Нам всем дан величайший дар слово

    «Нам всем дан величайший дар – СЛОВО»

    Импровизированный интернет-мост «Россия-Беларусь»
    Интервью с Надеждой Бурановой
   
 

С.Т.    Надя, а давай немножко раскрасим стандартные рамки интервью и устроим согласно времени нечто в виде интернет-моста между Россией и Белоруссией? Будь у меня компьютер нового поколения, да со скайпом, наверное, мы бы так и сделали, для удобства. Но пока придётся общаться доступными средствами, то есть обычной электронной почтой, впрочем, иллюстрируя наш мост твоими фотографиями и стихами. Но прежде чем говорить о них и о многом другом, представься, пожалуйста, полней: кто ты по основной профессии, работаешь ли теперь и если да, то кем? Скажи, кто твои родители, братья и сёстры, где ты родилась и как давно живёшь в этой чудесной славянской стране, границы с которой вдруг возникли у нас после крушения СССР, и которая для россиян остаётся родной, братской…
    
Н.Б.    Родилась я в Белоруссии, или как теперь принято называть наше государство, в Беларуси. В небольшом поселке Буда Кошелевская Гомельской области. Там встретились мои родители в послевоенные годы. Но когда мне было всего 8 месяцев от роду, они переехали жить в город Добруш да так и остались там. Потому что этот город сразу пленяет своими тихими улицами, спокойным ритмом жизни, а главное – речкой Ипуть, которая прямо в центре делит город на две части. Мосты, мостики, живописные берега, - все это можно назвать маленькой белорусской Венецией.
    Родители мои работали бухгалтерами, хотя папа и до войны, и после успел освоить несколько профессий. Два года после войны он восстанавливал разрушенные железнодорожные мосты в Гомеле, в Запорожье, в Кременчуге.
    Первое время родители снимали квартиру. А потом построили свой дом, небольшой, но уютный и теплый, расположенный так, что всегда залит солнцем. Я была единственным любимым ребенком в семье. Но меня не баловали – родители вечно сидели допоздна на работе с отчетами, поэтому мне приходилось помогать им по хозяйству: и в доме убирать, и за курами смотреть, и поросенка кормить, и печку зимой по вечерам топить. Это была обычная жизнь в те времена в маленьком городке, когда все старались кормиться продуктами собственного производства, ибо в магазинах было совсем не так, как сейчас. Но я помню, как мама всегда просила продавщицу, чтоб она выбрала селедку с икрой, потому что я очень любила эту икру. Не красную, не черную, о существовании которых я и не подозревала тогда, а именно эту – селедочную. И продавщица тыкала большой вилкой в бочку, нащупывая там жирную, толстую селедку.
    В Добруше я прошла свои «университеты» - детские ясли, садик, школу. Была очень прилежной трудолюбивой девочкой. Помню, свое самое первое 1 сентября, когда пошла в первый класс. Мне доверили выступить с трибуны на школьном дворе в этот день. Помню, что торжественно пообещала учиться на хорошо и отлично. Поэтому училась всегда с интересом, легко и окончила школу, как и обещала, с золотой медалью.
    Поскольку в школе любимым предметом была математика, и я обожала решать трудные задачки, то и вопроса не было, куда дальше идти учиться. Я поступила в Минск в Белгосуниверситет, который окончила по специальности прикладная математика. И всю жизнь проработала программистом, оставшись в Минске после распределения.
    
    Отчий дом
    
    Я уеду туда, где разливы,
    Где поют, умирая, снега,
    Где я стану свободной, счастливой,
    Как река, позабыв берега.
    
    Там живется спокойнее, тише.
    И душа, как затопленный луг,
    Отдохнет, чтобы летом повыше
    Были травы хмельные вокруг.
    
    Я уеду туда, где на крыше
    Собираются звезды в ночи,
    Где мне будет даровано свыше
    Счастье – самый родной из мужчин.
    
    Там скрипят половицы от боли
    Отпевания горьких утрат.
    И расписаны лучшие роли
    Среди тех, кто остался. Богат
    
    Этот мир на разлуки и встречи,
    Но одна из них главная – дом.
    Он меня, согревая, излечит
    И настроит на верное «до».
    
    Чтобы в голосе не было фальши
    Вплоть до самых высоких октав.
    Чтоб рекой полноводною дальше
    Мне бежать, его силу впитав.
   
