Была ли замужем

Была ли замужем

рассказ

Татаренко Иван Петрович


Современный мир на нашей планете Земля интересен и многообразен по приспособлению людей ко всем жизненным условиям. Это зависит от того где и в каком района мира проживают люди, а отсюда их отношения друг к другу. Это хорошо видно в общественных отношениях на огромной территории России на востоке Российского государства, простирающегося от Урала до Тихого океана, и от границ с Монголией до Ледовитого океана. Главной причиной у читателей интереса привлекает внимание к историческому прошлому всех народов, в частности к прошлому Алтая, каково было стремление людей освоить и закрепить за собой грандиозные масштабы освоения территории и всех природных богатств по принципу кто ими владеет, тот и хозяин. Отсюда возникает интерес к Алтаю и Сибири в русской исторической литературе, возник сразу же вслед за первыми походами русских казачих дружин за Урал после походов Ермака и прихода русских на Алтай, где проживали коренные жители Горного Алтая - алтайцы.
За время вхождения алтайцев в состав России при общении с русским народом алтайцы усвоили прогрессивные трудовые навыки, передовую русскую культуру, новые формы хозяйства, в том числе земледелие, возникла собственная письменность и литература на родном языке. На Алтае бурно началось строительство экономической мощи, бурное развитие науки и культуры в тесном взаимодействии с российским народом.
К новой жизни люди Горного Алтая прошли долгий путь от далекого прошлого. Это далекое прошлое интересно тем, что оно оставило после себя очень интересные, в научном аспекте, самую жизнь и ее гражданские обряды, свою национальную культуру пронеся все эти достижения через различные эпохи истории, которые тоже время от времени изменялись от племенных скифских кочевых союзов. Это скифское время охватило огромные пространства от Великого пояса степей - до территории Венгрии на западе Европы, до Ордокса на востоке /7-3 вв. до н.э./ - явился ода ой из величайших исторических эпох жителей Горного Алтая.
Следует заметить, что на рубеже скифского времени на территории Центральной Азии, Южной Сибири и Казахстана совершился переход племён от оседлых пастушеско-земледельческих форм хозяйства к кочевому скотоводству. В связи с этим периодом возросла динамичность контактов между различными этническими группами кочевников, возник регулярный обмен, началось накопление больших масс скота у кочевых племён, а скоту требовались большие пастбища для нагула мяса.
Кочевой этап культуры скифского времени на Алтае получил наименование майэмирского, он характеризуется вещами ранне скифского типа /7-6 вв. до н.э./. Этот период еще называется Пазырыкским этапом по обряду захоронения племенных вождей и правителей /по версии М.П.Грязнова/. Проблемами изучения культуры скифского времени на Алтае занимались исследователи С.И.Руденко, А.Д.Грач и другие, изучившие Первый Пазырыкский курган, культуру населения горного Алтая в скифское время, культуру населения Центрального Алтая в скифское время. Этому изучению послужили раскопки больших могильных курганов в Пазырыкской долине, которые привели к мировым открытиям.
Следует заметить, что даже в скифское время мастера имели достаточные знания в строительном деле могильных курганов.
Они были знакомы с законами вечной мерзлоты с воздействием ее на
воду и камень сильных морозов, имели опыт бальзамирования умерших племенных вождей, их жен, животных, чтобы сохранились их мумии на века и тысячелетия. Знали, как сохранить вещи из дерева, кожи, войлока, ткани в подкурганной мерзлоте древних усыпальниц скифских вождей и воинов. Все раскопанные ранее Пазырыкские курганы, имевшие деревянные вещи, исследовались радиоактивным методом во времени. Так пятый Пазырыкский курган был насыпан примерно 2240, а второй Пазырыкский курган 2333 лет назад. Все пять курганов тоже исследованы. Они оказались не разграбленными. В них были обнаружены многочисленный вещи из инвентарного обихода скифского времени. По всем находкам в курганах скифского времени на Алтае можно называть пазырыкской по ценным в научном значении по памятникам в Пазырыкской долине Алтая.
Судя по захоронениям в курганах господствующее положение в обществе принадлежало могущественным вождям племенных объединений, похороненным в свое время в дорогих грандиозных усыпальницах, подобным египетским пирамидам царствующих фараонов.
