The Grunge

Внезапно захотелось написать про гранж. Причем, не из разряда, что это такое и с чем его едят, об этом за двадцать лет написано столько, что количество инфы не поддается никакому подсчету и итог плавно уходит в бесконечность. Хочется написать  про, гранж, как саундтрэк огромного куска моей жизни и как внушительный пласт музыкальных пристрастий. После того как я уже давно перестал быть сферическим гранжером в вакууме, а стал в итоге меломаном, хочется вспомнить и  обобщить тот непростой, долгий и тернистый путь, может это кому-то и покажется интересным. Мои музыкальные интересы всегда были напрямую связаны с субкультурами, а это уже чуть большее, чем просто увлечение или одно из проявлений подросткового максимализма.  Все началось с того, что однажды я впервые услышал гранж, и понял, что залип на долгое время. 

Сейчас в условиях абсолютной музыкальной доступности полюбить группу Nirvana очень просто, достаточно быть зарегистрированным в соцсети, подписаться на любой маломальский информационный ресурс касающийся рок-музыки, и рано или поздно будет шанс послушать хотя бы тот же Smells Like Teen Spirit. А при возросшем интересе за пару-другую кликов мыши найти и переслушать всю дискографию, прочитать всю биографию, посмотреть клипы и редкие выступления. И с чувством выполненного долга залить понравившееся музло на плеер. Но 15 лет назад  при наличии отсутствия интернета (сложно представить, да?) источниками информации были подростковые журналы, телевидение и радиостанции. Ну и, конечно же, это друзья, которые могли дать тебе послушать что-нибудь, что могло повлиять на твой музыкальный вкус.  А музыка в середине-конце 90-х была на кассетах и компактах. Винил уже отошел, а мп-3 и потоковое аудио еще были необжитым пространством, по крайней мере, для большинства людей в России. И тут уже не пара кликов мышки, но ближайший музыкальный магазин или киоск и наличие карманных денег диктовало, что же ты будешь слушать сегодня вечером, не считая радио, где все уже и так знакомо.  Нужно упомянуть, что автор статьи  из Екатеринбурга, поэтому, все, что будет написано далее, будет касаться только распространенных здесь источников информации и регионального рынка музыкальной индустрии. Так что же может вызвать интерес к Nirvana у подростка образца конца прошлого столетия?   Да, группа была очень популярна, года до 97-го пиарилась  журналами Cool, Bravo, Ровесник. Ее иногда крутили на рок-радиостанциях  навроде  давно почившего «радио 101» и совсем уж редко можно было услышать на станциях, рассчитанных на массового слушателя. Ее могли слушать твои друзья или старший брат и подкинуть кассетку. Да и если юный меломан любит зарубежный рок, то рано или поздно наткнется и на Nirvana. Все это непостижимым образом прошло мимо меня. Конечно, я в силу возраста, пропустил время популярности гранжа в мире и чуть позже популярности в России. Я пошел иным путем. 