    
С. Т.    Спасибо за присланные фотографии! Они, как и твои замечательные стихи, зримо, реально и художественно показывают твою Родину. Сразу нужно сказать для наших читателей, что все снимки, которые будут представлять «видеоряд» в нашем разговоре, тоже принадлежат тебе. Как и когда ты стала увлекаться фотографией? Я уже знаю, что есть у тебя и определённые достижения в этом деле, нет, не в этом деле, а, скажем правильней, в этом искусстве.
    Были ли персональные фотовыставки, или, может, твои работы иллюстрировали какие-то книжные издания? И что значит для тебя фотография, как творчество вне написания стихов и прозы? Читатели «Клубочка» уже, наверное, давно заметили, как органично ты сопровождаешь фотоработами свои литературные произведения.
    А уж затем будем говорить о дремучих для меня, и, сдаётся мне, не для меня одного, понятиях, таких как математика и программист…

    
Н. Б.    Фотографией я увлеклась не так давно, лет десять назад, хотя изредка снимала и раньше. Но пришла эра цифровых фотоаппаратов, интересных программ, позволяющих работать с фотографиями на компьютере, сыновья подарили мне фотокамеру – и все, я «заболела» фотографией. Она стала для меня палочкой-выручалочкой в некотором роде. Потому что рисовать на холсте красками я не умею. А мир вокруг так прекрасен! И хочется схватить каждое мгновение, поразившее сердце.

    
    Прикосновение
    
    Согрешила совсем немного –
    Прикоснулась к тебе невольно.
    Кто же знал, что ты – недотрога,
    И тебе от нежности больно?
    
    Так цветок незнакомый, редкий,
    Расцветая в приствольном круге,
    Вдруг коснется коры – и ветки
    Затрепещут, а ствол в испуге
    
    Отшатнется от странной воли,
    Поразившей в одно мгновенье.
    И порывом неясной боли
    Затаится в нем прикосновенье...
    
    Я снимаю, снимаю, снимаю… Потому что ничто не повторится в этой жизни, все проходит, а фото, как и запахи далекого детства – это остается со мной. И еще. Я заметила, что когда начала снимать, то стала пристальнее вглядываться во все, что меня окружает. Уже невозможно просто так идти по улице – глаз стал объективом, и ищет, ищет что-то интересное, будь то резной деревянный наличник на окне, или невероятно каким образом растущее дерево, или капля росы на лепестке цветка… Фотография дает мощную подпитку душе точно так же, как и музыка, как поэзия. Потому что прикосновение к прекрасному всегда благотворно.

    
    Сирень
    
    О, как застенчива сирень
    В холодном и дождливом мае!
    Весны капризы принимает,
    Мечтая подарить нам день,
    
    Когда волной накроет скверы,
    Дворы и мокрые дома
    Блаженства розовый туман.
    И город изумрудно-серый,
    
    Где ярких зонтиков цветы
    Пестрят над толпами прохожих
    В своей безликости похожих,
    Проснётся вдруг от красоты
    
    И буйства её дивной пены
    На листьях, вымытых дождём…
    Вот так и мы цветенья ждём
    В желаньи счастья неизменны.
    
    
    Свои фотографии я размещаю на своей страничке в интернете на Яндекс-фотках. Там уже больше 6000 фотографий. Конечно, не все они хороши с точки зрения мастерства, но они – моя жизнь, мои чувства, мои открытия. Порою они являются хорошей иллюстрацией к моим стихам. Иногда наоборот - стихи рождаются как отзвук на фотографии, мои или сделанные моими друзьями.
    Выставку своих фотографий я организовала на работе, в Институте проблем информатики, причем почти все представленные фотографии сопровождались стихами. Эта выставка положила начало ежегодно проводимым сейчас выставкам фоторабот наших сотрудников. Была также выставка фотографий в читальном зале нашей районной библиотеки. В своей книге стихов я использовала фотографии, представив их в виде графики.
    Зимой на Яндекс-фотках проводился конкурс «Зимняя сказка» Мое фото «Первый снег» заняло седьмое место, и от организаторов конкурса я получила приз и диплом. Своими фотографиями я хочу показать людям красоту и хрупкость окружающего нас мира. И если хотя бы одно сердце наполнится светом этой красоты – это уже радостно. Это уже благо. А большего мне и не надо.
   