От племенных вождей не отставала родовая знать, просто аристократия, властвовавшая на уже небольших территориях Алтая, входивших в крепкое объединение могучего пазырыкского союза. Такие вожди-аристократы тоже погребались в могильниках, но меньших по размеру, уже не таких монументальных, как пазырыкские курганы.
Простые воины, имевшие некоторую власть в войсках вождей, хоронились в простых могилах. Таких могил уже найдено более четырех сот. Основным оружием скифских воинов были лук, стрелы, кинжал и чекан.
Ценные находки в пазырыкских курганах - особенно в пятом, свидетельствуют о высокой культуре древнего искусства говорят о широких связях культурных, экономических и политических с передовыми цивилизациями древнего мира, например с Китаем, Ираном. Иранские ткани ахеменидского времени четвертого века до нашей эры с изображением жриц в высоких тиарах, в одеждах из дорогого китайского шелка.
Свидетельством существования ценнейшей пазырыкской культуры античной эпохи и в частности в 4 веке до н.э. являются драгоценные шелковые ткани, бронзовое зеркало, глазчатые бусы из далеких западных земель, ткани из шелка с изображением знатных жриц с берегов далекого Индийского океана. Как эти ценности с далеких мест попали в Пазырыкскую долину в курганы? Кто и когда их изготовлял. Видимо при скифах существовали торговые пути, подобные уже известные в позднее время как существовавший многие века Великий шелковый путь.
Величайшей научной ценностью скифской культуры на Алтае в период расцвета пазырыкской культуры поистине сенсационным предметом является из Пятого кургана как великое сокровище - большой ковер переднеазиатской работы, один из самых древнейших и ценнейших известных в мире, сделанный в Вавилоне и привезенный в Пазырыкскую долину, где был захоронен в пятом кургане со своим владельцем. Это ковер очень тонкой ювелирной работы. На всем ковре исследователи насчитали один миллион двести пятьдесят тысяч узлов. Центральное поле ковра заполнено изображениями пятнистых оленей, тут же изображен специальный ряд всадников, едущих на прекрасных жеребцах. Окаймляющий весь пояс заполнен изображениями крылатых грифонов. Ковер весь полихромен с преобладанием мягкого приятного для глаз тона из красной, зеленой окраски.
В этом же пятом кургане, по всей вероятности, богатого племенного вождя при содействии богатых придворных шаманов были положены дорогие шелковые ткани, на полотнах которых изображены религиозные сцены /женщины в коронах, стоящими в молитвенных позах/, а также картины из жизни львов в виде красивых орнаментов. На одном из полотнищ изображена богиня, сидящая в кресле и держащая рукой вечнорастущее дерево жизни. Перед нею всадник на красивом молодом коне. По облику - это типичный представитель средиземноморской расы-арменоид. На другом шелковом полотне изображен крылатый сфинкс.
Скифы Алтая через пазырыкскую культуру были связаны со странами Азии и Средиземноморья, сохраняя духовную веру в потустороннюю жизнь.
Общее сходство душевной и чисто материальной культуры, в особенности прекраснейнших образов искусства во времена пазырыкской культуры, в том числе петроглифов у алтайских племен - алтайцев, телеутов, телентитов, туба, кумандинцев, челканцы, которые наследовали в своей жизни и сохранили для потомков достижения пазырыкской культуры, давшей основу для одновременного формирования алтайцев в нацию с созданием и развитием единого алтайского национального литературного языка. Заметное влияние на его формирование оказали монгольский и русский языки. Процесс дальнейшего развития алтайского литературного языка происходит при постоянном обогащении его словарным фондом из других алтайский диалектов и русского языка. Памятники пазырыкской культуры эпохи скифов и гунно-сарматского периода, а также в эпоху существования древнетюрских кочевых государств и племен вносили свой вклад в дальнейшее развитие искусства и культуры для мирового значения. Несомненно в этом большая заслуга алтайских жрецов-шаманов как носителей духовной культуры в свое время, особенно в период расцвета эпохи пазырыкской культуры. Не только в период скифского времени, но и позже в эпоху расселения на Алтае древних тюрков, с шестого по восьмой века нашей эры.