К гранжу я пришел неожиданно. Это было напрямую связано с запуском эфира в Екатеринбурге нового канала MTV-Россия. Сначала его можно было наблюдать  на местном канале АТН, в перерыве между собственными программами днем и в ночное время. Но потом MTV переехало на 51 канал, переименованный  сразу по такому случаю в «ПятьОдин». И там уже вещало на полную катушку. Можно сказать, «MTV Россия» тогда сделало мою жизнь.  С конца 1998 и вплоть до 2003 года, канал MTV был моей религией, культурой, и светом в конце тоннеля. Неудивительно, ведь там показывали то, чего в принципе тогда не было и что мало крутилось на Муз-ТВ, Это была зарубежная рок-музыка. Та, которую я не знал и не мог знать, неоткуда было черпать. Поэтому не интересовался. До появления  MTV максимум, что я слушал из зарубежной музыки,  это Beatles, Smokie,   диско  80-х, eurodance и случайно купленную кассету  Spice Girls. Не скажу, что плохо, я и сейчас  тащусь от евродэнса, например. Но это ограничивало желание слушать что-то новое, я наобум покупал кассеты, ориентируясь на тогдашние интересы, и можно сказать, топтался на месте.  Конечно, о канале MTV и гранже, в частности,  уже было довольно таки смутное представление, основанное на клипах, транслируемых по 10 каналу в 1994-1996 годах. Логотип MTV я уже знал и  рисовал в школьных тетрадках задолго до появления оного в России.   Nirvana знал по клипу About A Girl (из MTV  Unplugged) и Soundgarden  по шикарному видео Black Hole Sun.  И ошибочно полагал, что гранж он и весь такой, легкий, воздушно-акустический. Откуда тогда было знать правду, ни разу не услышав хотя бы тот же Smells Like Teen Spirit? Об остальном можно было и не мечтать.  Услышав в 1994 году, пусть даже случайно, к примеру,  Green River, Melvins и Mudhoney, я бы равнодушно пропустил мимо ушей. Я был тогда еще ребенком. В десятилетнем возрасте это было неинтересно. Зато стало интересно в 1999, когда вдруг появился MTV и вдруг я начал смотреть такие клипы таких групп, как Offspring, Red Hot Chli Peppers, The Cardigans, Garbage. Полюбил  AC\DC и Metallica. Все свободное время проводилось у телека, особенно лето 1999 года, когда дни и ночи напролет с перерывами на пожрать я торчал у экрана и впитывал всю музыку. А она транслировалась и транслировалась. Био-Ритм, Экстра, Дневной Каприз, 20-ка самых самых, и 20-ки Европейская и Американская стали смыслом жизни, а Лика, Тутта Ларсен, Шелест, Александр Анатольевич и Василий Стрельников -  новыми друзьями. Особенно я зафанател от Бивиса и Батт-Хеда  и  клипов, которые они обсуждали... Это был 100% -й старый MTV,  на котором тогда резко начал воспитываться мой музыкальный вкус. И, кстати клипы Nirvana Бивис и Батт-Хет тоже обсуждали, ведь исторически сериал снимали с  1994го.  В основной ротации канал нередко тоже крутил гранжевые клипы, в основном Teen Spirit, была даже отснята передача про гранж.  Но я и тогда, познавая новую для себя музыку, увлекся  Offspring, Blink 182, сильно полюбил калифорнийский поп-панк за его позитивную энергетику и бодрый драйв. Затем был Limp Bizkit.  До гранжа оставалось полгода.

Случилось так, что пришлось идти иным путем и в этот раз. Моя эпоха гранжа началась не с Nirvana. На какой-то момент осозналось, что я люто, бешено, тащусь от клипа Celebrity Skin группы Hole.  А это означало срочное пополнение домашней фонотеки одноименным альбомом. Что и произошло. Сейчас  понятно, что тогда, в 2000 году купить альбом Hole  - Сelebrity Skin, да еще и на ЛИЦЕНЗИОННОЙ аудиокассете, оказалось колоссальной удачей. Не окажись тогда в магазине «Титаник Видео Рекордс» этой кассеты, кто знает, как бы все сложилось. Причем получилось так, что продавец тогда уверял меня, что при наличии отсутствия, альбома, он ничем не может помочь. И к удивлению нас обоих, я минут через пять сам нашел кассету на полке. САМ НАШЕЛ КАССЕТУ НА ПОЛКЕ! (сохранилась не только сама кассета, но  даже чек, на 9 апреля 2000 года, ценою в 32 рубля. Именно столько я заплатил,  чтобы в итоге эта музыка изменила мою жизнь) Радости не было предела! Всю дальнейшую неделю я нон-стопом слушал альбом на своем верном двухкассетном магнитофоне Philips. Крутил  до, после, и вместо школы. Прослушав, наверное, стопицотый раз я понял, что сошел с ума от голоса Кортни Лав. Подростковый фанатизм взял свое, и вскоре у меня в руках оказалась книга «Курт и Кортни в собственных высказываниях», купленная в магазине «Эолис». Прочитав ее, мне стало ясно, что срочно надо послушать и Nirvana. Перед глазами открылась прекрасная и удивительная  эпоха, эпоха музыки гранж. Уже через пару недель после покупки Celebrity Skin и неделю после книги, было принято решение познакомиться с творчеством Курта  Кобейна, Криса Новоселича и Дейва Грола. Помнится, я сбегал в тот же «Титаник» и купил кассету «In Utero». Сказать, что понравилось, значит, ничего не сказать.  Башню снесло окончательно и бесповоротно. К лету в фонотеке уже лежали  все номерные альбомы. Но главным крышесносом стала книга «Нирвана и саунд Сиэтла», купленная в Таркусе.  Я читал ее over 9000 раз, чуть ли не выучил  наизусть,  лелея мечту о многих упоминаемых в книге альбомах, которых, как впоследствии выяснилось, не было в магазинах и тем более в киосках.  Pearl Jam, Soundgarden, Mudhoney, Tad, Melvins, Screaming Trees, Alice In Chains, Sonic Youth, L7, Babes In Toyland, 7 Year Bitch, Bratmobile, Dickless  и впоследствии многие другие  группы стали смыслом жизни на несколько лет. Захотелось послушать, желательно  все группы и сразу. Началась совершенно другая жизнь. Я люто, бешено, начал бегать по киоскам и скупать все альбомы Nirvana.  Вторым по счету оказался Nevermind, я его купил, если не ошибиться, в одном из киосков на площади 1905 года. Это сейчас там все прилизано, красиво и цивилизованно. В середине-конце 90-х  чуть менее, чем полностью всю площадь от 8 марта до Вайнера занимали  комки, где, помимо шмоток, была куча витрин с дисками, аудио и видеокассетами. Сейчас я абсолютно считаю, что нужно знакомиться с творчеством любой группы нужно с первого альбома, потом второго и так далее. Даже если сначала был прослушан какой-нибудь The Best. Ибо мнение сложится наиболее адекватно. Мнение мною озвучено не впервые, еще в книге «Nirvana и саунд Сиэтла» упоминалось, что после коммерческого лоска  Nevermind, альбом Bleach к примеру воспринимается, как гаражный и мрачный. В моем случае после впечатления от In Utero, Nevermind показался менее тяжелым и более быстрым, но после нескольких прослушиваний, я залип.  Потом был Bleach,  который я  сразу полюбил, как ни странно. Incesticide мне понравился за уже знакомое панковское звучание песен Molly’s lips и Been a Son. Потом Unplugged и уже на диске From The Muddy Banks Of The Wishkah. Остальные кассеты покупались по мере обнаружения в киосках. В итоге собралась довольно внушительная коллекция, по которой можно судить о рынке аудиокассет того времени. 



