плиты храма Св.Николая на Братском кладбище, что на Северной стороне Севастополя.
Выше мраморной отделки стены расписаны в соответствии с древнехристианскими традициями. Большая часть поверхности стен украшена тонким, красивым орнаментом. Общий тон орнамента производил особенно сильное впечатление при солнечном освещении, благодаря преобладанию матового золота и серебра.
Для золочения и серебрения штукатурку покрывали специальным составом из воска, нефти, скипидара. Золото и алюминий накладывали на раствор лака в скипидаре. Нанесение орнамента было очень кропотливой работой и требовало большого напряжения зрения. Не удивительно, что художник-орнаментист Рафаэло Изелла, расписывавший церковь на Братском кладбище и Владимирский собор, скончался за год до его открытия, потеряв зрение.
 В соборе трудился еще один живописец, академик Аким Егорович Корнеев, чье творчество в наше время, к сожалению, почти забыто. К церковной живописи Корнеев обратился в 1867 г., когда был приглашен расписывать храм Св.Николая на Братском кладбище. Впоследствии выполнял работы для храмов в Одессе, Москве, Крыму.
Роспись Владимирского собора, продолжавшаяся 9 лет, стала самой значительной работой этого художника. Знакомство с ней мы начнем с алтаря.
Алтарь располагается в восточной части храма, так как восток, откуда восходит солнце, символически напоминает царство божие, царство добра и любви. Алтарь – это и самая высокая часть храма. От остального помещения он отделяется иконостасом.  Византия не знала иконостаса. Впервые он появился в русских храмах в Х!У в. Изначально иконостас Владимирского собора представлял собой богато отделанную ажурной резьбой и бронзой мраморную перегородку с одним рядом икон, написанных Корнеевым. К сожалению, до наших дней этот иконостас не сохранился.
Живопись же собора сохранилась со значительными повреждениями красочного и штукатурного слоев. Она представляет собой традиционную композицию христианского храма со смысловой последовательностью сюжетов.
Так, в центральной нише алтаря находится «Тайная вечеря», изображающая религиозную сцену – трапезу Иисуса Христа перед распятием в окружении учеников. Считается, что «Тайная вечеря» была первой литургией – общественной службой, во время которой Иисус Христос учредил одно из священных христианских действий – причащение.
В правой нише изображены святые: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, которые считаются учителями всей христианской церкви, и Св.Николай Чудотворец – епископ, угодивший богу своей праведной жизнью. В образах этих христианских мифологических героев художник как бы воплотил народные представления о мудрости и справедливости.
Духовной красотой и благородством наполнены лики святых в левой нише. Это Св.Феодор Студит, Св.Василий, Свв.Еферий и Капитон – местные святые, жившие в !У в. в Херсонесе.
Настенные росписи собора представляют собой законченную систему, каждое место в которой соответствует строгой иерархии святых.

       
Продолжение в работе.


Рецензии