С предметами искусства из Пазырыкских курганов широко знакомы жителям Алтая, но и всей мировой общественности. В настоящее время сокровища алтайских курганов экспонируются во многих музеях нашей странна, также на ряде всемирных выставок. Замечательные коллекции Пазырыкских курганов сейчас занимают почетное место в залах Государственного музея Эрмитажа в Петербурге. Предметы искусства получили широкую известность во многих городах Европы, Азии, Америки.
По качеству изготовления этих предметов мастерами своего дела следует заметить, что все он имели широкое гуманитарное общее профессиональное образование, хотя они не имели грамоты, чтобы письменно передать свой опыт молодым мастерам. Потому ни на одном из предметов нет ни одной надписи того или иного мастера.

Иногда в жизни все случается так неожиданно, что сразу не можешь решить, что делать. В голове роется какие-то приятные и неприятие мысли, с одними мыслями соглашаешься, другие отвергаешь. Целый день все что-то делаешь, не заешь чем заняться вечером.
День был прекрасный. Ярко светило солнце. В саду щебетали птицы. Слабый ветерок шевелил листья на яблоне, усыпанной созревающими краснобокими яблоками. Спелые сливы тихо падали с веток дерева. Гроздья винограда поспевали в лучах солнца. Вьющиеся стебли пахучего хмеля обвили засохший ствол сухой вишни. Мой плодовый сад жил своей жизнью, чтобы осенью можно было собрать богатый урожай фруктов. Просто душа радовалась, как все живое борется за жизнь. Неожиданно услышал голос жены:
-Ваня, иди скорее к телефону, - сообщила мне.
-Кто звонит? - спросил.
-Голос вроде знакомый, но какой-то хриплый и непонятный.
-Иди скорее, а то телефон отключится и не поговоришь. Ведь кому-то ты потребовался.
-Иду, не беспокойся.
Подошёл, не спеша поднял трубку, спросил:
-Кто звонит?
-Что по голосу не узнаешь? Я твой друг Мишка. Здравствуй!
-Зачем звонишь?
-Ты не забыл, что завтра у меня день рождения. Приглашаем я и моя жена Катюша тебя и твою жену Полину Ивановну на наш семейный банкет. Ты все понял?
-Понять-то я понял, но мне некогда. На завтра у меня намечен план.
-Твой план пусть остается на месте, а ты с Полей завтра будешь у нас в Майме. Никаких отговорок. День рождения бывает только один раз в году. Ждем непременно.
В трубке запикало. Жена спросила:
-Что нужно Михаилу?
-Просит нас приехать завтра на день рождения. Поедем или не поедем?
-Я забыла тебе сказать, что Катенька нам звонила еще вчера. Теперь
Миша звонит. Думаю надо бы поехать.
-Раз приглашают, надо ехать. Давай собираться, чтобы завтра утром поехать в Майму рейсовым автобусом.
Заведенный еще вчера будильник зазвонил ровно в шесть часов утра.
Взяли необходимые вещи для подарка имениннику, поспешили на автовокзал, чтобы скорее поехать на место назначения. Идем к автовокзалу, жена в шутку промолвила:
-Ещё надо будет брать проездной билет. Можно было его взять еще вчера вечером.
-Сегодня возьмем.
-Надо чтобы два места были рядом для меня и тебя.
-Не беспокойся. Все равно уедем, даже стоя, если не будет сидящих мест.
-Тогда поспевай шевелить ногами...
Да мы спешили. Взяли нужные билеты. Присели в зале ожидания Бийска. Но какая-то душевная тревога нет да нет словно давит на мозги. Время от времени посматриваю на часы, как движущаяся секундная стрелка от одного деления на циферблате перескакивает к другому.