Если говорить о кассетах, с точки зрения истории, то можно поразмышлять. Nirvana к 1997-2000 году была на волне популярности в России. Об это можно проследить, вспоминая, к примеру, чарты журнала cool, печатаемые  на последней странице. Я регулярно покупал эти журналы, и прекрасно помню, как альбом Nevermind и соответственно трек Smells Like Teen Sprit долго находились в топах. На группу был спрос. А спрос, как известно, рождает предложение. В момент популярности группы Nirvana (1992-1994) в России  продавались кассеты в киосках звукозаписи и в многочисленных ларьках. То SKC, реже RAKS или BASF, на 90 минут, с двумя альбомами и в лучшем случае отпечатанном на принтере списком песен. И фразой вроде «записано с CD на кассетных деках Pioneer».  К концу 90-х в России более-менее уже сложился рынок аудиопродукции. В ходу были не только множество пираток с цветными аутентичными оригинальным альбомам буклетами, но и уже в полном смысле этого слова лицензионные аудиокассеты.  Везло фанатам гранжа, живущим в Москве, Питере. Для многих олдовых любителей жанра к примеру слово «Горбушка» предоставит много приятных воспоминаний.  Чуть менее, но все же везло фэнам в городах-миллионниках. В Екатеринбурге же музыкальный рынок рулили многочисленные ларьки с кассетами и обязательной колонкой S-90 вещающей  на улицу.  Шик-модерном были  сети магазинов «Союз», «Эолис». И само собой  «Титаник Видео-Рекордс» на Луначарского. Но самым культовым местом для фэнов тяжелой и альтернативной музыки, являлись и являются до сих пор, конечно же Таркус и Алхимия. Попытаюсь собрать в одну классификацию аудиокассеты Nirvana, что встречались в рознице Екатеринбурга во времена моего увлечения гранжем. И я начну с лицензии.


1. Да, пожалуй, единственной лицензией  в то время, кроме студии «Gala» (Nirvana отметилась в серии компиляций), и «Союз» (она не выпускала Нирвану), можно считать продукцию Юниверсал-Мьюзик. В 1999-2002 эти кассеты можно было встретить в Титанике и в Союзе. Я покупал, к примеру, за 32 рубля эту лицуху с качественно отпечатанным буклетом и названиями группы и альбома на самой кассете. Universal выпустила все номерные альбомы Nirvana. У меня был In Utero, сейчас, к сожалению не сохранившийся.

