ВТА военно-транспортная авиация.. или бизнес АВИА

      Не  судите  строго. Написано  в  далекие 90-е. в  период  знакомства  с  жанром.
       ПОЕХАЛИ.
***
       ВТА предназначена для десантирования частей ВДВ в оперативном и стратегических тылах противника, оперативного снабжения наступающих войск боеприпасами, продовольствием и другим военно-техническим имуществом, а также для перевозки личного состава, топлива, продовольствия в отдаленные районы страны и обратно.
       Образно говоря, ВТА можно назвать руками и крыльями Вооруженных Сил. Но если бы вы знали, сколько обидных прозвищ наслушались курсанты летных училищ, заканчивающих факультеты ВТА. "Мешочники", "торгаши", "спекулянты" - самые безобидные из них.
  А через несколько лет после завершения учебы, многие из обзывавших с завистью смотрели на своих коллег. В ВТА и больший налет часов, и полеты в сложных метеоусловиях, и что греха таить, безбедное существование в различных экономических условиях.
 Требования к здоровью меньше,чем  к  истребителям, а значит и летное долголетие обеспечено. Встретить среди транспортников летчиков, чей возраст приближается к 45 не редкость. Большое количество знакомых среди авиационного начальства в разных регионах СССР позволяет найти скорой и удобной замены, а затем спокойно дослуживать до дембеля или по ближе к родине, или что гораздо престижнее в Киевском ВО (военном округе).
 Автор этих заметок 15 лет прослужил (в авиации) на должностях, связанных с руководством полетами. Поэтому все, что связано с ВВС знает изнутри. Транспортные перевозки и перехваты воздушных целей, бомбо-штурмовые удары(БШУ)и эвакуация раненых, бизнес и контрабанда, героизм летчиков и шапкозакидательство отдельных начальников, анализ предпосылок к летным происшествиям и меры, принимаемые к их недопущению, аварии и катастрофы - все это не только увидено, но  и хорошо изучено на КП (командном пункте) и на так называемой "вышке" - КДП -месте руководителя полетами. Только  здесь в авиачасти происходит анализ и принятие решения не только на текущие событие, но и на перспективу. Не даром КП называют мозгом части, а группа руководства полетами на  КДП имеет всю полноту власти в воздухе.
  Отдельные маленькие картинки времен  уж далеких попробую представить на Ваш суд. Специально буду чередовать серьезное и не очень, что бы ни нагонять тоску, но и не ёрничать, чтобы создалось впечатление не о легкой долголетней прогулке, а о серьезной и ответственной работе.
      
       Глава I. Бизнес по-советски (80-е гг.)
   Натужно ревут двигатели перегруженного АН-12. Он везет авиадвигатели на ремонтный завод в Кировабад. Обратной загрузки не ожидается. Ну не возвращаться же назад порожняком.Да и не дадут этого сделать командиру экипажа гостеприимные южане.Еще над морем, при подлете к Кировабаду диспетчер запрашивает экипаж, сколько груза он возьмет. Но характер груза почему-то не указывает. Ну, это секрет Полишинеля. Два-три военных авиагарнизона на обратном пути АН-12 будут долго пить знаменитый "кировабадский коньяк". Почему в кавычках? Да потому, что это хороший коньячный спирт, заправленный дубовой корой, по шесть рублей за литр. Его так и называют - "шестирублевик", опуская слово коньяк. Везут по городам и весям цистерны и канистры. Текут "коньячные" реки по городам и гарнизонам. И ведь реки, реки, реки...денег, денежек, деньжат.
Ау! Где вы кировабадские друзья? Как, неужели ваше благосостояние выросло настолько, что уже позволяет прожить самостоятельно? Кировабад переименовали в Гянджу, а дальше?
 Икра. Ну, это целая поэма! В сезон путины получить командировку на Восток редкая удача. Мало того, что сама командировка длительная и интересная, но она еще сверхприбыльная.
   Для того чтобы привезти и продать некоторое количество икры, копченостей и других дальневосточных деликатесов в ход идет все.
  Лесть, увещевание, подкуп спиртом, обещание привезти какое-то количество икры или бесплатно или по минимальной цене, иногда (редко) угрозы. Этим всем обрабатывают командный пункт, точнее офицеров боевого  управления. От них хотя и многое зависит, но не все.
Командиры эскадрилий устраивают между собой чуть ли не гладиаторские бои, чтобы первыми попасть к командиру полка и первыми предложить свой экипаж. В принципе командиру  все равно кто полетит. Все что положено, привезут и так.
  И вот наконец-то как всегда перегруженный АН везет курсантов на стажировку и сахар, масло и горилку, муку и сало, во общем все чем так богата Украина и беден Восток, даже не очень Дальний.
 Выгодно "отбомбившись" дарами Украины, экипаж на аэродроме вылета перекусывает икоркой, лениво наблюдая как высокие армейские чины покрикивают и подгоняют рядовых, загружающих АН-12 бочками с икрой. Конечно, во всех сопровождающих документах на груз будет указано, что перевозится военно-техническое имущество.
  Конечно теперь по маршруту на Запад, домой, командные и диспетчерские пункты, чем ближе к Европе, тем ожесточеннее будут вести борьбу за то, чтобы АН-12 сел и дозаправился именно у них. Новосибирск и Семипалатинск, Свердловск и Челябинск, Рязань и Тула - все хотят вкусить дары Приморья.
  Несколько икринок с брюшка кеты и горбуши долетит таки и до Украины. Спасибо и на том. А летчики, прилетев, домой, долго будут делиться впечатлениями от случайных встреч со старыми друзьями, рассказывать многочисленные приключения, произошедшие с ними во время стоянок на промежуточных аэродромах...
 Вкусно!
      