    
С. Т.    Вот же, как переплетаются порой в твоём творчестве фотография и поэзия или наоборот – поэзия и фотография. Вероятно потому, что оба этих вида искусства несут в себе одну задачу - реальное отображение мира. Ведь как поэзия способна передать мгновение, так фотография запечатлевает поэзию в окружающем…
    И тем загадочней для меня то, как смогли сочетаться в тебе математика и профессия программиста с твоим ярко выраженным поэтическим видением мира, то есть, казалось бы, исключающее друг друга, или всегда соперничающие в творчестве и задачах полярности: «физик» и «лирик»? Ты уже сказала, что окончила школу с золотой медалью, что любимым предметом была математика. А как же литература? И, прежде всего, стихи? Как школьница, а затем студентка Белгосуниверситета математического факультета решала логарифмические задачи и параллельно жила образами, ритмами и рифмами? Кстати, хотелось бы увидеть твои ранние стихи. И что это за профессия такая, возникшая с компьютеризацией планеты - программист? Как она соседствует с твоим литературным творчеством?
    
Н. Б.    Прекрасная тема для диссертации – Исследование невидимых связей между математикой, программированием и поэзией! Будь у меня побольше времени, я бы непременно занялась этим. Думаю, что в будущем кто-то займется основательно этой проблемой, а я пока выскажу собственные соображения по этой теме, благо они у меня имеются.
    Говорят, математика дисциплинирует ум. Это значит, что она учит логически мыслить, видеть связи, предвидеть развитие событий, принимать реалии, аргументировать действия, подвергать все анализу, находить оптимальные пути решения проблем, четко выражать свои мысли, уходить от словоблудия, трезво смотреть на мир. В математике есть общее со стихосложением. Возьмите, к примеру, доказательство любой теоремы. Есть задача. Есть исходные данные. Есть свой язык. В результате нужно прийти к какому-то логическому выводу. В стихах то же самое – есть тема, есть посыл, настроение, чувство, и нужно с помощью слов все это оформить и выразить. Возможно, благодаря математике я не пишу длинных стихов. Я стараюсь свои мысли, чувства высказывать с помощью минимального набора слов, но так, чтобы читателю этого было достаточно, чтобы сложился художественный образ, чтобы читатель сразу уловил то, о чем я пишу. Мой цикл «Одной строфой» - тому пример.
    
    Осенние цветы
    
    Цветов осенних
    утреннюю дрожь
    унять пылающим
    не удается кленам.
    И астры на газоне,
    словно брошь
    на платье выцветшем,
    но все еще зеленом.
    
    Туман
    
    Каприз осенний воплотился в день
    И лег на гладь озерную туманом.
    А мне казалось - в мире зыбком, странном
    Печаль моя клубится на воде...
    
    Теперь о программировании. Здесь вообще, можно сказать, родное поле для поэта. И огромный простор для творчества. Ну, судите сами. Мы живем в мире слов. Что есть слово? Слово – это и единица информационного общения, с его помощью мы обмениваемся информацией. А еще слово – это порождение духа. Оно наполнено светом души, чувством, эмоцией, мелодией. Художник для своих картин использует краски, кисти. У поэта для этого есть слово, знаки пунктуации. А что программист? У него есть язык – язык программирования, состоящий из определенных слов-команд. Этот язык нужен для общения человека с компьютером. Поэт пишет стихи. Программист – программы. Высший пилотаж для программиста – написать удобную, оптимальную и ясную программу. Чтобы компьютер, прочитав ее, все понял и сделал то, что нужно человеку. Написание программы – увлекательнейшее занятие. Сначала нужно в уме построить модель задачи. Потом записать ее на определенном языке, причем не просто записать, а сделать все изящно, красиво, без лишних «фраз» и ошибок. Этот процесс подобен и вязанию, в частности, когда из набора разных петелек получается красивый узор, а потом и замечательная вещь. Кстати, я очень люблю вязать. И могу даже показать свои изделия.
    Так что для меня и программирование, и вязание, и сочинение стихов – все очень похоже, все увлекательно, все для души, все укладывается в понятие искусство.
    Когда я говорила о том, что любимым моим предметом в школе была математика, я ничего не сказала о русском языке. Потому что я не могу назвать язык предметом. Язык для меня – это как воздух, без него нет жизни. Уроки русского языка были настолько увлекательны и интересны, что любовь, интерес к языку всю жизнь со мной. В этом огромная заслуга моей учительницы Софьи Георгиевны Козловой. Она научила меня чувствовать, ощущать вкус, аромат слова. У меня в доме много различных словарей, сборников пословиц и поговорок, книги о том, почему мы так говорим. В советское время я выписывала журналы по русской речи, вырезала и делала подшивки интересных статей. Наверное, я разочарую тебя, сказав, что к урокам литературы я была почти равнодушна. Я очень любила читать. Читала много. И считаю, что именно русская классическая литература привила мне хороший вкус. Вкус, не позволяющий брать в руки современную макулатуру. Но на уроках, где литературу «проходят», мне было не интересно. Я не любила писать сочинения, мне хотелось читать, читать, читать…
    Конечно, в школьные годы я писала стихи. Это были простые детские поделки, в которых кроме рифмы, пожалуй, ничего не было. Вероятно, что где-то на чердаке дома можно что-то раскопать из моих опусов, но я не придавала тогда им никакого значения и не сохраняла. И очень благодарна своим родителям, что они не делали из меня вундеркинда. Все было естественно. Недавно папа рассказал, что в его школьные годы одноклассники дразнили его поэтом – он запросто мог написать стихи. Поэтому и я считала это нормальным, мне казалось, что сочинять стихи может каждый. В старших классах я поняла, что мои стихи очень далеки от настоящей поэзии, и вместе с первой любовью ушло и желание писать. Приведу для примера стихи, которые остались в памяти из школьной жизни
    