2. Вторые по значимости кассеты Nirvana  выпускала Global Music. Конечно, пиратка. Выпущенные в 1997 году в большом количестве, они лежали на витринах вплоть до заката эпохи аудиокассет. Последнюю я купил году в 2003 в ларьке недалеко от дома.  Продавались буквально везде, стоили дешевле, чем лицензия.  К радости фэнов, были выпущены не только номерные альбомы, но и редкие сборники, концертные бутлеги и даже синглы. Встречаются экземпляры, где на кассете отштамповано Nirvana. Качество записи на них было неплохим. Но встречались и кассеты от сторонних производителей с ужасным качеством. К примеру, на бутлеге «Come As You Are» очень завышены верхи при записи, в итоге кроме треска услышать что-либо трудно. Но это было и со всеми пиратками.

3. Здесь можно указать годные, хорошие кассеты различных винрарных студий, например, Astra-records. Преимущественно  1997 года. Выпускались в т.ч.  номерные альбомы Nirvana. У всех кассет Astra был свой общий дизайн, как буклета, так и самой кассеты. На них был всегда указан исполнитель, альбом, и список песен на сторонах.   На буклете фотография альбома. Качество записи на хорошем уровне. Также можно упомянуть студию  Vigma (Magra) West/East, также выпустившую номерные альбомы.  Эти кассеты к 2000 году уже мало где встречались, продавались в основном в определенных киосках.

4. Особняком стоит выделить культовые синие кассеты PIGGYmot Records. Рай для любителей гранжа, ибо именно на них можно было встретить все альбомы всех групп от Soundgarden и  Alice In Chains, до Hole, L7 и Babes n Toyland. Именно эти кассеты я пачками скупал в Таркусе за 35 руб\шт, и слушал те группы, о которых до этого мог только читать в книгах. К слову, Piggymot порадовал фэнов Нирваны  бутлегами с живых выступлений. Однозначный вин, как по содержанию, так и по качеству записи.

5. Отдельно можно обобщить сборники. The Very Best, Greatest Hits, Golden Collection, Platinum Hits, Лучшие хиты, Золотая серия.   Тысячи их! Лежали тоннами на прилавках любого магазина или ларька. Качество записи варьировалось от удобоваримого до  поганого. Набор песен во многом был схож, но иногда можно было найти редкие треки из синглов. Встречались даже подарочные сборники в виде двух-трех кассет в красивой картонной коробочке.  Кошерной можно считать серию «Легенды зарубежного рока» от Gala-records (черный фон с красными буквами). Запись действительно хорошая, и сборник составлен грамотно, а не от балды. Были в продаже до конца эпохи аудиокассет. http://cs619129.vk.me/v619129782/12462/fIxF9hxfpIY.jpg

6. Ну и последнее. Откровенно пиратские кассеты, с ошибками в названиях треков, кривым принтом, ужасной записью, сомнительной лентой, обрывами песен в конце кассеты. Иногда вообще без лейбла. Касаемо Nirvana, было очень много пираток. Последние  высыпались на прилавки к 2002 году, когда должен был выйти официальный сборник раритетных записей, включая You Know You’re Right, на которую был смонтирован клип и транслировался по MTV. Но не все пиратки данного типа были настолько жуткими, встречались и более менее качественные экземпляры. К примеру, у меня есть Unplugged от  загадочной  компании DGZ (David Geffen Znaet?) с неплохим качеством записи, ленты и принтом буклета.


В общем, оценивая аудиокассеты и моей коллекции Nirvana, можно отметить Singles Collection Vol. 2 однозначный вин, состоящий из синглов Smells Like Teen Spirit, Heart-Shaped Box, All Apologies\Rape Me. Очень редкие песни, не светившиеся в основных LP. Всегда размышлял, а есть ли Vol 1? Не знаю, не встречал. На всех кассетах Global Music на внутренней стороне буклета гордо красуются такие винрары как Outcesticide, Final Solution, Mindblower. Жаль, не встречал в продаже. Остальные были.
В том же Таркусе  была куплена кассетка  Nirvana - Live In USA неплохим качеством концертной записи 1994 года. И последней, уже в  2004 году, когда я уже отошел от гранжевой  тематики и начал слушать много хорошей и разной рок музыки, была куплена последняя аудиокассета Nirvana в коллекции – сборник с песней You Know You’re Right.
 
