Венера Тео Тобиаса

  На въезде в  городок художников Сан Поль де Ванс я сфотографировал скульптуру бегущей обнаженной женщины – читатель видит этот снимок в центре моего коллажа.

  Сфотографировал не из-за того, что скульптура мне понравилась.  Скорее, наоборот.

  И всё же в ней,  кроме какого-то подчёркнутого уродства,  было что-то необычное.

  Наш гид в это время рассказывал об  истории городка и о людях, которые ему эту историю сделали, поэтому спросить о статуе не получилось. Решил, что позже всё о ней расскажет мне интернет.

  На табличке под скульптурой прочёл: "TOBIASS".

  В интернете открылось много строк с этой фамилией, но только одна  о Тобиасе  -  художнике и скульпторе. На русском языке вообще есть только одна статья    (http://www.boti.ru/taxonomy/term/54019 )  – перевод с английского оригинала из музея.
 
  Из этой статьи узнал, что будущий выдающийся художник родился в 1927 году в городе Яффо  (сегодня – часть большого Тель-Авива), куда двумя годами раньше перебралась из Литвы  его семья.
 
  Отец, печатник по профессии, устроиться на земле своей мечты не смог,  что, видимо, сильно изменило его сионистские убеждения. Семья сначала вернулась в Литву, а затем перебралась в Париж.

  Семье Тобиас повезло – если можно считать везением два года, проведенные в небольшой комнатушке с закрытыми жалюзи во время нацистской оккупации. Нет, без сомнения повезло - их не обнаружили, никто не донёс на них,  они уцелели... 
 
  А особенно повезло Тео, который смог в вечном мраке этой ужасной комнаты читать,  рисовать и играть в шахматы с отцом.

  Конечно, ежеминутная игра в прятки со смертью, ужас, который они испытывали, когда слышали топот немецких солдат на лестницах дома, наложили глубокий отпечаток на личность художника и на его творчество. Несмотря на то, что после освобождения Парижа Тобиас достаточно быстро стал признанным мастером с мировым именем, он многократно возвращался к теме преследования и изгнания.

  Как мне кажется, именно эта тема воплощена в его скульптуре "Венера", установленной в Сан Поль де Вансе. Сегодня его жители - это успешные и благополучные люди мира искусства. Но не зря этот город называют "прибежищем" …

  Представляется, что Тео Тобиас сконцентрировал в своей скульптуре не только страшную память   из пережитого прошлого, но и предчувствие   ужасов будущих войн и гонений.  Предчувствие тех ужасов, которые  превращают  женщину – богиню, любимую, мать, хранительницу очага - в  несчастное бесформенное, загнанное  существо. 

  Эта скульптура – очередное предупреждение человечеству. Возможно, последнее…


  На коллаже представлены также снимки некоторых полотен мастера, и кадры из фильма-интервью художника – www.tobiasse.fr 


Рецензии
Спасибо, Борис!
Я уверена: вы точно угадали смысл, который вложил художник в эти уродливые формы:
"Тео Тобиас сконцентрировал в своей скульптуре не только страшную память из пережитого прошлого, но и предчувствие ужасов будущих войн и гонений. Предчувствие тех ужасов, которые превращают женщину – богиню, любимую, мать, хранительницу очага - в несчастное бесформенное, загнанное существо".
Так оно и есть!
С уважением и признательностью,

Светлана Петровская   05.10.2021 23:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! Мне, к сожалению, угадывать не надо: это страшная память из пережитого родными и близкими...С уважением,

Борис Готман   06.10.2021 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.