    Зурбаган
    
    Я ищу Зурбаган
    По следам Александра Грина.
    Я не верю друзьям,
    Утверждающим, что его нет.
    Я ищу Зурбаган.
    Моя молодость в том не повинна,
    Что мне грезятся яхта
    И парус, и алый рассвет.
    Ждет меня капитан
    Где-то там, за рассветной дымкой.
    Мы вдвоем Зурбаган
    С ним отыщем когда-нибудь.
    Мы пройдем сквозь туман
    С ветром странствий в обнимку,
    Нам и звезды, и чайки
    Будут в море указывать путь.
    Мы найдем Зурбаган!
    На висках, может, будут седины.
    Что года, капитан, -
    У нас есть паруса, бригантины!
    
    1966 г.
    
    * * *
    Во Вселенной погасла звезда.
    Только тысячи тысяч лет
    К нам идет на Землю сюда
    От звезды той остывшей свет.
    Точно так через ночи и дни,
    В нашу жизнь вплетаясь порой,
    Свет идет от первой любви,
    Вечно теплый и вечно живой.
    … Помню, шли мимо нас поезда,
    Мы кричали им что-то вслед.
    И качалась смешная звезда
    На облепленной снегом сосне.
    Ты на руки мои дышал,
    Согревая теплом своим,
    А потом шел домой не спеша,
    И клубился под звездами дым
    Обгонявших тебя поездов
    И кого-то зовущих в ночи…
    Сколько знали мы добрых слов!
    А теперь при встрече молчим.
    Во Вселенной погасла звезда –
    На Земле погасла любовь.
    Вряд ли сможет она когда
    Разгореться, как звезды, вновь.
    
    1966 г.
    
    Такие вот мои детские опусы. В университете штудирование математики шло параллельно с чтением Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Блока, Ахматовой, других поэтов. Потом увлеклась Волошиным, Хименесом. Мне всегда было мало чтения только стихов любимых поэтов – мне нужно было знать о них как можно больше. Я покупала и читала книги с воспоминаниями о них, их дневники, переписку с другими. Я поехала в Питер, чтоб пройти теми улицами, по которым ходил Александр Блок, чтоб принести цветы на его могилу.
    
    * * *
    Я светлый луч ищу в соборе,
    Где много лет тому назад
    Она одна звучала в хоре,
    И платье пело, и гроза
    Казалась тихой и далёкой,
    И ангелы слетали вниз
    К плечу измученного Блока.
    И золотом расшитых риз
    Не видел он – лишь платье пело,
    И белым облаком печаль
    Плыла под куполом несмело.
    И каждый сердцем отвечал
    Той песне сладостно-знакомой.
    И свято верил в чудеса.
    И голос, верою ведомый,
    Летел, как света полоса.
    
    Я поехала в Коктебель, чтобы прийти в Дом поэта, увидеть море из его окон, вдохнуть его аромат. Я поехала в Михайловское, где витают тени Пушкина, Керн…
    И мне приснился сон – я в длинном белом платье на балу, вдруг кто-то пробежал, зацепив меня плечом, оглянулся – Пушкин! Это были незабываемые поездки.