В принципе, всем этим кассетам можно однозначный плюс поставить. При относительной дешевизне, можно было ознакомиться с практически всем репертуаром группы, в том числе и редкими треками. Необходимо еще отметить, что в то время, пиратки продавались не только  в крупных городах, но и  в небольших, вплоть до ПГТ, где людям в силу информационного вакуума, было сложно развить музыкальный вкус. Что как не кассета Нирваны, купленная подростком ради чистого любопытства в единственном на всю деревню киоске кассет, может существенно изменить не только музыкальные пристрастия, но и возможно всю жизнь?

Но кассеты кассетами, а вот не зная как выглядят\поют\играют твои любимые музыканты, впечатление будет неполным. Скажем так, фанатеть от группы, не видя выступлений и видеоклипов – сейчас дело уж совсем немыслимое, пара кликов мышью и смотри себе хоть редкое видео фестиваля Lollapalooza, Reading\Leeds и даже домашние видеозаписи групп. А тогда с этим были напряги. На MTV увидеть клипы Nirvana можно было нечасто. Может, мне просто не везло. Тем не менее, Smells Like Teen Spirit  я там увидел, когда был знаком с оным по видеокассетам.
Видеокассеты подобного жанра в широкой рознице  тогда не встречались. Понятное дело, видеопиратство немного другой бизнес, там идет упор на фильмы. А музыкалками даже «Союз» и «Гала»  баловались в порядке общего спроса. В магазинах «Эолис» и «Титаник» на полках музыкального видео  валялось два с половиной исполнителя  типа Queen или Nazareth. Гранж я там не замечал. Зато он продавался в специализированных магазинах « Таркус» и «Алхимия».  Я бесконечно благодарен  магазину Таркус и лично Михаилу Федоровичу Номоконову за то, что именно в этом магазине можно было  купить  в частности все каноничные гранжевые  альбомы и  видеокассеты.
Что касается VHS, я скупил там почти все видео, имеющее отношение к Nirvana. Если не ошибаюсь, 120 рублей за видеокассету. Сущий пустяк, для того счастья, когда без рекламы и не ожидая клипа в ротации MTV, дома наслаждаться видеозаписями любимой группы. Кроме прочего, я купил в Таркусе  «Live! Tonight! Sold Out! » – видео с нарезками концертных выступлений и интервью Nirvana. Я смотрел эту кассету каждый день по нескольку раз долгое время. В итоге в моей коллекции появились еще:
  -   Nirvana Quick Video – первая видеокассета, купленная мною. Компиляция, французского телевидения, состоящая из всех официальных видеоклипов и второй половины Live! Tonight! Sold Out! Именно тут я увидел впервые все клипы и концертное видео! Эта кассета окончательно превратила меня в фэна Nirvana. 
-  MTV Presents: Nirvana Special  - знаменитый концерт в поддержку In Utero 1993 года. 
- Unplugged In New York
- 1991: Year  Punk Broke – Фильм Дэйва марки о туре Sonic Youth, Nirvana, Babe In Toyland, Dinosaur Jr, Ramones, Gumball. Примечателен тем, что наконец-то я смог увидеть некоторые группы, с полным творчеством которых доведется познакомиться только спустя несколько лет.
 - Pearl Jam. Видеоклипы песен альбома «Ten» 1991 года плюс видео о работе в студии над альбомом Yield.
 - Hole: Videos.  Все выпущенные клипы на момент 1999 года. Плюс отрывок MTV Unplugged.  Видеокассета невозбранно позволила оценить все хиты группы, которые я долгое время мечтал послушать, да негде взять было.