      
       Глава 2. Бизнес перестроечный (середина-конец 80-х - начало 90-х гг.)
      
       Часть 1.
Пожалуй, только в эти годы начинаются раздумья о смысле жизни, деньгах, способе их раздобыть и о бизнесе как таковом. Приходиться ломать некоторые жизненные принципы.

 Промозглое осеннее утро. Тускло пробиваются сквозь туман немногочисленные светляки фонарей. Баул в руке, парашютная сумка через плечо и бегом от междугороднего автобуса по лужам, по лужам к заветной цели миллеровской толкучке.
 Расстелен кусок целлофана, пара газет и сигарета дымит в зубах.Подняв воротник летной куртки, ожидаю рассвета.
Ба! Кого я вижу. Инженер 1-ой эскадрильи продает парадное сукно, хромовые сапоги (аж три пары), белье и "Шипр". Интересно где же он "Шипр" нашел?
  Удар по плечу и просьба подкурить. Гена Аносенко привез плащ-палатку, шинели, сапоги, кокарды и мыло. Штурман эскадрильи. Перспективный офицер. А вот и Петрич. Ветр привез два колеса (случайно уцелевшие) от угнанного у него "жигуленка".
   Ассортимент барахла офицеров-штурманов и техников, летчиков и командиров курсантских взводов не идет ни в какое сравнение с количеством и выбором товаров наших прапорщиков. Видно, что и дорожка в Миллерово протоптана ими намного раньше и дело поставлено на профессиональный лад. Ближе к обеду, распродав русским казакам нехитрый армейский скарб, закупаем мясо и сало!, яйца и рыбу и бегом-бегом к автобусам. Несколько часов езды наконец-то счастливые жены рассовывают по холодильникам заграничную снедь (Миллерово это уже Россия). А что? Не платят нам уже два месяца. Детишки растут, и кушать им хочется все больше и больше. Паек не давали уже полгода. Выживаем сообща и каждый по одиночке. Только вот плюнуть и уйти туда, где платят хотя бы вовремя нельзя. Служивые мы люди.
      
       Часть 2.
      
 Конец декабря. Суббота. Где-то далеко полыхают межнациональные конфликты. Кавказ охвачен огнем. За окном смеркается. Метель. -4 С.
 А на КП тепло и уютно. Мощный "козел" позволяет сидеть в рубашках без галстуков. Сигаретный дым стелется причудливыми пластами. Закатав рукава, дежурная смена лениво пишет пульку.Денег нет и игра не приносит удовольствия.
 