    
    В Михайловском
    
    Июнь. Дожди. Поникли травы.
    Девичий силуэт в аллее…
    Ужели Керн? Ах, нет, Вы правы –
    Туман причудливо белеет…
    
    Прохладой дышит ветер влажный
    Над Соротью, и пахнет лугом.
    И мир забыт многоэтажный.
    И голова, и сердце – кругом.
    
    И мы живем былыми снами,
    Тем, что давно уже воспето.
    И всё, что происходит с нами –
    Всего лишь пушкинское лето!
    
    Поэтому для меня мои любимые поэты не хрестоматийно-глянцевые, а живые, реальные люди, с их радостями и бедами, взлетами и страданиями. Поэтому их стихи звучат для меня понятно и знакомо. А слова Хименеса о том, что надо избегать вычурности в поэзии, стремиться к простоте, той простоте, которая базируется на глубине духа, для меня как самое главное правило при написании стихов.
    
С. Т.    Как же вкусно читать твои ответы, Надежда! Человек ты – интереснейший, многогранный в одарённости. Конечно же, впечатляют твои работы в вязании. Мастерица! А твой поразительный цикл «Одной строфой» я помню, и как член Совета магистров сайта сразу же рекомендовал его в «Золото». Обращают на себя внимание и твои ранние стихотворения и, как бы ты ни относилась к ним тогда и теперь, - ты росла из них и выросла, на мой взгляд, в поэта замечательного! Но ты работаешь и в прозе, некоторые вещи твои я с удовольствием прочёл у нас на «Клубочке». Что скажешь о прозаических опытах. И вообще, где публикуешься в Беларуси, есть ли в городе русские лито? Как живут русскоязычные литераторы в братской нам стране? Имеешь ли авторские книги и над чем работаешь сейчас? А так же, твои творческие планы на ближайшее будущее?
   
 
Н. Б.    В прозе я стала писать не так давно. И пока что это проба пера. К этому меня подтолкнули семейные альбомы – мне захотелось записать то, что я помню из рассказов своих родителей, бабушки, чтобы это осталось моим сыновьям, внукам. Мы, к сожалению, так мало знаем о своих корнях… А еще - Андалузская элегия Хименеса «Платеро и я» - небольшие новеллы, казалось бы, о маленьком ослике Платеро, а на самом деле глубокие философские вещи. Вот я и решила попробовать тоже в этом духе писать.
    Минск – большой город, столица Беларуси. Здесь издаются литературные журналы, как для белорусскоязычных писателей, так и для русскоязычных. Эти два языка у нас являются государственными. Хотя при печати приветствуются произведения на белорусском языке. Но печатаются все, у кого есть и средства, и имя. Много молодых прозаиков, поэтов. Конечно же, есть и ряд литературных объединений. Но я в них не участвую. Есть и Союз писателей. Все как у людей. Но я с детства не люблю, когда меня организовывают. Может, это идет оттого, что я была единственным ребенком в семье. Поэтому я привыкла быть сама по себе. Когда я однажды присутствовала на встрече поэтов из какого-то литературного объединения с читателями библиотеки, я услышала, как они рассказывали о своих собраниях, где им дают определенную тему, на которую они должны написать стихи. Меня это очень позабавило. Стихи для меня – это импрессия, впечатление, то, что вдруг зарождается в душе ли, послано ли свыше мне… И поэзия – это не ремесленничество, это творчество. И всеобщий разбор, обсуждение – не мое. Любая оценка произведения всегда субъективна. На нее влияют и опыт, и образованность, и настроение, и погода, и звездопад, и что угодно. Достаточно самому на следующий день перечитать свои стихи, взглянуть на них со стороны, и станет видно, что не так. Человека можно научить писать стихи, подбирать рифмы. Но это не значит, что созданное им будет считаться поэзией. Чтобы понять, что такое поэзия, надо внимательно читать как можно больше произведений проверенных временем, ставших классикой. Вчитываться в каждое слово, вглядываться в каждый образ, смотреть, с помощью каких средств создается совершенство. Это школа.
    О публикации. В журналах не публикуюсь. Поскольку не считаю себя поэтом. Поэзия для меня – это одна из составляющих жизни. Стихи приходят не за рабочим столом – они вдруг появляются в метро, по дороге, на кухне – где угодно. И, как всегда, под рукой ни ручки, ни блокнота… Тренирую память, стараясь запомнить и донести до компьютера родившиеся строки. Пишу сходу, практически без поправок. Это мой мир, которым я делюсь с близкими и друзьями. Интернет открыл возможность донести стихи до большого круга читателей – я нашла несколько сайтов в интернете – Стихи.ру, Поэзия.ру, стала выкладывать свои стихи там. Саша Шведов позвал меня в Клубочек. Теперь и здесь публикую свои стихи.
    Мои стихи были опубликованы в международном интернет-журнале Русский глобус №12 2007 года. Это журнал для всех русских, разбросанных по земному шару.
    Когда набралось большое количество стихов, сын уговорил меня издать книгу. Он сам занялся версткой, дизайном, издательством, отслеживал ревниво все в типографии. Книгу я издала за свой счет, поскольку поэзия сейчас удел избранных, особым спросом не пользуется, а издательства исходят из реальности. Для них важно получить прибыль. Книгу мою издал Белорусский фонд культуры. Она вышла в 2007 году тиражом 500 экземпляров, объем 374 страницы. Новую книгу я отнесла осенью прошлого года в издательство «Мастацкая лiтаратура». Там она и лежит. Сколько пролежит, одному Богу известно. Буду думать, как издать самой, чтоб не очень накладно было. Вдруг появится спонсор, все бывает.
    С появлением внуков стала писать для них стихи. Можно уже и о детской книжке подумать. Но тут дело еще сложнее – обязательно нужен художник. Потому что детская книжка должна быть с картинками, яркими, добрыми.
    