Теперь немного про Hole, раз разговор зашел. Тут оказалось все сложнее. Я долгое время безуспешно искал остальные альбомы, о которых так красиво было написано в книгах. У одной моей знакомой, которая училась во Франции, а летом жила в Екатеринбурге,  по ее словам, был на лицензионный компакт   Live Through This  и я страшно ей завидовал тем летом 2000 года.
Конечно,  тогда было обидно. Ведь  музыкальный центр в нашей семье появится лишь в 2001, я тогда на него еще только начал копить. Диски тогда были недостижимой мечтой. Первый компакт группы Garbage, например, я купил в 1999 году в уцененке, и  он два года лежал на полке, то того, как был прослушан. Поэтому дискам будет уделено относительно, немного внимания.
Итак, Hole по известности, это не Nirvana,  поэтому долгое время кроме «Celebrity Skin» слушать было нечего. А очень хотелось. Поэтому  летом 2000 года искал группу везде, зная, что поиски окажутся провалом. Понятно, что группа не пиратилась розницей – спрос массой населения почти отсутствовал, в киосках ее не было. Оставалось надеяться на какие-нибудь сборники. Случаем в Титанике был куплен «какой-нибудь сборник», саундтрэк культового фильма «Танкистка (Tank Girl), там, кроме прочего, были представлены Hole –Drawn Soda. И, внезапно L7 с песней Shove из альбома Smell The Magic!!!!11111. Конечно, я тогда уже знал наизусть названия большинства песен всех гранжевых групп и заочно очень  сильно любил L7,  мечтал их услышать.  Песня «Shove» полтора года была единственной. Я ее врубал на полную громкость и балдел.
После покупки вышеупомянутой видеокассеты  Hole, я перекатал на магнитофон с видеокассеты  музло на аудиокассету, и среди друзей долгое время она была единственным источником информации. Качество было жутким.  Через самостоятельно спаянный провод, воткнутый в разъем для наушников у телевизора и  на вход на магнитофон «Весна 212 С-4»,  запись откровенно ужасной. НО ЭТО БЫЛ РАРИТЕТ!

Этой же весной появился мой новый друг, музыкальный центр Samsung. На момент написания этой статьи он все еще работает, хоть и ожидает небольшого ремонта. Тяжело ему пришлось за эти 15 лет. Наступила, наконец, эпоха компакт дисков в моей жизни. Поскольку диски стоили в разы больше, их было немного в коллекции, поэтому я старался искать только нетленку, Я вожделел альбом Hole – Pretty On The Inside.  Во многом из-за описания в книгах, во многом от убеждения слушать группы с первых альбомов.В итоге где-то к лету удалось скопить 500 рублей, и заказать фирменный диск в Титанике. Пришел он уже к осени. Голландская лицензия, красота. Дебютник своим звучанием намного отличался от Celebrity Skin. Но подобного я ожидал, ведь в книге «Нирвана и саунд Сиэтла»  было описание процесса записи альбома, и переданы вся эмоциональная составляющая и важность дебютника для Кортни. На мой взгляд, это очень автобиографичный альбом для нее, как по музыке, так и по текстам. Той же осенью попал в мою коллекцию и фирменный американский диск Celebrity Skin, я его случайно узрел в комиссионном отделе «Титаника». Тогда же куплен, к сожалению  ушедший в небытие  двухдисковый Golden Collection, на котором оказался сингл Oh, The Guilt/Puss, те две песни я ранее  не слышал.
Все лето, осень и зиму 2001 года я слушал Nirvana, Hole, попутно разыскивая любые гранж альбомы, и мечтая о них.  К тому времени я уже успел отростить хаер (а как вы хотели?) и вовсю осваивалась гитара. Терзая старую акустику на курсах гитары, и дома,  уже вовсю мечталось о другом. О собственной группе в стиле гранж. До группы, впрочем остается совсем недолго, а до гранж альбомов чуть больше. 
Весной 2002 года в Таркусе появляются культовые аудиокассеты – PIGGYmot Records. В мою коллекцию попадает  сразу несколько кассет Hole. Альбом Live Through This (1994), компиляция Ask For It (1995) на второй стороне Foo Fighters – Big Me (1995) . И альбом – компиляция ранних синглов  My Body The Hand  Grenade. Радости не было предела, знакомые по книгам альбомы НАКОНЕЦ-ТО МОЖНО БЫЛО ПОСЛУШАТЬ!