-Сколько минут осталось до отправления? - спросила жена.
-Всего пять минут, - отвечаю.
-Автобус уже должен подойти к платформе на погрузку, а его нет.
-Через минуту должен стать на погрузку, - отвечаю.
Случается в жизни, когда думаешь сделать одно хорошее дело для людей, чтобы они были довольны и вспоминали тебя добрым словом, как вдруг ни с того, ни с чего неведанного все задуманное срывается. Жена забеспокоилась:
-Почему не пришел автобус? Это самое настоящее безобразие.
И вдруг неожиданно из репродуктора услышали твердый женский голос:
-Товарищи пассажиры! Рейсовый автобус Бийск - Горно-Алтайск через Майму задерживается по техническим причинам до устранения!
-Сколько же это устранение будет продолжаться? - недовольно промолвила жена.
-Я откуда знаю. Наверно дело серьезное, раз отправление задерживается.
-Это же приходится думать, сколько придется ждать устранения, а потом еще чуть ли не два часа езды до Маймы. К началу банкета можем не успеть.
Жена продолжала возмущаться. Я молча перевел взгляд на зал ожидания. Пассажирский зал жил своей транспортной жизнью. После объявления по репродуктору в зале начиналось движение, пассажиры выходили на посадку и зал постепенно незаметно пустел. Всматриваясь в пассажиров, увидел на одном диванчике мужчину средних лет в серой круглой кепи с черной папкой в руках. На другом диванчике увидел высокого мужчину с сумкой через плечо. Глаза закрыли черные очки. Почему-то оба встали, стали проходить между рядами сидящих пассажиров. Поровнявшись с нами, остановились, слушая недовольные высказывания в адрес начальства автовокзала. Пассажир в шляпе спокойно промолвил:
-Гражданочка, сильно не расстраивайтесь. Неприятности бывают не только у людей, но и у машин. Механики все устранят. Вот посмотрите! Вы куда хотите уехать из Бийска?
-С мужем собрались к его другу на именины в Майму, - ответила Полина.
-А мне надо в Горно-Алтайск в городской музей.
-Знаю этот музей. Несколько раз в нем бывала. Вас что-то в нем интересует? Присядьте рядом. Могу что-нибудь про него рассказать.
-Спасибо за приглашение, - сказал пассажир в шляпе, присаживаясь.
Молча стоявший пассажир с сумкой через плечо с черными очками неожиданно промолвил:
-Вот вы, гражданочка, возмущаетесь, что нет автобуса. А что посоветуете мне делать? До Новосибирска тоже не идет автобус. До Бийска доехал из Горно-Алтайска непредвиденная задержка.
-Наверно тоже были у друзей? - тоже присаживайтесь. - Как погуляли?
-Не гулял, - присаживаясь рядом с Полиной, приезжал из университета по командировке по научным делам по вскрытию Пазырыкских курганов. Кое
что собрал из рассказав старожилов-алтайцев, видел в музее Принцессу
Укока, что находилась в одном из Пазырыкских курганов Укокской долины
в кургане Ак-Алаха горного плата Укок.
-Каково же ваше отношение к принцесс Укока?
-Дело в том, что жители Республики Алтай требуют захоронить принцессу Укока.
Молча слушавший разговор Полины с пассажиром с черными очками заговорил:
-Извините, что вторгаюсь в ваш разговор о принцессе Укока, есть другое мнение. Почему египтяне не предали земле мумии своих фараонов, построили им величественные пирамиды, положили их на века? Никто в Египте, по свидетельству наших туристов, в Египте никто никаких подписей о перезахоронении не собирает. Наоборот к ним едут туристы со всего мира, чтобы посмотреть мумии фараонов. Как это сопоставить Алтай и Египет? Человеческая мумия - это предмет и памятник истории. Почему этот памятник недоступен нашему народу?
Я слушал разговор двух мужчин и разговор жены Поливы молча. Даже был до некоторой степени рад в душе, что эти видать довольно хорошо образованные люди увлекли в свои разговоры мою жену, уже забыв о том, что где-то устраняется неполадка в рейсовом автобусе.
Утро давно вступило в свои права. Уже высоко поднялось ласковое солнце над горизонтом. В зале вокзала стало жарко. Я предложил:
-Уважаемые товарищи. Добрые пассажиры уже завтракают. Может сходим в железнодорожный вокзал в буфет. Попьем горячего кофе с пирожками, а потом можно продолжить разговоры до появления автобусов, потом поедем по своим делам в разные города.
-Дельное предложение, - сказал пассажир в черных очках.
-Я тоже не возражаю, - сказала Полина. - Неизвестно, сколько времени придется ждать автобус. - Пошли все.
С посещением буфета в железнодорожном вокзале произошло без всяких приключений, не то, что в автовокзале с рейсовым автобусом на Майму. Заказ на горячий кофе с пирожками официантка, молодая девушка в белом халате, как медсестра, быстро выполнила. На стол поставила стаканы с горячим кофе, на тарелочке принесла пирожки. Сколько мы затратили времени на еду не замечали. Только после еды мы стали веселее, разговорчивее. Спокойно вышли из здания вокзала на площадь имени Василия Шукшина. Сели на скамейку. В это раннее утро погода стояла прекрасная. Солнечные лучи отражались от оконных стекол вокзала. В этих лучах утренней поры прекрасно выглядело большое здание железнодорожного вокзала в общей городской панораме архитектурного ансамбля. Слева от вокзала на вечной стоянке стоит новенький паровоз Брянского машино строительного завода марки "ФД", трудяги времен Великой Отечественной войны. Привокзальная площадь запомнилась многим пассажирам того времени, когда Василий Шукшин снимал картины для кинофильма "Печки-лавочки" Сейчас на нас со стенки вокзала смотрит с портрета Шукшин. Людей на площади прибавилось с приезжих автобусов. Пассажиры широкой лентой по мраморным ступеням поднимались и входили внутрь вокзала за билетами. За вокзалом кипела работа. Тепловоз с запада на восток таскал за собой новенькие пассажирские вагоны. Одни вагоны отцеплял, другие прицеплял. Все это делалось спокойно. Наконец тепловоз подтянул к перрону вокзала сформированный пассажирский поезд с табличками "Бийск-Москва". Возле вагонов уже стояли проводники, готовые принимать пассажиров. Неожиданно Полина промолвила с ноткой сожаления в голосе:
-Вот как прекрасно работают железнодорожники. Никакой задержки нет. А наш несчастный рейсовый автобус "Бийск-Горно-Алтайск" через Майму где-то пропал как в воду канул!
Я быстро понял, что если говорить начнет жена, то ее не остановишь. Немедленно сообразил, как не дать ей разговориться. Предложил:
-Давайте познакомимся. Я Иван Петрович, Полина Ивановна моя жена.
-Николай Васильевич, - в кепи.
-Олег Иванович, - промолвил в черных очках.

