Кровные подружки

Перед самым новым годом раздался телефонный звонок.
– Здравствуй, Людмилка! Ты меня узнала? – женский голос был тихим, мягким и очень грустным.
Звонила Анна Павловна, с которой мы давно работали в одной бригаде в ателье. После того, как она вышла на пенсию, виделись всего раз, мельком поговорили, и было это лет двадцать тому назад. Я очень обрадовалась этому звонку. Она расспрашивала о моих родных, о тех с кем когда-то работали. Я долго рассказывала, а потом спросила о её дочерях, которых хорошо знала в молодости. Анна Павловна тяжело вздохнула, немного помолчав, вкратце рассказала о своей тяжелой жизни.

– Может ты слышала, Людмилка, у меня ведь большое горе? – она опять вздохнула и медленно, иногда затихала, чтобы вытереть слёзы, рассказывала о своих девчонках. Она говорила о старшей дочери Инне, которая была мне ровесницей, ей тоже уже 50 лет. Я помню, как мать переживала за бойкую красавицу дочь, уехавшую жить в Москву с парнем из Болгарии. По настоянию отца Инна сделала аборт, и больше детей она иметь не могла. Замуж она так и не вышла.

За свою младшую дочку Галочку, Анна Павловна рассказывала и не переставала плакать. Я хорошо помню её девчонок. Обе очень красивые, в отцову породу. Старшая, Инна, пухленькая, черненькая, похожа на индианку. А Галчонок (так мать всегда называла свою младшенькую) походила на шуструю цыганочку. И была свадьба у Галочки, и любящий муж, и сыночек. Но потом, после недолгого счастья, в их дом пришло горе. Заболела Галя, и сгорела за месяц. С тех пор вот уже почти 15 лет Анна Павловна не снимает с себя черной одежды. Через год после смерти дочери она уговорила зятя вновь женится, а внука отдать ей на воспитание. Сейчас мальчик уже студент, отец его по возможности помогает материально. Но в основном одеждой и деньгами поддерживает племянника Инна. Анна Павловна хвалилась внуком, а потом добавила:

– Плохая я стала, болею сильно. Боюсь однажды не проснусь. Вот вызвала Инну из Москвы, оформим на неё опекунство, теперь она ему вместо матери будет, – в телефонной трубке вновь слышалось легкое всхлипывание.

Потом она рассказывала про свою дачу, а у меня почему-то в голове вспомнились некоторые эпизоды из давней жизни в ателье. Я была бригадиром, а Анна Павловна и Галина Васильевна были старше всех, самые опытные мастера. Обстановка в бригаде была сложной из-за их постоянных ссор между собой. Они даже не здоровались и не разговаривали между собой. Однажды девушка из бригады поделилась своей бедой: муж загулял. Так обсуждение этой темы закончилось дракой между нашими старушками (так мы их тогда называли). Они обзывались, бросались одеждой, потом сцепились в жесткой схватке, колотя друг друга. Никто не мог их разнять, и я позвала на помощь заведующую ателье, а после работы она рассказала мне историю двух подружек, которая повергла меня в шок.

Ещё молоденькие деревенские девчонки, Анна и Галина, устроились работать в ателье, вместе снимали флигель, ели из одной тарелки. Галина в молодости была очень хороша: пышногрудая, всегда весёлая. Она быстро окрутила простого городского парня с квартирой, сославшись на свою беременность, потом был выкидыш и детей Галина так и не заимела. А тихая, скромная Анна вышла замуж за черноглазого красавца, родила двух дочек и ещё долго скиталась по чужим углам. Девушки стали кумовьями, младшую дочку Анна назвала в честь подруги Галочкой. Дружили семьями. Мужья рыбачили, жёны вместе делали закрутки, иногда Галина забирала детей из садика. И всё было хорошо, но вот однажды, неожиданно для всех, она разошлась с мужем и разменяла квартиру. О причине развода объяснила вскользь: муж не хочет жить без детей. А у Анны всё по-прежнему: любимый муж Виктор, дальнобойщик, две подрастающие доченьки, новая квартира, – хлопот хватало. Только не стало дружной компании, и Галина перестала ходить в гости, подружки общались только на работе.