Спустя, наверное, пару месяцев появляются некоторые другие кассеты PIGGYmot. Настало время упомянуть моих любимых L7 и Babes In Toyland, альбомы которых я люто, бешено вожделел, имея в арсенале по одной композиции от каждой. Хотя, вру, по две. Как-то  показали  клип L7  - Pretend We’re  Dead по MTV в передаче Alter Zone. Еще более жутким качеством (плюсом неважный сигнал канала) песня перекочевала на кассетку. На тогда уже составленный первый гранжевый сборник из имеющихся песен. А что делать-то на безрыбье? От  Babes In Toyland была Dust Cake Boy c видеокассеты Sonic Youth. Плюс еще случайно увидел на MTV, как Бивис и Батт-Хед в одной из серий обсуждают клип  Ripe, я записывал этот мультсериал. И сходил с ума от тех музыкальных отрывков, это было мало, но очень круто. Сейчас  может показаться смешным, но тогда и эти вещи считались ценнейшими раскопками.
 
Итак, тогда  сразу несколько вещей из Таркуса прямиком попали  в магнитофон:
 - Альбомы L7: L7’88 (1988), Bricks Are Heavy (1992), Beautiful Process: Triple Platinum (1997)
- Альбом Babes In Toyland  - Fontanelle (1993) На обложке отпечатано Bebes In Toyland, лол. Но я не ожидал найти настолько редкую и желанную группу, и
- Альбом Pearl Jam – Ten (1991)
 И, конечно же, я не мог не купить Sonic Youth – Goo (1991) и отдельно сингл Dirty Boots, я обожал эту песню еще с видеокассеты 1991 Year Punk Broke.
Воистину эпик вин, эти кассеты окончательно убедили меня в офигенности гранжа. Все кассеты  PIGGYmot слушались как нечто священное. Причем к радости от наконец-то услышанных альбомов примешивалось чувство избранности. Ведь тогда, я был,  возможно, одним из первых и единственных обладателей и слушателей. Сейчас в эпоху интернета это чувство известно будет знакомо лишь коллекционерам действительно редкой музыки или винила. Гранжем уже не удивишь.
 
Еще, конечно, можно оспорить и принадлежность некоторых альбомов к жанру гранж. Например, в дебютнике L7 много хэви-металлических фишек и панк рока. У Babes In Toyland прослеживается влияние хардкора. А некоторые вещи Pearl Jam  ближе к классическому стадионному року. И все же их объединяет одно – эпоха. Прекрасная и уже далекая для 2014 года.
Об L7 можно написать  много, они даже сейчас остаются одной из любимых групп. На кассетах ПиггиМот не достался лишь альбом Hungry For Stink, он был в продаже, но я не успел. Видимо, не судьба, я его оценю спустя 5 лет, уже скачав с интернета. Чуть ранее оценю совершенно шикарный Smell The Magic, заказав диск у кого-то. Не лицензия, нарезка. Но альбом я вожделел, пожалуй, дольше всех остальных LP. 


На этом, пожалуй, и закончилась моя теплая, аналоговая коллекция. Спустя пару лет придет новая эпоха – эпоха бездушной цифры. И все недостающее в коллекции гранжевое музло я успешно осваивал, покупая мп3 диски, а потом подтянулся интернет, и я тоннами сливал любимые альбомы и видеозаписи. С начала модемом, ночами, по несколько песен. Потом увеличивалось число музыкальных ресурсов, интернет дешевел. Помнится, в первый же день подключения безлимитного тарифа, я сливал концерт L7 1993 года, и тащился.  Тогда не было цели коллекционировать, как это сейчас происходит с винилом, хотелось просто услышать тех музыкантов, чье творчество было недоступно всвязи отсутствием такового на рынке. Очень порадовали Seven Year Bitch, группа малоизвестна, но альбомы шикарны. Необходимо упомянуть Dickless, о которых упоминалось в книге «Нирвана и Саунд Сиэтла, удалось найти оцифровку с винила. Очень достойные треки, на стыке забойного рок-н-ролла и гранжа.  Жаль, дальше сингла дело не пошло. Да и вообще, сейчас без особого напряга можно найти любую редкую гранж группу из каталога Sub Pop Records, что каких-то 15 лет назад казалось немыслимым. Интернет подарил миру музыкальную анархию, но, на мой взгляд, исчезла одна очень важная деталь. Уникальность. Где-то достал очень редкую запись, радостный влетаешь домой, звонишь приятелю, и говоришь: «Не поверишь, я такое нарыл!»  А он в ответ: «Фигасе, а где?!»
Сейчас это уже сложно представить.


