Сокровищница без сокровища...

                Из серии: Впечатления из рюкзачка

Записки путешествующей Rox27dragonfly..


                Город Владимир. Центральная Россия.

                Кафедральный Собор  Успения  Пресвятой  Богородицы:

                Сокровищница без сокровища…


               



 
                Удивлению не было предела…

                Такого восхитительного  смешения  стилей и эпох  внутри одного  Храма, ранее наблюдать не удавалось.  Даже  Висячая церковь  Аль-Муалляка  VII века в  Каире, с элементами  всех  будущих  религий мира в своем  интерьере, пленившая мое воображение   лет  20 назад, отступила на задний план.  Душа открылась  для нового потрясения.

                Все закономерно. Коптская Церковь древнеримской эпохи, построенная  в честь  Пресвятой Девы Марии,  передала эстафету понимания иного феномена.

                Как описать  многомерность открытия?  Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире  - «чудо Залесья», хранящее в себе тайны нескольких  эпох. 

               
                Собор необыкновенный и знаковый, хронология событий которого  и есть отражение истории развития древнерусского государства. Здесь хранится историческая память народа. Ощущение такое, словно ненароком  ты  попала в то самое сакральное пространство, где  время не подчиняется установленным  физическим законам. С поправкой на то, что это  не  хранилище… но сама сокровищница возможностей роста России.

   
                Стоит только шагнуть  внутрь собора, как  история  государства  Российского «поглотИт» тебя без остатка. Будто машина времени промчит по основным вехам  истории храма, где каждый пункт – это очередной век  человеческой цивилизации.

                От истоков церкви, вырубленной из столетних дубов  (Х в.), до великолепного собора белокаменного зодчества (ХII в.), образца  для строительства храмов всей Руси (XIII в.), памятника мирового наследия  Золотого списка ЮНЕСКО (XIX в).


                В том, что Успенский кафедральный Собор во Владимире – уникальный архитектурный историко-художественный памятник  Древней Руси,  сомневаться не приходится.

                Уникальность... в резком противоречии самой концепции древнего интерьера собора и трехъярусным иконостасом в стиле Елизаветинского барокко, в изобилии украшенного золоченой резьбой. Казалось, все это должно вносить смятение в душу человека, который впервые видит подобное взаимоисключение.

                Но нет… в этот момент, словно расчищается внутреннее  пространство души  от  эгоцентризма  и необыкновенная ясность  рождает уверенность в поддержке Высших сил.

      
                Словно по иконостасу золотыми же бликами скачут солнечные зайчики, складываясь в долгожданные слова: мы любим тебя… Все будет хорошо…


                Уникальность в  удивительном собрании настенной росписи разных столетий  в одном храме, которая  самой цветовой гаммой определяет время их создания… Что объединяет их?   Как определить это странное ощущение теплоты в области солнечного сплетения? Скорее,  этот феномен ощущения,  можно назвать... смиренной  радостью.


                И вновь…
                Пророки  с развернутыми  свитками в руках.  Синие павлины  в пышном оперении.
                Растительный орнамент  прямо  над  узкой  бойницей оконного проема…
                Чудесный  византийский колорит настенной  росписи,  исполненной  мастерами  «от немец»,  в безнадежно далеком 1161 году…

                Здесь уже роспись конца 12 века. Видите желтый фон.
                А вот  яркий синий цвет, которого не знали до 19 века. Как противовес  нежной гамме  фресок  600- сот летней давности с прозрачной  голубизной  фона  кисти  Андрея Рублева и Даниила Черного…

                Так случилось, что из  золотой тройки иконописцев с мировой известностью и признанием…  двое оставили, в буквальном смысле, свои росписи на стенах храма.


                Удивительно, но внутри храма в 21 веке  мы можем увидеть остатки фресковой росписи  внешней стены  храма, одобренной самим  заказчиком в 1161 году.
                Первоначально,  собор из тесанного белого камня  был искусно расписан не только изнутри, но и  снаружи… словно ларец. Но «обновлением» в конце 12 века после пожара, был расширен и с трех сторон окружен новыми стенами. Таким образом, древний  храм предстает перед взором современников... в своеобразном защитном  футляре новых  стен.


                Что  для нас одухотворенные средневековые фрески, что  покрывают все внутреннее пространство Владимирского Храма от пола до потолка,  с их  просветленностью  и любовью к  человеку...