И вот как-то 8 Марта муж Анны уехал в командировку, а она решила сходить поздравить куму Галину с праздником, испекла торт, взяла домашней наливочки. Настроение было отличное, хотела сделать подруге сюрприз, не предупредив о своём визите. Анна позвонила в дверь. Галина, не спросив «Кто там?», широко распахнула входную дверь, и чуть не обмерла от неожиданности, пару минут стояла удивлённая, не шевелясь, с открытым ртом. Улыбка Анны тоже как-то быстро исчезла, и на её лице было куда большее удивление. На подруге Галине был такой же голубенький вискозный стёганый халатик, у которого по воротничку и низу рукавов был мелкий рюш. Точно такой же халатик ей муж привёз из Москвы и перед отъездом в командировку подарил, и на трельяже в коридоре стояли уже распакованные дефицитные в те времена духи «Тет-а-тет», точь-в-точь как у Анны. И всё бы ничего, но вдруг из кухни послышался до боли знакомый голос.

– Галочка, кто пришёл? – Виктор в семейных трусах и растоптанных тапочках, видимо что-то готовил на кухне, решил посмотреть на пришедшего гостя.
Не обронив ни слова, с полными слёз глазами Анна медленно ушла домой. С тех пор подруги не разговаривали. Галина перешла работать в другое ателье. Виктор ушёл жить к любовнице, но уже через полгода просился к жене обратно, так как очень скучал по детям. А Анна после развода даже запретила ему навещать дочек. И он уехал в деревню к матери, устроился на ферму водителем, сошелся с пьющей женщиной, и сам начал изрядно поддавать, потерял работу.
Дочери Анны уже закончили школу. Старшая, Инна, училась и работала в Москве, а младшая, Галочка, училась и жила с мамой, как в их тихую размеренную жизнь вернулся отец. Он на коленях просил прощения и умолял принять его. Анна, всю жизнь любившая Виктора, простила. Не успев устроится на работу, муж Анны серьёзно заболел, и почти три года до самой смерти, она ухаживала за ним. Потом пришлось забрать с деревни и больную свекровь. И опять больницы, судно, похороны. Только одно радовало Анну: предстоящая свадьба у младшей дочери Галочки, она жила и, казалось, была счастлива. И не подозревала, что совсем скоро в её дом опять прейдет горе.
В 90-е годы перед выходом на пенсию бывшие подруги вновь работали в одной бригаде единственного уцелевшего ателье в городе.

Вся эта история промелькнула у меня в голове. Анна Павловна продолжала рассказывать то о своих близких, то о даче. И я вдруг вспомнила, что совсем недавно видела Галину Васильевну и спросила:
– А она хорошо выглядит: бодренькая, ей, наверное, около восьмидесяти будет? – полюбопытствовала я.
– Галке осенью 73 было! А я ведь о её часто недобрым словом поминаю. Из-за неё, разлучницы, вся жизнь моя куда попало пошла! – как-то резко, с обидой сказала Анна Павловна. – Ты знаешь, Людмила, всю жизнь её ненавидела, а потом подумала, какая моя судьба тяжёлая, не позавидуешь. Да только я всё равно счастливее её! Я была дважды матерью, и у меня есть моё счастье – мой внучёк, мой наследник! А она, здоровая, в хрустале и в бриллиантах, никому не нужная. Одна… – протяжно и уже как-то жалостно сказала Анна Павловна. – Надо Галке позвонить, поздравить её с новым годом. Прощения хочу у неё попросить, что думала и желала ей только плохое столько лет. Не хочу уходить на тот свет с таким грехом.
Я пожелала Анне Павловне скорейшего выздоровления и пообещала ей звонить.


Рецензии
Вот так история... И обеих жаль, что так все сложилось.
Мне нравятся житейские истории, будто сидишь в вагоне поезда и слушаешь, и слушаешь, подперев подбородок руками, интересные истории. Спасибо, Людмила.
С уважением.

Татьяна Хожан   23.06.2015 07:46     Заявить о нарушении