Детские мысли

ГОВОРЯТ ДЕТИ
Известно, что дети – талантливые словотворцы. Каждый родитель, стоит только начать его ребенку говорить, поражается и восхищается его способности  сказать известное слово иначе, с другим оттенком, с несколько иным смыслом. Это сродни многогранности слов, звучащих в родственных языках, например, славянских.  Для взрослого язык – это набор известных ему слов, из которых он не задумываясь, конструирует речь  для общения с другими. Для ребенка – это объект творчества в процессе познания. Когда-то, когда мои дети еще были дошколятами, я записывал их интересные слова и выражения в простую ученическую тетрадь и рад, что она сохранилась. Жаль только, что записывать пришло мне в голову, когда появился второй ребенок, поэтому то, что говорилось первым, почти безвозвратно забылось, кроме самых сочных. Сейчас, когда мы собираемся на дни рождения, а то и просто на досуге, я перечитываю эту тоненькую тетрадку и мы с удовольствием вспоминаем прошлое. В этой же тетради - контур маленькой ручки дочери и всякие каляки-маляки, которые она рисовала. Привожу самое интересное из того, что сохранилось:
-  Дирижер дирижовал
- Указателька (указка)
- Махалка (веер)
- Лошадилка (конюшня)
- Какой хрустальный хлеб! (вместо хрустящий хлеб)
- Грестулька (весло)
- Гребилка (лыжная палка)
- Картошка какая-то дрялая (т.е. вялая или дряблая).
- Жмакалка (соковыжимвлка)
- Бензировочная (автозаправка)
- Запутывалка (лабиринт)
- Двухтрудный пароход ( вместо двухтрубный)
 - Мама, что такое «слава богу»?
- Даша с мамой играют в игру «Летит-летит». Наступает Дашина очередь и она говорит: «Мама летит!»  Мама быстро поднимает палец. «Что ли ты летаешь,  что ли у тебя в попке пропеллер, как у Карла Маркса, который живет на крыше?»  - радостно говорит Даша.
- В гостях у Ады Васильевны Даша увидела кота в сапогах. Он был очень наряден: голубой костюм и голубая шляпа из шелка, шпага, а на шляпе -длинная широкая белая лента, свисающая сзади. Даша приняла ее за фату и воскликнула: «Ой, какой красивый невеста!»
- «Марат, ты чихай и говори в это время», - предлагает Даша. «А я не могу чихнуть», - отвечает Марат. «А ты насыпь в нос перец», - советует она.
- Даша первый раз увидела гибкую пластинку. «Ой, мама, ты зачем купила такую молоденькую пластинку!», - восклицает она. «А почему ты решила, что она молоденькая?». «Потому, что тоненькая», - отвечает Даша.
- После просмотра фильма со свадьбой Даша спрашивает: «Мама, ты не хочешь замуж?»  Мама спрашивает: «за кого же?» Дочка, тут же отвечает: « За папу».  «А зачем?» - удивляется мама. «Интересно будет, гостей много будет, вы с папой нарядные будете, танцевать будете, весело будет!» - говорит Даша. «А танцевать зачем?» - спрашивает мама. «Как зачем? Чтобы замуж выйти» - не задумываясь, говорит Даша, имея в виду танец жениха и невесты
.- Даша крепко затягивает завязки на шапке у папы и спрашивает: «Хватит тужить?»
- «Папа, ты знаешь, что люди делают перед войной?» - спрашивает Даша. И сама же отвечает: «Делают кирпичи, чтобы после войны строить дома!»
- Даша обращается к маме: «Мама, ты знаешь Александра Сергеевича?»   «Какого?»- допытывается мама. « Пушкина»-  отвечает  Даша. «А ты откуда его знаешь?» - продолжает допытываться мама.  «А он у нас в садике стихотворение сочинил про осень: «Уж небо осенью дышало, короче становился день…»».