   К сиротливо стоящему в ста метрах от КДП грузовому АН-12 подъезжает три или четыре фургона с характерной желтой надписью через весь борт - "Яйца". Шутя, интересуюсь у диспетчера: "Чьи яйца и куда их в таком количестве везут?". Сам прикидываю, что везут сахар или консервы, или оружие под видом вышеназванного.   
 К своему удивлению слышу вполне серьезный ответ, что везут настоящие куриные яйца в одну из закавказских столиц. Пытаюсь подсчитать, сколько яиц можно погрузить в АН-12, но не хватает полета мысли. Вижу только, что "газона", одним за одним разгрузившись, покидают рулежку.
  С нетерпением жду экипаж или хотя бы командира экипажа, чтобы выяснить, что же на самом деле везут. В плане полетов указан маршрут этого действительно коммерческого рейса. От нас он должен сесть в Краснодаре или Ставрополе на дозаправку и затем перелететь в одну закавказскую столицу. Характер груза не  указан.
  Громко топая, со смехом и прибаутками, с веселым румянцем на щеках вваливается экипаж.  Мужики  хвастаясь  показывают шелестящие сотенные. 
   Нас грызут завитки. Еще бы, ребята часа за полтора работы получили каждый по своей зарплате наличкой.
     "Грузили как стеклянные. Они нам теперь дороже собственных!". Смех, прибаутки. А нам  грустно.
    А в Краснодаре бушует циклон. Мокрый снег, сильное обледенение, метет и вьюжит, почти полное отсутствие видимости. Естественно, что разрешение на вылет Краснодар не дает. Прогноз погоды не утешителен. Да и самого хозяина яиц нет, он где-то в городе и на погрузке не присутствовал. Очень меня заинтересовало  сколько же стоят на Кавказе куриные яйца, если их надо покупать на Украине, а потом везут за море на самолете. Керосин не дешев, да и эксплуатационные расходы транспортника не копейки стоят. А оплачивать маршрут надо в оба конца.
   Выйдя в коридор, только мне одному, по знакомству, с улыбкой прочли лекцию по политэкономии. Блокада железной дороги, погода, война, таможенники, ГАИ сопредельных областей и независимых республик делают доставку груза сухопутным путем практически невозможной. Почему-то вспомнилась "Тысяча дюжин". Благодарю за разъяснения и соглашаюсь с доводами, что  самолетом  яйца  вести  дешевле.
       Диспетчер и синоптик Краснодара сообщили, что дают "окно" на вылет с 18.00 до 19.00 часов. Обещают, что если посадка будет в этот промежуток, то небольшой разрыв облачности позволит принять АН-12 на дозаправку. Гарантируют, что и полосу от снега почистят, и дополнительные прожектора для освещения полосы выставят.
      
  А у нас уже темень. Начало шестого. Наш синоптик сообщил, что уже -6 С. Мы переглядываемся. Командир экипажа хмыкнул. Мол, пока яйца замерзшие, то ничего страшного. Как ничего страшного?! Грузовой салон АН-12 не герметизируется и не отапливается. Значит, сотни коробок с яйцами уже насквозь промерзли. Не надо было разгружать фургоны, не надо было выезжать на аэродром, не убедившись, что вылет разрешен и состоится сразу после погрузки. Впрочем, говорить это некому. Хозяин  или  хозяева  груза еще не приехали из города.
      
  18:00. Краснодар дал добро на вылет с посадкой до 19:00. Лету, напрямую через Азовское море, минут 45-50. То есть если сейчас АН-12 взлетит, то все будет в порядке. Документы на вылет подписаны, метеобюллетень у командира экипажа на  руках, сам экипаж уже на самолете, но хозяина груза нет.
 Ждем.
      
  19:00. -6 С. Краснодарский диспетчер рычит в трубку так, что его слышно в трех метрах от нашего диспетчера. Грозится выставить счет за сожженный керосин, пошедший на очистку от снега и льда посадочной полосы. Погода у них опять резко ухудшилась. Отбой вылету. Замело и у нас.
 Ждем хозяина груза.
      
  20:00. Скрип снега  от многочисленных машин под окнами. Две иномарки и пара такси. Группа южан человек пятнадцать вваливается на КП. Выпроваживаем всех, кроме двух человек - хозяев рейса.
        "Палытели дарогой, палытели быстрей! Забыраем друзей и палытели!" - темпераментные торговцы потирают щеки, стряхивают снег со своих норок и соболей.
       Командир экипажа сообщает, что "поезд ушел", погоды в Краснодаре уже не будет и, что сегодня никуда не полетят.
   "А яйца?!!!" - возмущению южан нет предела. "Яйца мерзнут! Люди жыдут, товар жыдут." От волнения нерусский акцент усилился до крайности. В руках появляется толстенная колода рублей. При виде денег у нас сработал рефлекс Павлова. Вот они наши зарплаты. И не одна. А делов-то, делов всего ничего. Написать новый метеобюллетень, поставить новый штамп на вылет у диспетчера, а нам с дежурным летчиком выпустить АН-12 на Краснодар или прямиком на Кавказ.
   Южане с двух сторон обрабатывают командира экипажа. Они считают, что заминка вышла только из-за него и ссылка на погоду только отговорка. Мол набивает себе цену. В руках мелькают сотенные и полусотенные бумажки. Южане срываются на крик. Из-за сильного акцента разборчивы только отдельные слова. "Пасадить не сможешь..., хорошо тысячу..., дарагой давай..., не разбей..."
   Майор Б. опытный летчик, налетал не одну тысячу часов, один из лучших в полку и он прекрасно понимал, что не разломав самолет , в лучшем случае, нельзя сесть в Краснодаре. Мы за него спокойны.
  Потратив час на уговоры, купцы меняют направление удара.
      
  21:00. "Мы что мало дэнег тыбе дали? Мало? Я только тыбе сколько отвалил?! Давай каманду лытеть!" - это разговор по прямому телефону с  начальником  училища  генералом  Рыбакиным.
  Вот и вылезли на свет божий деньги и, по-моему, не рубли. И не маленькие!
   Сколько же они заплатили за рейс, и сколько стоят яйца на Кавказе?