    Наследственность, или У бабушки-пиратки…
    
    У бабушки-пиратки
    Все валится из рук –
    У бабушки-пиратки
    Капризничает внук!
    
    Не хочет есть котлеты,
    Не хочет в детский сад.
    Желает пистолеты,
    Корабль и паруса!
    Не хочет быть солдатом,
    Пожарником, певцом.
    Желает быть пиратом
    С обветренным лицом!
    Не хочет он рубашку
    И брюки на ремне.
    Желает он тельняшку
    С дырою на спине!
    
    У бабушки-пиратки
    Сундук заветный есть.
    Там спрятаны загадки,
    Богатства там не счесть!
    Старинные монеты,
    Огромная серьга,
    Косынка, пистолеты,
    Два старых сапога,
    Дырявая тельняшка,
    Повязка «черный глаз»,
    Простреленная пряжка
    И шляпа в самый раз!
    
    Такие вот сюрпризы
    Таит в себе сундук.
    Откроешь – и капризы
    В момент забудет внук!
   
    
    Недавно меня порадовал журнал «Добродетель» Марфо-Мариинскго сестричества милосердия города Белгорода, там опубликовали два моих стихотворения для детей.
    На мои стихи написали песни Анатолий Ушанов и Геннадий Лихтер.

   
 
    В старом парке
    
    В старом парке аккорды ступеней
    Угасают в вечерней тиши,
    И засыпать листвою осенней
    Наше прошлое ветер спешит.
    
    Замыкает ротонда аллею
    Белоснежным прозрачным замком.
    Я уже ни о чем не жалею,
    Не печалюсь уже ни о ком.
    
    И записок березовых ворох
    Понапрасну пылится у ног.
    Не прочесть мне их с тем, кто был дорог,
    Кто понять эту музыку мог…
    

С. Т.     Будем надеяться, что мир не похоронил ещё последнего мецената, Надя, и новая книга твоя не залежится в долгом ящике издательства.
    «Талантливый человек - талантлив во всём». В этом убеждаюсь всякий раз, общаясь с литераторами, открывая в них всё новые и новые таланты. Вот и песенные свойства твоих стихов нашли своих музыкантов, и добавили «музыкального фона» в нашу перекличку между Россией и Беларусью, и в жанре стихов для детей ты стала работать. После прочтения строк о бабушке-пиратке и представления нам такого ужасно симпатичного улыбающегося внука-пирата, правомерен вопрос о твоих домашних, которые уже ждут не дождутся, когда же ты, наконец, встанешь из-за компьютерного стола, то есть освободишься от нашего условного «Интернет-моста» и станешь обычной – а кем еще в доме, помимо бабушки - женой, мамой? Расскажи о своей семье: кто твой супруг, кто сыновья, о которых мы пока знаем только, что они так удачно подарили тебе фотокамеру, а ты в свою очередь нам свои фотоработы?
    