- Мама говорит Даше: «Ты у нас умница, наверное, будешь хорошо в школе учиться». Папа возражает: «Вряд ли. Ведь она хохотушка, будет на весь класс смеяться, учительница станет сердиться и ставить двойки за поведение».  Даша возражает: «А я, когда буду смеяться, отвернусь, чтобы она не видела».
- Отец играл на баяне. После игры Даша советует ему: «А теперь поклонись публике». Отец удивляется: « Как же я в трусиках буду кланяться, для этого надо одеть фрак». Дарья впервые слышит это слово, но бойко говорит:«Ну иди, одень флаг». «Что  одеть?» - спрашивает отец. «Ну то, что нужно, то и одень», - не конфузясь, отвечает она.
- Мама искупалась и накрутила волосы. Высохнув, они стали кудрявыми и пышными. «Мама, это у тебя новый парик?» - спрашивает Даша.
- Даша встала на стул во весь свой маленький рост и говорит: «Мама, я больше тебя!»  Постояв так немного, она продолжает: «А теперь я начну унижаться». И постепенно садится на стул.
- «Микроавтобус – это автобус, который еще не вырос», - доходчиво объясняет Марат Даше.
- Мы только что купили утюг с паром. Когда в один из дней отключили вдруг газ, Марат предложил: «Давайте кипятить чай в утюге».
- Высокий мужчина и женщина, на две головы ниже его, катят коляску с младенцем. Даша комментирует: «Смотрите, смотрите, папа вырос, а мама еще не выросла!»
- Любоядные животные (вместо всеядные).
 -  Солдатик-балдатик (племянник Салават)
- Даша и мама выходят на улицу в холодную погоду. «Мама, подними мне шкирку», - просит Даша.
- Дочка прицепила к своему халатику несколько значков, подходит к маме и говорит: «Мама, теперь я генеральный секретарь Брежнев!»
- Папа, Марат и Даша идут по улице. Каждый из детей тянет в свою сторону. Папа и говорит им: «Я здесь председатель министров, а вы мои министры и должны идти туда, куда я поведу». Даша уточняет: «Не министры, а министрята».
- Марат отцу: «Давай в боролки играть».
- Мы получили письмо. Даша предлагает маме: «Давай, я распорю конверт».
- Племянник Салават в том возрасте, когда все хочется делать и говорить наоборот. За его «наоборотное» поведение, я говорю ему как-то: «Эх ты, Мефистофель!»  На что он тут же отвечает: «Это ты не фистофель, а я фистофель!»
- Мы, две семьи, пошли купаться на небольшое озерцо, каких немало в лесах вокруг Зеленограда. У берега плавало много бревнышек, кем-то наброшенных. Они располагались вплотную друг к другу, образуя подобие плота. Салават наступил на плот, бревнышки раздвинулись и он провалился. Было неглубоко,  он оказался в воде до пупка. Испугавшись, но еще не осознав, что стоит на дне, он кричит: «Помогите, спасите, тону!» 
- По телевизору показывают балет «Лебединое озеро». «Кто это?» - спрашивает Марат, показывая на балерину. «Одетта», – отвечаю я. «Ну да, вовсе она не одета», - возражает сын.
- Мы с Дашей покупаем гиацинты. Она понюхала их и говорит: «Как они пахнут!». Я говорю ей: «А у нас на работе есть дядя по фамилииГиацинтов». «А он что, хорошо пахнет?» - серьезно спрашивает Даша.
- Даша: «У меня бывают синяки и красняки». Марат спрашивает: «А черняки у тебя бывают?» Мама: «У папы на работе есть дядя  Черняк. Фамилия у него такая».  Даша шутит: «А что, он весь в черняках что ли?»
- Папа сидит за столом и готовится к лекции, а дочь вертится и вертится вокруг него, пытаясь привлечь внимание. Папа говорит ей: «Отойди, не стой над душой», на что Даша отвечает: «Ну ладно, тогда я возле души постою».