 Разгорается еще один скандал.Южане с криком требуют вернуть им деньги за неудавшийся полет на Родину. Видно поняли, что миновать таможню, блокаду, войну по воздуху им не удастся.
  Оказывается  "наши" (уже "наши" - так к ним привыкли) прохвосты объезжали рынки города и набирали желающих за доллары слетать домой. Деньжат хотели заработать по легкому.
    Конечно бледный, буквально, вид наших коммерсантов мог смутить кое-кого. В какие-то моменты обвислые щеки, дрожащие руки, пот, градом, катившийся из-под норковых шапок внушал жалость. Хотелось пустить шапку по кругу и скинуться денежками на молочишко, но, вспомнив "тысячу дюжин" пропадала всякая охота.
  Улетели замороженные яйца в воскресенье в 9.00 утра. Через несколько дней после командировки ребята из экипажа рассказывали, такой молниеносной разгрузки не видели ни разу в жизни.
  Десятка два дюжих молодцев в камуфляже минут  за  двадцать минут разгрузили АН-12.
Вопросы для "Что, где, когда?":
   Сколько яиц влезет в АН-12? Ответ: X - неизвестно. Коммерсанты только и знали, но они улетели.
Сколько стоит одно яйцо или один десяток?

       Ответ  на  второй  вопрос: одно яйцо - 1 доллар США, один десяток (опт) - 90 центов за одно яйцо.
       Чем не бизнес?
      
  P.S. Три дня в Луганске не было яиц в продаже.
      
       Глава 3.
      
  Бизнес национальный (начало-середина 90-х гг.) Удивительно, но коммерческие рейсы за границу, то есть по странам СНГ в ночное время не досматривались. Может, бензина не хватало, чтобы подъехать проверить характер перевозимого груза или людей не доставало, но я ночью ни разу не видел таможенников или пограничников. Зато 3-4 иномарки полные людей в униформе, уже за час до прилета АН-12, откуда нибудь из Баку или Тбилиси, ждут на рулежной дорожке коммерческий рейс. И тяжело нагруженные дарами Юга, со скоростью трамвая отбывают по домам.
 
  Вьются и рассекают голубые просторы над Азербайджаном и Арменией, Чечней и Ингушетией, Грузией и Абхазией, контрабандой привезенные из нашей страны Л-29-е и Л-39-е. За штурвалами нередко русоволосые инструкторы, а иногда и за гашеткой или кнопкой сброса. И собирают самолеты по частям и облетывают безработные техники и летчики откуда-то из-под Харькова и Чернигова. Пусты учебные аэродромы. Плиты взлетных полос хорошо уложены возле гаражей и дач где-нибудь в элитных поселках.
       Пусты и аэродромы с тяжелой транспортной авиацией. Эмираты и Ангола, Мозамбик и Конго.Перевозимая  видеотехника измеряется тоннами, доллары килограммами. Дети изучают пап по фотографиям в письмах или по надгробным памятникам над пустыми могилами. Не все останки привозят из Африки.

       На закупку новой авиатехники нет денег. Нет и на ремонт старой. Зато есть вылетавшие не один, а уже два полных ресурса старые труженики неба. Есть большие деньги в Мерседесах, Тойотах, Ниссанах возле штабов в столице. Сорокалетние генералы и тридцатипятилетние полковники пишут и говорят с ошибками, но зато фамилии их сугубо государственные.... Впрочем, к бизнесу это отношение уже не имеет.
      
       P.S. Недавно Игорь рассказал о коммерческом рейсе с 5 тоннами гвоздики. Ну очень интересно...
      
      *****************************************************
      
       На календаре 2014-й, июль. На Украине идет гражданская война за Донбасс, за Новороссию.
      ВТА Украины приказало долго жить.
      2 Ил-76, три-четыре "шайтана" и РТшку уничтожили ополченцы республик.
      Сколько осталось - наверное не больше уничтоженного. Остальное распродано в Штаты и на Ближний Восток.
Нет  ни  одного  Ан-12 -  все  проданы.
 
      Впервые смерть  украинских  авиаторов  не приносит огорчения. У взрослых мужиков всегда есть выбор. Выбрали войну - добро пожаловать в ад.
Впрочем  этот  бизнес   не  ровня  прошлому.Этот  на  крови.
      
    


Рецензии
Твоя журналистская рука тут в полной силе!
Хотел сбросить тебе на почту свой эл.адрес, но твоего адреса тут не видно. надо пообщаться по телефону.

Адольф Зиганиди 2   30.09.2014 09:40     Заявить о нарушении
leon_nid@rambler.ru

Леонид Москаленко   30.09.2014 12:04   Заявить о нарушении