Что так и будем сидеть молча, - сказал Николай Васильевич. - Полина Ивановна, ты как представитель общественности слышишь, что говорят жители о захоронении принцессы Укока?
-Что я могу сказать, - промолвила Полина. - Народ на может понять, что творится на Алтае после доставки принцессы из Новосибирска на Алтай.  Нас накрыла большая волна природных катаклизмов таких как землетрясения, небывалое по разрушительной мощи наводнение в горах Алтая, град падает с облаков размером с хорошее куриное яйцо, разбивающий стекла в домах горноалтайцев, аномальные ливни, которые идут настоящей стеной целую неделю без перерыва. Люди винят ученых археологов, что из Пазырыкского кургана вытащили принцессу Укока. Так ли это в самом деле, никто толком сказать не может. Ведь никто не знает, кто такая принцесса в общественной жизни, кто ее родители, откуда она родом, да и многое еще неизвестно. Считаю, произошло столкновение науки с мифологией.
-Правильно заметила Полина Ивановна, - промолвил Николай Васильевич. -Вот я еду по командировке от нашего университета, чтобы на месте в Горно-Алтайске или в Пазырыкской долине у вскрытых ранее скифскиих курганов найти ответы на интересующие науку вопросы.
-Сделать это не так легко, - отозвался Олег Иванович. - Кто-то из старых горноалтайцев видит во всем этом, просто обыкновенное проявление скрытых природных процессов нашей матушки-природы. Но есть, хотя их меньшинство, кто винит прямо или косвенно новосибирских археологов, которые еще в 1993 году на кургане Ак-Алаха-3 плоскогорья Укок обнаружили захоронениве 25-летней молодой женщины, лежавшей в деревянном гробу в позе новорожденной в "ледяной линзе". В разгадку захоронения девушки - уже просто молодой женщины, включились местные шаманы, назвав ее прародительницей алтайского народа, присвоив ей имя Кадынили Оче-Бала. Все это было сделано с подачи средств массовой информации и еще окрестили ее принцессой Укока. Сейчас мумия принцессы Укока находится в холодильной камере Горно-Алтайского музея под особым наблюдением.
-К какой группе скифского населения ученые отнесли принцессу? - спросила Полина Ивановна.
-Судя по богатому захоронению девушка принадлежала к слою скифской родовой знати или к слою духовной знати, никак она не была простой скифской девушкой из бедного слоя. Это признают шаманы и даже не оспаривают этот точный тезис, - ответил Олег.
-Мне совсем непонято, кто такие шаманы времен Пазырыкской и нынешней культуры, - спросила Полина у Олега.
-Видишь, Полина Ивановна, трудно ответить на твой в опрос. Дело в том, что слово "шаман" позднее родилось, уже после принцессы Укока, а правильнее слово шаман включает в свое содержание духовное лицо как бы божественного происхождения с верой в духов и в возможности ритуального общения с ними, как служитель духовного культа, порой даже как колдун знахарь, способный приводить себя в состояние экстаза особенно при ритуальном общении с духами. Достигается это психологическими методами, которыми искусно владеет шаман, доведя себя до состояний экстаза, чтобы окружающие видели, что он действительно беседует с духами умерших людей. Духовные лица-шаманы, подобны российским волхвам, были широко образованными служителями культа веры в духов, в возможность ритуального общения с ними, аналогично российским монахам, как служителям церкви. Шаманы утверждали веру в загробную жизнь. При захоронении вождя или знатного духовного служителя, клали в могилы все, что по их мнению могло пригодиться в потустороннем мире. Следует сказать, Полина Ивановна, что все служители духовного культы были хорошо образованными личностями, умели читать и писать, умели лечить некоторые болезни. Поэтому они имели большой успех в жизни скифского народа. Нет сомнения, что шаманы занимались бальзамированием умерших, как это делали египетские жрецы с телами фараонов.
-Я так поняла, что в деле о принцесс Укока не все складывается ладно. На плате Укока хоронили принцессу, но в четвертом веке никто его не называл алтайской территорией, так как самой нации алтайцев тогда еще не было. Алтайские шаманы появились после возникновения алтайской территории и возникновения населения алтайцев. Тогда и появились алтайские шаманы с верой в загробную жизнь.
На скамеечке площади имени Шукшина, что рядом с полицейским постом, шел интересный разговор двух мужчин и одной женщиной. Четвертый, мужчина, вроде бы не вмешивался в их раз разговоры, просто спокойно слушал и не поддерживал мужчин и женщину. Мимо спорщиков мирно проходили к вокзалу пассажиры с вещами, не обращая внимания на скамейку с людьми. Время шло и его, казалось, никто не замечал. Только один мужчина время от времени смотрел на руке свои часы. Время от времени посматривал на женщину, но ей ничего не говорил. По всему было видно, что женщина была женой мужчины. Она, женщина, не обращала на мужа никакого внимания, задавая вопрос за вопросом человеку с черными очками.
-Скажи, Олег Иванович, почему у принцессы Укок обритая голова, но она накрытая париком из конского волоса, руки и плечи испещрены татуировками - на левом плече фантасмагорический олень с клювом грифона и с рогами козерога? Кто делал эту татуировку, по чьему заказу и для чего. Ведь в мумиях из других курганов нет таких татуировок. Просто настоящее противоречие? - требовала от мужчины ответа на свой вопрос.
-Что я могу сказать по этому вопросу, - начал Олег Ивановиче. - Татуировку накосили мастера по велению духовных лиц-шаманов, чтобы Кадын в потустороннем мире стояла на страже врат подземного мира. Значит она принадлежала к высшей духовной касте. По-моему она была в подземном мире жрицей-охранительницей врат подземного мира, чтобы сдерживать темные силы, которые могут попытаться прорваться в наш мир из низших слоев. Другого объяснения здесь дать невозможно.
-Олег Иванович, я частично согласен с тобой, но остается неясно такое обстоятельство, ради выяснения которого я еду в Горно-Алтайск и возможно в Пазырыкскую долину, где уже раньше были вскрыты захоронения знатных скифских вождей, - сказал Николай.
Прости, Васильевич, я не могу понять к чему ты клонишь свой вопрос?
-К тому, что все мумии ранее вскрытых археологами, были захоронены как бы по одному закону духовной знати, без малейшего нарушения уже выработанного обычая захоронения.