 ГОВОРЯТ ВНУКИ
Незаметно прошло 25-30 лет и появились внуки и они тоже творчески  осваивали язык и говорили свои интересные слова и выражения. Но тут я, уже вооруженный опытом и толстой общей тетрадью в крепкой коленкороврй  обложке, стал сразу записывать их перлы, не надеясь на свою память, благо, первый внук Ваня почти все детство и школьные годы провел с нами. Привожу их без излишних слов и предисловий:
- Оладышево (вместо Алабушево) – название станции близ Зеленограда   
- Ваня проснулся. Ему очень хочется понежиться рядом с бабушкой и он ей предлагает: «Бабуля, давай поженимся».  - « Это еще зачем?» - удивляется  бабушка.  «Тогда мы, как мама с папой, будем вместе лежать» - отвечает он.
- Заметив у Марьи Дмитриевны треснутую чашку, Ваня спрашивает: «Вы зачем пьете чай из рваной чашки?»
- Бабушка звонит внуку и спрашивает: «Ты сегодня гулял?»  - «Нет, Толик не вышел на улицу» -отвечает Ваня.  - «А с мамой?»  - продолжает бабушка.    «Хм, кто же с мамой гуляет?» -отвечает он.
- Самоварник  (водимо, по аналогии со словом чайник).
- Ваквария – кухонная раковина (есть что-то общее с аквариумом).
- Мотылек (мотыга)
- Кораблябляблик  - кораблик  (это второму внуку Максиму 2,5 года)
- Такалико -так далеко, так высоко  ( тоже максим, 2.5г.)
- Плоскобуцы - плоскогубцы (Максим, 2.5г.)
- А я могу еще крикнее кричать  (Ваня, 5 лет).
- «Что это я все хрущу и хрущу» -говорит Ваня, одевая куртку, похрустыващую при одевании (5 лет).
- Ваня говорит деду: «Ты фэшный человек».  - «Почему это?»  - «Потому что, когда  стоишь руки в боки, то на букву Ф похож» - отвечает он.
- «Дед, а ты знаешь, наш дом трехэтажный» - заявляет Ваня. «Он же двухэтажный» - возражаю я. Внук обосновывает: «На первом этаже живем мы, на втором – Зина, а на третьем – ласточки. Логично, думаю я.  Под карнизом дома ласточки слепили  много гнезд  и каждый год в мае возвращаются,  чтобы вывести птенцов.
- Читаем и смотрим с Ваней книгу про луноход. На другой день он заявляет : «Нельзя запускать луноходы, луна станет тяжелой и упадет на землю».
-  Ваня сделал из конструктора коробку с крыльями. «Это что, сундук - самолет?»  - спрашиваю я. «Нет, это планетёр» - отвечает он.  - «Такого слова нет, почему планетёр?» - удивляюсь я. - «Потому что он летает на другие планеты» - разъясняет внук.
- Когда я ем мороженое, у меня зубы дрожат ( Ваня).
- Конёк-горбунёк. (Ваня, 6 лет.)
- Бабушка спрашивает Ваню: « Сколько будет пять прибавить пять?»  - «Десять». – «А написать можешь?» Пишет: «01=5+5»  - «Ну ты и араб» - смеется дед.
-   Рассказывает Ваня: «Странная у меня мама. Летом я ее спрашиваю, можно пойти погулять?»  А она отвечает: «Кто же в такую жару гуляет?» - А зимой говорит: «Дурачок ты что ли? Там же холодно».
- Максим и Ваня играют в комнате в прятки. Максим спрятался, но долго усидеть в темноте не может. Не выдержав, он кричит: «Ваня, ищи меня, я в шкафе!»
- Что-то холодно стало, пора бронежилет одевать. (Максим, 4года)
- «Ваня, не кроши в молоко печенье, мама узнает, не пустит тебя к нам» -говорит бабушка». - «Пустит, я при ней не буду крошить» - отвечает он.
- Мы с Ваней приходим купаться на речку на свое любимое место. Там уже купаются две девушки. Через некоторое время приходит еще одна. Я говорю: «Ого, сколько русалок на нашем месте!»  Ваня, рассмеявшись, говорит: «Интересно, где же их русаки?» (лето после первого класса).
- Экскаватор насыпал много горок земли. «Сколько угробов, убиться можно» - замечает Ваня.
- В воде плавают головастики.  «Сколько здесь водоластиков!» - восторгается дочь учительницы Тамары Владимировны.
- На заборе сидят две мухоловки и щебечут. «Интересно, о чем они говорят?» - спрашивает Ваня. «Наверное, возмущаются, что птенцы у них прожорливые» - отвечаю я. Подумав немного, он заключает: «В общем, обсуждают  свои семейные проблемы».
-  «Ваня. Не делай этого, мама узнает и не будет пускать тебя к нам» - урезонивает бабушка. – «А ты не говори, а то тебе же хуже будет»» - отвечает он. (7 лет)
- Собака не сторожевая, а любезная.
- Ване дали роль Эзопа в школьном спектакле. Через некоторое время, учительница, встретившись с его бабушкой, советуется с ней: «Может, убрать роль Эзопа, у него и так много нагрузки?» Бабушка сообщила Ване, что роль у него могут отобрать.  «Не отберут, где они еще найдут такого хиляка на роль раба?» - уверяет он.
- У Вани выпал зуб. «Ну вот, на один зуб меньше чистить надо» - смеется он.
- После репетиции, на которой Ваня играл роль раба Эзопа, а Дима – хозяина Ксанфа,  Дима приказывает Ване: «Эзоп, принеси мой портфель».
- Бабушка пожарила картошку и разложила всем по тарелкам, оставив часть  в сковородке. Максим, любитель картошки, тут же заявляет: «Вы ее не ешьте, может,  я попрошу добавки».
-  Ване исполнилось 11 лет.  Накануне соседская собака укусила Максима, а с утра у Вани выпал зуб. «Невезучий день рождения в этом году» - с грустью отметил Ваня.    


Рецензии
Благодарю, Нил!

С умилением прочитала рассказ о ваших детях и внучатах!!! Они наше продолжение и радость в жизни!

Здесь вопросы моего сына, когда был маленьким:http://www.stihi.ru/2011/04/13/5366

С уважением, Нина.

Нина Косякова   09.02.2018 16:21     Заявить о нарушении