Проблема уникальности

О необходимости возлюбить все человечество или хотя бы «ближних» мыслители говорят со времен, когда мысли только начали записывать. И продолжают говорить до сих пор устами как религиозных философов, так и гуманистов. Главная проблема любви в том, что она предполагает чью-то уникальность, из которой вытекает гордость, или даже гордыня. И не важно, любовь ли это к себе, или к «своим» (семье, детям, нации, родине), или к конкретному Другому. Открывая глаза на уникальность одних, она побуждает закрывать их на уникальность всего остального. Обычно противоположностью любви называют ненависть - самое ярко окрашенное негативное отношение. Но ненависть (именно в силу своей эмоциональной яркости) также указывает на признание уникальности. Любовь и антилюбовь растут из одного корня, образуя диалектическую пару: «любовь – гордость».

Как писал Г.Гессе, «жить полной жизнью можно лишь ценой собственного я». Границы нашего Я мы устанавливаем сами, а в качестве главного пограничника выступает гордость. Расширение границ Я можно воспринимать как их разрушение, то есть отход от гордости. Гордость важна для сохранения самобытности и вообще самости, но наше сознание – это инструмент как восприятия нового, так и закрепления ранее воспринятого в памяти. А гордость работает в ущерб той части сознании, что отвечает за открывание нового. Любопытство – не просто однокоренное к слову «любовь» понятие, но и ее основание. Если любопытство, (как и любовь) предполагает вечную открытость во вне, то гордость - закрытость, консервацию, сохранение нажитого «непосильным трудом» прежней работы сознания. Закон сохранения себя призывает к избеганию любви и к стремлению гордиться. Причем даже тем, что, при внимательном рассмотрении, никакой гордости не заслуживает. Ведь не всякая уникальность достойна культивации.

Современная эпоха утверждает ранее неизвестное отношение к уникальному, в котором есть место гордости и восхищение, но нет места стыду. Негативное отношение к новому есть отношение традиционалистское, поэтому человек, принадлежащий к постиндустриальному миру, либо принимает новое, либо игнорирует. Негативный полюс отсутствует, заменяясь нейтральным. Постиндустриальный мир изобилен не только товарами и услугами, но и вообще уникальностью. Уникальность штампуется и вываливается на прилавки в надежде, что ее кто-то выберет и полюбит. Избыток уникальности порождает дефицит гордости, а заодно любви и ненависти, оттесняя их в сферу традиционных, архаических отношений. В традиционном обществе было трудно выстроить и сохранить уникального себя, для этого необходима была титаническая «ручная» работа. В постиндустриальном мире нам предлагается изобилие заготовок, с помощью которых можно легко выстроить собственную уникальность. Только гордости такой труд практически не доставляет. Таким образом, все то, что касается подлинных сильных эмоций, принадлежит прошлому и живет в постиндустриальном мире в форме «пережитков». Но поскольку для этого мира нет ничего стыдного и враждебного (кроме главного – считать что-либо стыдным и враждебным), то традиции и традиционность включаются в постиндустриальный мир как равные с другими элементы. Ведь на самом деле постиндустриальная эпоха ликвидирует историческое течение времени, делая все прошлое и даже вымышленное одинаково настоящим.

Чего же ищет человек, живущий в изобильном мире, где уникальности уже более чем достаточно? Как правило, человек не может жить и не живет в современном мире, он лишь конструирует свой собственный мир из частей имеющегося в наличии мира. Современный человек может жить в прошлом, в будущем, в вымысле, но только не в реальности, которая чрезмерна, избыточна, а потому не может считаться миром, космосом, являясь его противоположностью – хаосом. Современный мир создан немногими и двигаем вперед немногими, чьей стихией является хаос – перемены в основании, а не традиции, движение, а не любование имеющимся, разрушение, а не сохранение. Немногие создали такой мир для всех, а большинство, не способное воспринять такой мир, живет в виртуальной, но уютной реальности, создаваемой из самых разнообразных доступных на рынке заготовок.


Рецензии