Вот посмотри на фотографии похороненных вождей. На головах каждого золотая корона, из под которой видны волосы. Рядом с вождями лежат убитые его жены или просто наложницы, на головах каждой видны волосы. Далее лежат убитые и аккуратно сложены возле стены красивые жеребцы. Далее предметы бытового назначения. Я считаю, что захоронение вождей шло под непосредственным наблюдением знатных духовных лиц /по-нашему шаманов/, видимо выработанных веками.
-Что ты хочешь этим сказать?
-Вот посмотри на эту фотографию хорошенько и внимательно.
-Вижу. Это же мумия принцессы Укока, - сказал Олег Иванович.
-Посмотри на голову. Волосы на голове принцессы сбриты. По чьему приказу сбриты? С какой целью? Кому потребовалось похоронить принцессу без волос, заменив их париком из конских волос. Это уже явное нарушение обычая захоронения женщины. Но захоронение и бальзамирование производилось под непосредственным контролем высших духовных лиц-шаманов.
-Правильно говоришь, Николай Васильевич. Явное нарушение ритуального обряда. Видимо здесь не обошлось без высших духовных лиц. Это уже интересно.
-А мне интересно другое. Была ли замужем эта молодая двадцатипятилетняя женщина?  -со смешком на тонких губах промолвила Полина.
-А ты Полина Ивановна, уже в двадцать пять сама была замужем? - спросил Николай.
-Я вышла замуж в восемнадцать лет, а к двадцатипяти годам у меня уже были сын и дочь.
-Я так полагаю, ты Полина Ивановна, в молодости был очень красивой девушкой? - промолвил Олег.
-Ухаживали за мной красивые кавалеры юности. Просили моей руки. Говорили, что любят меня чуть ли не до самой смерти. Но я влюбилась в одного красивого парня Ивана, который стал моим мужем. Ваня перед вами. После прекрасной свадьбы наш любовный роман закончился. Дети учатся в университете, чтобы свой труд отдать любимой Родине.
После слов Полины Ивановны разговор как-то на минуту оборвался. Николай Васильевич сложил все фотографии в папку, посмотрел на Олега, промолвил:
-Скажи, Иванович, почему принцесса Укока похоронена без мужчины, а проще без мужа одна. Как это понимать с точки зрения знатных духовных лиц и ее родителей - были же у нее отец и мать?
-Не могу тебе ничего сказать конкретного. Наука тоже молчит.
-Значит мне придется поработать в Горно-Алтайском музее, чтобы получить необходимый ответ. Может мне помогут алтайские шаманы. Есть же среди них хорошо образованные люди, хорошо знакомые с песнями и былинами, даже мифами Алтая.
Неожиданно заработал мощный репродуктор автовокзала. Я прислушался к голосу девушки, делавшей объявление: "Товарищи пассажиры! Объявляется посадка на автобус "Бийск - Горно-Алтайск" через Майму.
От такой неожиданной радости у меня почти самопроизвольно вырвались слова:
-Разговоры о принцессе Укока закончены. Идем на посадку рейсового автобуса!".
Уже сидя в просторном салоне автобуса мы трое услышали новое объявление:
-Объявляется посадка на рейсовый автобус "Бийск-Новосибирск".
Олег Иванович макнул нам рукой и направился к своему автобусу на посадку.
Через два часа утомительного пути автобус остановился на остановке в Майме. К великому нашему удивлению меня и мою жену Полину встречали друг Михаил со своей женой Катенькой, которая с радости подскочила к Полине, обняла, поцеловала, промолвил:
-Я весь телефон разбила. Сколько раз звонила - все зря. А вы сами без звонка приехали. Теперь приглашенные на банкет все в сборе. Пошли...

Оглавление:

Первая часть

Вторая часть


город Бийск
2014 год


Рецензии