Теперь о сопутствующих атрибутах. Как у любого нормального фаната Nirvana тех лет, у меня все стены в комнате были увешаны постерами, благо с этим не было проблем. Постеры Nirvana помимо огромного количества других рок знаменитостей в изобилии продавались в подземных переходах, рынках, вышеперечисленных рок-магазинах и проч. Журналы а-ля «Все звезды» не отставали.
С другими гранж группами, все сложнее, но постер Кортни Лав с гитарой, у меня тоже был, например. А постер Suzi Gardner, гитаристки L7 так и до сих пор красуется на видном месте, как дань той эпохе.
Была конечно же футболка Nirvana, какие-то там браслеты, подвески с изображениями. В свою неформальскую юность баловался и этим.

Немаловажную роль в ликбезе по гранжу, сыграли книги, я их перечислю. Те, что были в продаже в 1999-2004 годах.

1. Жизнь и смерть Курта Кобэйна. Август 1996 г. Первая изданная в России книга по сабжу. Небольшая такая книжечка в недорогом ветхом переплете. Мой экземпляр в силу возраста уже рассыпался, неоднократно приходилось подклеивать. Авторы книги сразу предупредили, что издание неполное, поспешное,  и не поленились обещать полное издание.  Таки осилили. Издание в твердом переплете, я годами позже увидел в продаже и купил. О нем ниже.

2. Жизнь и смерть Курта Кобэйна (часть 1). 1996 г. Второе издание. Полная версия, ,  вышеупомянутой книги, больше инфы. Но опять же про начало карьеры и обещание призрачной второй части, где будет уже все остальное, в т.ч. про другие гранж группы. Второй части в продаже я не увидел, может за пределы Москвы книга не пошла, авторы во вступлении жаловались на отстутствие финансирования. Но в целом издание радует подробной информацией и полной спискотой всех альбомов и текстами песен с переводом.

3. Бред Моррелл. Nirvana и Саунд Сиэтла. 1996 г.  Продавалась в большинстве музыкальных магазинах (не только Таркус\Алхимия) Свой экземпляр я покупал в магазине «Эолис». Считаю книгу настольной библией любого поклонника гранжа. Лаконично и интересно повествуется не только об истории Nirvana, но и анализ всей ситуации музыкального рынка США. Книга рассчитана на американского читателя, поэтому многие упоминаемые группы лично мне были неизвестны, но от этого не менее привлекательны. Однозначный вин.

4. Ник Вайз. Курт Кобейн и Кортни Лав. Сами о себе.  1996, издание в России 1997. Книга содержащая в себе цитаты Курта и Кортни по разным тематикам.  Очень много редких фотографий. Это первая книга, с которой началось мое знакомство с Nirvana.  Маст Хэв.

5. О. Бочаров. Панк-энциклопедия. 2001. Издание Второе. На первый взгляд книга никакого отношения к гранжу не имеет, более того, автор упоминает в предисловие свое прнебережительно отношение к сабжу. Однако достойна упоминания из-за присутствия в ней шикарных обзоров на Nirvana, Pixies, Sonic Youth, L7.

6. Тут я упомяну сразу две книги, относящиеся к гранжу в прямом смысле, но обычному читателю они будут бесполезны, а вот читателю-гитаристу очень даже. Речь идет о Seattle+Grunge и Nevermind. В первой книге ноты и табулатуры некоторых композиций разных гранж групп. Во второй – соответственно все песни с альбома Nevermind.  Мне в свое время очень помогли осваивать гитару. Пока не появился инет и этот ваш «гитарпро».

В качестве заключения данной статьи, хочу сказать, что гранж для меня  оказался отправной точкой в прекрасный мир музыки, и  впоследствии я перешел на другие жанры, будь то панк рок, грайндкор  рок-н-ролл, олдскульный рэпчик, электронная музыка или группа Коррозия Металла, например. И некоторые группы остались любимыми до сих пор. Но приятно вспоминать, что многие друзья времен неформальской юности удивлялись, как я не мог знать некоторые вещи Арии, Кино и проч. Вообще, как можно не любить русский рок, который меня, кстати, всегда мало интересовал. На что я улыбался и отвечал: «Не было времени, друзья!» Я слушал гранж. Такие дела.


Рецензии