                Та же  Сикстинская капелла, плафон потолка которого покрыт творением кисти Микеланджело...

                Сакральное значение Сикстинской капеллы для всего человечества оценить невозможно. И здесь не значимо какую религию ты исповедуешь. Важна ценность для общемировой истории...

                Мы почувствовали это на себе. Волею судьбы нам  удалось  посетить ее буквально в преддверии заседания Конклава по выбору  нового Папы Римского в апреле 2005 года.

                Потрясение и восторг...

                Разница здесь лишь в трактовке Страшного Суда  гениальными изографами всех времен… Рублевым и Микеланджело.
                Так,  ведь Рублев и не знал инквизиции. И, слава Богу.  Оттого фрески во Владимирском Соборе так  гармоничны моему мироощущению…  легки, светлы и  воздушны. 


                Искусные мастера из северной Италии, присланные самим Императором  священной Римской империи Фридрихом Барбароссой Краснобородым... по дружбе Великому Князю Андрею Боголюбскому, возводили Собор совместно с западными мастерами из разных стран : они не просто  обучали секретам  зодчества. Они щедро делились той  системой ценности, в основе которой главенствует красота.

                Отсюда особая легкость и белизна огромного Собора, в чьих недрах всегда смогут разместиться почти две тысячи человек.
                Потому, перспективные порталы, пояса из колон по фасадам, окна арочного типа, скульптурный декор – напоминают нам о том времени, когда талантливыми руками  сынов Европы и Руси был создан  единственный и неповторимый стиль.
                Теперь понятно, отчего  Землю Залесскую  называли  «русской Ломбардией».  По праву.  Великому Князю Андрею удалось  исполнить  мечту своего отца Юрия Долгорукого:  повернуть  Русь лицом к  Западу.

                Вот и получается, что даже через века Европу и Россию соединяет совместное строительство храмов. Вера в единого Бога.
                И сейчас это понимание для нас чрезвычайно важно.

   
                Все свершилось во имя и  благодаря  бесценной  Иконы  Богоматери,  получившей впоследствии имя Владимирской Чудотворной.

                Как музыка высших сфер звучит ее имя даже для современника, увешанного гаджетами... и имя то: Преблагословенная Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа.
                Я не из стана ортодоксов. Обычный ваш современник...но имя Пресвятой Богородицы.. меня завораживает и само произносится речетативом. Слегка нараспев...словно, с каждым словом ты выпускаешь белую птицу надежды в высокие небесные дали...Чтобы согретая твоей верою в непреложность чуда..птица посланник вернулась, неся в клювике обережное послание, которое станет твоей оливковой ветвью..

 
                И, только в таком озарении, тебе становится понятным, отчего пребывая в безусловном доверии и искренней вере в защиту Иконы,  Князь  Андрей  Боголюбский не ступал без нее и шагу.

                Согласно церковному преданию,  эта необыкновенная Икона была написана  апостолом и евангелистом Лукой  с благословения  Пресвятой  Богородицы, предсказавшей  иконе большую славу. Подумать только... эта икона писалась, что называется с живой натуры... И с разрешения реально существовавшей исторической персоны...

                Сам факт ошеломляет и рушит преграды, которые в историческом поле возводят движимые желанием угодить сильным мира сего, нанятые с особой миссией... историки.

                Только раскрытия истины, дает полное представление о том, насколько значима была эта икона во все времена...

                До середины V века Икона пребывала в почете в  Иерусалиме, после чего византийский император Феодосий II ( около 401-450)  перенес ее   в свой  прославленный Влахернский  храм.  И в  начале  XII века Икона Богоматери была   торжественно подарена Константинопольским  Патриархом Лукой  Хризоверхом  Великому киевскому князю Юрию Долгорукому.
                Вот так, великому от великого... Словно поделились величием государств...

 
                Отчего я уделяю столько внимания именно этому моменту? Икону - путешественницу несколько раз  "одалживали", а затем возвращали из Москвы во Владимир  в ХV веке. Это общеизвестная истина. Как и та, что она чудесным образом защищала от врагов и Владимир, и  Москву.  Икона настолько прославилась на Руси своими чудесами, что о ней упоминали все местные летописи – Ипатьевская, Лаврентьевская (список  1377 г.), Радзивиловская. Она чудесным образом охраняла  город и сохранялась сама, даже в пожарах и разграблениях. Посему..этот Храм – исторический  памятник созданию и укреплению культа высокочтимой  Владимирской  Иконы Божьей Матери – дело всей жизни Андрея Боголюбского.