    
Н. Б.    Спасибо, Сергей! Конечно, хотелось бы издать свои новые стихи. Но я не зацикливаюсь на этой проблеме. Она для меня не главное в жизни. Как говорят, было бы здоровье, а остальное приложится. Илья Сельвинский сказал (привожу по памяти):
    
    Что б ни случилось, помни одно:
    Стих – тончайший громоотвод.
    Любишь стихи, не сорвешься на дно.
    Поэзия сыщет, поймет, позовет.
    
    Живи, искусства не сторонясь.
    Люди без лирики, как столбы.
    Участь наша ничтожнее нас.
    Человек выше своей судьбы.
    
    Вот и я стараюсь не быть «столбом». И мои стихи мне в этом очень помогают. А еще у меня есть прекрасные вдохновители – моя семья, друзья. Без них, наверное, ничего бы и не было. У меня два сына – Ярослав и Владимир. Ярослав по специальности архитектор, человек увлеченный искусством, музыкой, поэзией. С детства пишет стихи, песни, поет. Вот только жениться не хочет. Младший сын Владимир пошел по моим стопам – окончил Университет информатики и радиоэлектроники и работает программистом. Женат, подарил нам внуков – Максюшку и Катюшку. Катюшку назвали в честь моей мамы, которой вот уже 15 лет нет с нами. Муж по специальности энергетик, работал начальником в отделе автоматизированных систем управления, тоже наполовину программист. Невестка Людмила педагог по образованию, но сейчас работает мамой и делает изумительные украшения из холодного фарфора. А еще у нас есть прадедушка Степан Васильевич – мой отец, которому в августе исполнится 92 года. Я последние 14 лет работала ведущим инженером в Объединенном институте проблем информатики Академии наук Беларуси. Сейчас работаю мамой и бабушкой.
    
    
С. Т.    Ух, какая у вас большущая семья! И - 92 года деду-прадедушке! Дай, бог ему здравия и ещё лет - до блистательной сотни, не меньше! А сыны-то у вас с именами наших древнерусских великих князей! И Максюшка с Катюшкой - ну, загляденье! И будут им ещё, конечно же, двоюродные братики и сестрёнки подарены, а вам с супругом ещё драгоценные внучата…
    Вот и подключились к нашему «мосту» в завершение его твои дорогие люди, Надя, очень симпатичные мне и, надеюсь, нашим читателям. А коль читатели у нас в основном «Клубковцы», и многие из них нам собратья по перу – как твои земляки белорусы, так мои – россияне, а так же из Украины, из других стран - то последнее, традиционное: твои пожелания им здесь, на интернациональном уровне. И -несколько слов нашему любимому сайту.
    
Н. Б.    Спасибо, Сергей, за интервью, за теплые слова и добрые пожелания в мой адрес и адрес моей семьи!
    Я хочу в заключение нашей беседы сказать, что нам всем – и «Клубковцам», и «Неизвестным читателям» дан величайший дар – СЛОВО. Давайте вслушиваться в него, беречь, наполнять его любовью, светом, теплом, радостью и нести друг другу. От этого мир станет прекраснее, люди добрее, наступит полная гармония человека с природой, гармония в душе каждого. И необязательно, чтобы это слово было в рифму – важно чувствовать себя творцом, человеком, причастным к красоте, к духовному возрождению.
    
    Что слово?
    Плеск волны в реке?
    Слезы дорожка на щеке?
    Опавший лепесток?
    
    В какой
    таится глубине
    оно, живущее во мне?
    Какой несёт поток
    
    и звук, и смысл,
    и чувств печать,
    и свойство дивное молчать,
    о многом говоря?
    
    А может, ветер,
    старый вор,
    срывает таинства декор,
    как солнца луч – заря?
    
    Что слово?
    Не ответил ты,
    срывая с губ моих
    цветы…
    
    А нашему любимому сайту, который сеет разумное, доброе и вечное, который в отличие от других литературных порталов интернета, имеет много интересных рубрик, я хочу пожелать новых талантливых авторов, внимательных и добрых читателей и – так держать!
   


    
    Сергей Тимшин (Мартовский), Надежда Буранова.
    Россия-Беларусь. 19 мая 2012 года.
   


Рецензии