                Возможно, пришло время еще  раз перечитать нашу историю.
                И  понять, что если чудотворная икона окончательно освободила Русь от многовекового монголо-татарского ига…
                Удивиться от откровения..насколько она сильна.
                Увидеть и осознать, что  именно после октябрьской революции, когда страну вывернуло наизнанку… именно тогда, в период великого беспредела и гражданских войн,  Икона – защитница Руси  была изъята со своего законного места и поступила в Третьяковскую галерею как обычный музейный экспонат.

                Позвольте, но ведь это очевидно:  Иконе не место в музее. Она живет и сила ее растет, по мере роста энергетического потока истинных прихожан, несущих ей любовь и безмерную веру в ее помощь. Она и сейчас способна исполнить мечту Юрия Долгорукого и вновь повернуть Запад  лицом  к России.. Поможет им не только услышать, но и понять наше стремление жить в мире и спокойствии. И воцарится мир и спокойствие…

                И кто знает, возможно, если случится Чудо и Эту Икону вернут, хоть и на временное пребывание, в Храм, построенный для нее основателем государства  российского... Она сможет защитить нашу землю  от любых напастей и смуты в людских душах...


                А, поскольку в сказаниях об Иконе (1570-е г.) есть прямое указание, что Богоматерь Божия  пожелала, чтобы ее образ был перенесен в Москву... То пусть случится чудо, и она вернется на свое место в Успенский Собор Московского Кремля…

                И хоть изредка посещает  свой белокаменный город-колыбель Владимир, ставший бережным хранителем старины глубокой... чтобы разорванные цепи исторического единства и благополучия были наконец восстановлены…

                Нам так мало отведено жить на земле, что каждый из нас желает быть свидетелем чудесного преображения страны уже в нашей жизни.

                Пусть все произойдет на наших глазах.


                И странно, если сама земля Владимирская не родит подобное обращение к Патриарху и Президенту. Я почту за великую честь подписаться под этим прошением.  Несмотря на то, что город, в котором я живу - Москва. Возможно, это именно то, что требуется сейчас в день 800- летия старейшей  Иепархии России.
               

                А Вы, дорогие мои, смотрите и удивляйтесь тому, что у нас в России даже иепархии празднуют 800-сот летие..

                И чувствуйте переданную нам в наследство нашими древнерусскими предками гордость, как чувствуют ее англичане, которые сейчас неистово борются за сохранении империи, которой всего то..чуть более 300-сот лет...


                А мне, сам Бог, как говорится, велел смотреть в сторону Патриарха, которого избрали в 2009 году, вы не поверите, в день моего Рождения... Что это было..подарок или знак.. Или что - то еще... Но факт остается фактом. Ранее мне даже в голову прийти не могло, что я буду писать о религиозных достопримечательностях..По зову души. Просто, чтобы поделиться увиденным со всеми, кто также искренне делится со мной своим видением мира. словно этот информационный обмен расчищает от заблуждений мою личную карту мира..

                С искренней благодарностью ко всем,
                ваша путешественница 
                Ксана  Дюкс


Рецензии
Дорогому писателю(це) от внимательного читателя(цы).Эти
окончания важны,так как эмоция просто запредельная.Женская.
Как впрочем и содержание,глубокое и созидательное.Раз сверху
пришли слова,почему бы и нет.Икона путешествующая и дана для
продвижения Идеи,опять же не верю реалистам,мы не знаем Высших.
Храм этот-мое детское,одно из первых далёких путешествий.Ещё
не понималось,что такое Москва,а Владимирский собор уже тогда
вошёл в сознание графикой ручейка верующих от храма.Февральские
снега и чёрная людская узкая лента.Странные высокие и загадочные
своды,негромкие, какие-то вечные сюжеты фресок.О многомерности
смыслов узнала от вас. Спасибо. Извините,коротко не сформулировалось
О.Ё.


Оксана Ёркина   10.07.2015 15:56     Заявить о нарушении
Заскочила на минутку..а тут такое😻
Оксана милая.. как здорово, что мы на одной волне..
А в букве О.. Вся самодостаточность Вселенной..
Вы знали?
Рада Вам 👼💓

Ксана Дюкс   10.07.2015 17:02   Заявить о нарушении
О-это моё удивление миром!Вы
сказали о важном!О.Ё.

Оксана Ёркина   10.07.2015 19:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.